"Ты, катись, клубочек мой, покажи нам край родной!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Козлова Виктория Викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по краеведению в старшей группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Козлова Виктория Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад№5 «Антошка», посёлок Октябрьское, Красногвардейский район, Республика Крым

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по краеведению в старшей группе детского сада

 «Ты катись, клубочек мой, покажи нам край родной!»

 Образовательные области:

 познавательное развитие, речевое развитие художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.                                                                                                                                                                

Программное содержание:

Обучающие задачи: закрепить и расширить знания детей о родном крае, его красоте, природе, животном мире и морских обитателях, государственной   символике  Крыма, активизировать умственную и речевую деятельность;

Развивающие задачи: развивать любознательность детей в процессе ознакомления со своей малой Родиной. Развивать зрительное и слуховое восприятие, эстетическое восприятие природных объектов; развивать речевое взаимодействие со взрослыми, диалогическое общение, расширять и активизировать словарный запас.

Формирующие задачи: формировать обобщённые представления детей о красоте родного края, развивать наблюдательность, активизировать умственную и речевую деятельность; формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленный вопрос; формировать предпосылки к здоровому образу жизни, активизировать двигательную активность детей.

Воспитывающие задачи: Воспитывать любовь к своей Родине, уважение к народам, проживающим в Крыму, познавательный интерес к природе своего родного края, желание охранять природу.

Словарная работа: Республика, государственная символика, полуостров, герб,  флаг, гимн,  столица, легенда, заповедник, названия крымских гор,  деревьев, цветов, названия рек, названия городов Крыма.                                                        

Предварительная работа: Просмотр презентаций «Наша родина-Крым», «Крымские горы и пещеры», «Животные и растения крымского леса», «Моря и морские обитатели»,                                                                                                                                                                                   рассматривание карты Крыма, иллюстраций с изображением природы Крыма, рассматривание флага и герба Крыма, чтение легенд, заучивание стихотворений, рассказов о полуострове, просмотр видеофильмов о Крыме, беседы «Мы-Крымчане», «Дружный полуостров»

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнём наше занятие, давайте поздороваемся с гостями и друг с другом.                                                    

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!                              

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, я хочу прочесть вам  стихотворение. Послушайте его внимательно:

Этот край чудесный, там, где синь небес, 
Голубое море и зеленый лес, 
Ручеек звенящий и веселый гром,                                                  
Это запах хлеба, это отчий дом
Родина родная наша сторона, 
Ты на всей планете лучшая страна. 

Воспитатель: О чем это стихотворение? (О Родине)

-Какие пословицы вы знаете о Родине? (Нет в мире краше Родины нашей, Человек без Родины, что птица без крыльев, Родина-мать, умей за неё постоять!)

 -Как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей) 

Воспитатель: Россия – большая страна, наша большая Родина.

-А как называется наша маленькая Родина, наш родной край?

(Крым, Республика Крым).

 Воспитатель: Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это наша Родина. Для нас Родина -это наш Крым. Здесь мы с вами родились, здесь живут наши родители, наши родственники, друзья.

-Как называются люди, которые живут в Крыму? (Крымчане)

-Правильно, мы -крымчане, а Крым -это родной дом для всех народов. В Крыму проживает очень много людей разных национальностей.

-Какие народы проживают в Крыму? ( Русские,  Украинцы, крымские татары, армяне. Греки, немцы и многие другие)

Все народы в Крыму живут одной большой и дружной семьёй, со своими традициями, обычаями и культурой. Все народы уважают друг друга.

                                                                                                                                                                   Воспитатель: Ребята, Крым-это республика, а каждая республика имеет свою государственную символику. Это герб , флаг и гимн.

-Давайте рассмотрим флаг Крыма.

-Какие цвета есть на флаге Крыма?( ответы детей)

-Расскажите, что обозначают эти цвета. ( Синий-это надежда на благополучное будущее, белый-означает мир, спокойствие, равенство всех культур и народов, и красный цвет -это цвет борьбы, символизирует героическое прошлое Крыма)

Государственный Флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников проводимых в Республике Крым и в это время всегда звучат два Гимна - Гимн России и Гимн Республики Крым!

Воспитатель:  Давайте теперь рассмотрим герб Крыма.

Государственный Герб Республики Крым представляет собой щит, на котором изображён серебряный грифон. Грифон – символ Крыма с давних времён. В правой лапе грифона лежит серебряная раковина с голубой жемчужиной. Щит увенчан лучами восходящего солнца. Жемчужина указывает на уникальность Крыма, а восходящее солнце символизирует возрождение, расцвет и надежду на процветание По сторонам щита изображены две белые античные колонны, соединённые лентой красного цвета, на которой написано : «Процветание в единстве»                                                                            

Воспитатель:

 Крым очень красивый и необычный край.  Послушайте легенду :

Одного старца спросили:

-На что похож Крым?

-На гроздь винограда, -не задумываясь ответил старец.

-Почему?- удивились люди.

-Потому, что гроздь винограда состоит из множества сочных, вкусных и богатых витаминами ягод, так и Крым богат множеством богатых мест-это и море,  и леса , и горы, и степи с богатым растительным и животным миром.  

Вот почему Крым похож на гроздь винограда.

 Воспитатель:

Крым-Это одно из самых лучших мест отдыха для детей и взрослых. Недаром Крым называют здравницей. В Крыму очень тёплый и благоприятный климат, здесь почти всегда тепло.

-Почему в Крыму всегда тепло? (Потому, что он находится на юге России)

-Почему Крым называется полуостров? (Он с трёх сторон омывается морями)

-Какими морями омывается Крым? (Чёрным и Азовским)

-Покажите на карте.

-Много городов в нашем Крыму, но самый главный город находится в центре полуострова. Это столица Крыма. Как называется этот город? (Симферополь).

-Покажите на карте город Симферополь.

 Воспитатель: Дети, а кто знает, что  означает название города Симферополь? (В переводе с греческого «Симфо»- собираю, «полис» -город.).

Воспитатель: Как вы думаете, почему его так называют? (Все люди, приезжающие в Крым, сначала приезжают в Симферополь, а потом разъезжаются в другие города и районы Крыма).

Воспитатель: -Какие города ещё есть в Крыму? (Ответы детей)

-Как называется посёлок, в котором мы с вами живём? ( Октябрьское)

-Покажите наш посёлок на карте Крыма.                                                                                                                                                                                                                                                                 Воспитатель: Наш Крым очень красивый и сказочный край. И сегодня я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию по нашему полуострову.  

-Вы готовы отправиться в путешествие? А совершить это путешествие нам поможет  вот этот  клубочек.    Он не простой, а волшебный. Куда он покатится, туда мы свами и попадём.

-Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! ».

(Дети передают клубочек друг-другу, клубочек прикрепляется на карту Крыма)

 Слайд 1.  «Крымский лес»

Воспитатель: Мы с вами оказались в Крымском лесу. Как красиво весной  в лесу! Лес оживает, появляются листья на деревьях, зелёная молодая трава, поют птицы. (Звучит фонограмма «Звуки леса»

-Давайте поздороваемся с лесом.

Физминутка «Здравствуй лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес!  (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою,  (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою? (Выполнять покачивания направо-налево) 
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?  (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи.  (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)  
Ты же видишь – Мы свои  (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)

 Воспитатель:   -Давайте повторим правила поведения в лесу.(Ответы детей

-Весной в лесу очень красиво, много первоцветов.

-Назовите первоцветы, которые растут в лесу( подснежники, крокусы, примулы, лесные пионы, ландыши.)

-Почему нельзя рвать первоцветы? (Они занесены в Красную книгу и охраняются законом.)

-Скажите, какие деревья и кустарники  растут в крымском лесу? (клён, дуб, граб, вяз, крымская сосна, ясень, осина, кизил, орешник, шиповник спирея )

-А какие деревья растут только на южном берегу Крыма? (кипарис, инжир)

-Ребята, лес в Крыму растёт в горах, а почему? (деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах).

-Какие животные живут в крымском лесу? ( крымский благородный олень,  дикий кабан, белки, ежи, заяц-русак, косуля, ласка, барсук)

Воспитатель:  Растительный и животный мир нашего полуострова очень богат и разнообразен. Но природу нужно беречь и охранять, поэтому  в Крыму много заповедников.

 — Что такое заповедник? (Ответы детей)

Воспитатель: -Хорошо в лесу, но нам пора отправляться дальше.

-давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! »

Воспитатель: И вот мы с вами оказались в крымских горах.

Слайд 2.  «Горы Крыма»

Воспитатель: Горы Крыма очень красивы.

Все они носят они свои названия и имеют свои легенды

- Какие горы Крыма вы знаете?

(Показ слайдов)

- Ай-петри — самая красивая гора, это самая высокая гора в Крыму.

На неё можно подняться по канатной дороге, которая самая длинная в мире.

- Аю-даг —   мы с вами знаем легенду об этой горе. Ещё она называется «Медведь гора» .

-Демерджи- склон этой горы усеян каменными фигурками, и его называют «Долина приведений».

-Кара-Даг- или Чёрная гора, много лет тому назад он был вулканом.

Чатырдаг- гора-шахтёр, здесь располагается пещерная страна.

-Какие пещеры вы знаете? (Красные пещеры, мраморные пещеры)

-В горах есть очень красивые водопады. Назовите их (Учан- Су, Джур-Джур)

Воспитатель : ребята, а ещё в крымских горах берут своё начало реки.

-Какая река в  Крыму самая длинная? (Салгир)

-Какие ещё вы знаете реки в Крыму? (Альма, Бельбек, Кача, Чёрная речка)

Воспитатель: Молодцы, ребята, много знаете о Крымских горах, а сейчас давайте поиграем:

 Пальчиковая игра «Дом на горе.»

На горе мы видим дом.   (Кистями рук сложить домик)                                                                                                                                                                                                    

Много зелени кругом.   (Волнообразные движения кистями рук)

Вот – деревья, вот – кусты (Руками сделать «деревья» и «кусты») .

Вот – пушистые цветы!    (Пальцами показать бутон – распускающийся цветок)

Окружает все забор.   (Перед собой показать «забор» из пальцев)

За забором – чистый двор.   (Погладить ладонями стол)

Мы ворота открываем (Кистями рук показать ворота, ворота открываются) .

К дому быстро подбегаем.   (Пальцами «пробежаться» по столу)

В дверь стучимся: «Тук – тук – тук!»   (Постучать кулаками по столу)

Кто – то к нам идет на стук.   (Ладонь приставить к правому уху, прислушаться)

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли.     (Вытянуть вперед руки, как – будто преподнося что – то)

Воспитатель:  А теперь,  ребята, нам пора отправляться дальше.

-Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! »

Слайд 3.  «Море.» Звучит фонограмма «Звуки моря»

Воспитатель: Мы с вами знаем, что Крым омывается Чёрным и Азовским морями.

-Чем отличаются эти моря? (Чёрное море глубокое, холодное, а Азовское мелкое, тёплое) 

-Кто знает стихотворение о море?

 Море Чёрное – большое:

Утром серо-голубое,

Днём оно зелёное,

Пенное, солёное.

Ну, а ночью, при луне,

Золотым казалось мне!

Воспитатель: -Какие морские обитатели живут в Чёрном море? (Дельфины, медузы, крабы. Мидии. морской конёк, скат, морская звезда, хамса, килька)

-А чем полезны морю медузы, крабы, мидии (они фильтруют воду).

Воспитатель: Почему нельзя пить морскую воду? (Потому, что она солёная)

Воспитатель: Дети,  вы любите море? Давайте с вами посидим на морском берегу.

Релакс: Звучит фонограмма «Звуки моря»

- Как хорошо дышится на морском берегу, правда? Присядьте на тёплый песочек. Как хочется расслабиться, подставить лицо ласковому, нежному солнышку. Закройте глазки и представьте, как тёплый солнечный лучик, побежал по телу, стало тепло и приятно. Почувствуйте в своей груди маленькое солнышко. Оно пульсирует, растёт, заполняет теплом всю грудь. Лучи его просятся наружу. Давайте мысленно пошлём эти лучи всем. Протянем их как тёплые ладошки, как знак дружбы. Вместе с лучами пожелаем всем добра.

Воспитатель: - Пора нам отправляться дальше. Нас ждёт клубочек. Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! »

Слайд 4.  «Степи»

Воспитатель: А это, ребята, Крымские поля и степи. Полей в нашем краю очень много.

-Что люди выращивают на полях? (ответы детей).

- Люди выращивают пшеницу и рожь. Какого оно цвета? (желтое, золотистое). Поле похоже на море, когда дует ветер, колосья шевелятся, как будто волны. 
Воспитатель: Важны для человека поля? Чем? (Они нас кормят).

- Мы должны их беречь от огня.

Воспитатель:-А чем еще богат наш Крым? Что выращивают люди? (Сады и виноградники)

-  Какие фрукты растут в садах?

-Что делают из фруктов? (Соки, компоты, в них много витаминов)

Воспитатель: Крым очень богатый и плодородный край, а всё потому, что здесь живут очень трудолюбивые люди, которые любят свою Родину, и хотят сделать её ещё краше. И я надеюсь, что когда вы вырастите, вы будете любить свой         Крым и постараетесь сделать его ещё краше и богаче! А сейчас давайте послушаем  песню о нашем родном Крыме. Крыме.

 ( Звучит песня о Крыме)

Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Пора ребята нам возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова : «Ты клубочек наш беги, в детский сад нас приведи!» (Дети передают клубочек друг-другу)

Итог занятия: Вам понравилось путешествовать по Крыму? Что вам понравилось больше всего? Я очень рада, что вы так много знаете о нашем полуострове и любите его. В Крыму ещё очень много красивых и интересных мест, и в следующий раз мы обязательно туда с вами отправимся!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....

"Клубочек,покажи нам край родной"

Закрепить и расширить знания детей о родном крае, его красоте, природе, животном мире, государственной символике города, активизировать умственную и речевую деятельность....