Конспект непрерывной образовательной деятельности "Птицы континентов"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сало Оксана Алексеевна

Цель: познакомить детей с интересными птицами, обитающими на разных

           континентах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy_kontinentov.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 36 компенсирующего вида

Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

в подготовительной группе

на тему: «Мы - юные орнитологи».

Составитель: Сало Оксана Алексеевна,

воспитатель ГБДОУ № 36.

Санкт-Петербург.

2018год.

Цель: познакомить детей с интересными птицами, обитающими на разных

           континентах.

Программное содержание:

 

Познавательное развитие:

     1. Расширить представление детей о птицах, населяющих Землю.

     2. Дать детям представление о профессии орнитолог.

     3. Расширить и систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах, закреплять умение их классифицировать.

     4. Дать детям знания об интересных птицах, живущих на 6 континентах

         ( кондоре, колибри, страусе, пингвине, киви): особенности их жизни,

          способах питания).

     5.Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего; развивать сообразительность, умение решать поставленную задачу ( д/и: «Скажи наоборот», «Собери птицу»).

Социально-коммуникативное развитие:

     1.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу ( во время игры: «Собери  картинку»).  

     2.Воспитывать уважительное отношение друг к другу: умение дослушивать ответы товарищей до конца, не перебивать.            

Речевое развитие:    

     1. Учить детей высказывать предположения и делать простейшие выводы (например, колибри очень маленькая птичка и яички несёт крошечные; у страуса длинные, сильные ноги - он умеет быстро бегать; пингвин не мёрзнет, т.к. у него толстая жировая прослойка и т.д.)

    2. Учить излагать свои мысли понятно для окружающих.

    3. Обогащать природоведческий словарь детей за счёт новых названий птиц (колибри, страус, кондор, киви, пингвин).  

    4. Активизировать словарь детей: название 6 континентов, названия зимующих и перелётных птиц.  

    5. Упражнять в подборе антонимов: д.и: «Скажи наоборот» ( жарко-холодно, длинный- короткий.

Художественно- эстетическое развитие:  

    1. Закреплять умение свободно владеть карандашом: аккуратно, равномерно закрашивать рисунок, в одном направлении, не выходя за контур.  

    2. Упражнять в использовании карандашей разных цветов и оттенков для получения яркого изображения.

Физическое развитие: 

   1.Предупреждать утомление детей через проведения физ. минуток, зрительной гимнастики.

Коррекционные задачи:  

   1. Закреплять умение классифицировать птиц на зимующих и перелётных.

   2. Узнавать и называть птиц в цветном, силуэтном и контурном изображении.  

   3. Узнавать и называть континенты в цветном, силуэтном и контурном изображении.  

   4. Упражнять в умении собирать целое из частей, развивать аналитико-конструктивные способности.  

   5. Развивать прослеживающую функцию глаз.

Оборудование и материал:    

    1. Составленный кроссворд.  

    2. Карта мира.

    3. Силуэтное и контурное изображение 6 континентов.

    4. Цветные изображения зимующих и перелётных птиц.

    5. Цветные изображения: кондора, киви, страуса, колибри.

    6. Силуэт пингвина.                      

    7. Верёвка 3 метра.                    

    8. Горошины.                

    9. Мяч.      

    10. Разрезные картинки киви и утконоса.        

    11. Птички на палец для проведения зрительной гимнастики.  

    12. Маленькие силуэтные изображения кондора, колибри, страуса, пингвина, киви, ласточки, дятла.                  

    13. Фланелеграфы.    

    14. Заготовки блокнотов с силуэтным изображением птиц.

Ход:

  - Мы сегодня отправимся с вами в путешествие. А отгадать, кем мы с вами станем, нам поможет кроссворд. Вам надо отгадать загадки и заполнить строчки по горизонтали. И тогда в выделенных клетках по вертикали мы прочитаем название профессии.

 

  В

 О

  Р

  О

         

  Н

  А

  С

 

  О

  Р

  О

  К

  А

  С

  Н

  Е

  Г

  И

  Р

  Ь

  С

  И

  Н

  И

  Ц

  А

  Д

  Я

  Т

  Е

  Л

  С

  О

  Л

  О

  В

  Е

  Й

  Л

  А

  С

  Т

  О

  Ч

  К

  А

  С

  К

  В

  О

  Р

  Е

  Ц

  Г

  О

  Л

  У

  Б

  Ь

Воспитатель загадывает загадки:                      

   1. Кар-кар, кар-кар-кар!  

       Вот и весь репертуар.  

       Оглашает крону клёна  

       Своим пением…(ворона).

  2. Всё стрекочет и вертится  

       Ей на месте не сидится,  

       Длиннохвоста, белобока

       Вороватая…(сорока).  

 

 3. Зимой на ветках яблоки,

       Скорей их собери!

       И вдруг вспорхнули яблоки,  

       Ведь это…(снегири).  

 

 4. Кто красуется на ветке

     В жёлтой праздничной жилетке?

     Синяя косынка, тёмненькая спинка,

     Это маленькая птичка, а зовут её…(синичка).

 5. Всё время стучит, деревья долбит.

     Но их не калечит, а только лечит(дятел).

 6. Кто без нот и без свирели

     Лучше всех выводит трели?

     Голосистей и нежней?

      Кто же это? (соловей)

 7. Угадайте, что за птичка тёмненькая невеличка

     Тёмненькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста

     Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.

     Лепит домик под окном из травы и глины (ласточка).

 

 8. Едва возвратится этот певец

     В свой на шесте деревянный дворец,

     Как все понимают - весна наступает

     А долгой зиме скоро будет конец (скворец).

 9. Птица мира и добра!

     Птица счастья и тепла!

     Эта птица почтальон,

     Не собьётся с курса он.  

     Он живёт на площадях,

     На деревьях и ветвях

     Он воркует, не поёт,

     Бодро семечки клюёт (голубь).

    Дети отгадывают загадки, отгадки вписываем  в кроссворд по горизонтали,

по вертикали в выделенных клетках составляем слово ОРНИТОЛОГ.

   - Кто такие орнитологи? (это люди, изучающие птиц).

   - Что можно изучать у птиц? (места обитания, чем питаются, как выводят птенцов). Орнитологи стараются раскрыть все тайны птиц.  

   - Как вы думаете трудная это профессия? (да).

   - Почему? (должны быть выносливыми, наблюдательными, терпеливыми).

   - Предлагаю вам стать орнитологами, отправиться в путешествие по континентам и узнать, какие интересные птицы там обитают. Согласны? (да).

   - C каждого континента мы заберём изображение птицы, там живущей, и в конце путешествия поместим их на нашу карту.

      Подойти с детьми к карте мира:

  - Сколько всего континентов?(6).

  - Как называются континенты? (дети называют:  Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Антарктида, Австралия; воспитатель каждый континент на карте закрывает его силуэтным изображением).

  - Как называется континент, на котором находится наша страна? (Евразия)

  - Какие птицы обитают в Евразии? (дети перечисляют знакомых им птиц).

  - А теперь задание юным орнитологам: на какие группы можно разделить данных птиц? (подвести детей к столу, на котором разложены изображения птиц). На зимующих и перелетных.

  - У меня на столе все птицы перемешались, надо их разделить на две группы: зимующие и перелётные (дети выполняют задание, разделяют птиц на две группы и прикрепляют их на два фланелеграфа). Затем все вместе проверяем правильность выполнения задания, выслушиваем ответы детей.

  - Отправляясь дальше, из Евразии мы забираем изображение ласточки, как перелётной птицы и дятла, как зимующей птицы.

     На следующий континент мы перелетим на самолёте.

 Физминутка «Самолёт»:

                       Руки в стороны в полёт отправляем самолёт.

                         Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд-

                         Полетел наш самолёт.

   

 Подвести детей к фланелеграфу, на котором силуэтное изображение Северной Америки.

   - Как называется континент (Северная Америка).

   - Здесь обитает интересная птица: калифорнийский кондор ( прикрепляю на фланелеграф его изображение).

   - Как вы думаете хищная эта птица или нет? (хищная).

   - Как определили по внешнему виду? (когтистые лапы, загнутый вниз клюв).

   - Ходили легенды, что кондор мог унести человека, но это неправда

Несмотря на свой свирепый вид, это мирная птица. И он не может ничего тяжелого поднять и перенести, а уж тем более не справится с человеком. Питается кондор погибшими животными. Кондор считается долгожителем и живет до 65 лет.

   -Отправляясь дальше, из Северной Америки, мы забираем для нашей карты изображение калифорнийского кондора.

   -На следующий континент мы поплывем на теплоходе.

 Физминутка «Теплоход»:

                   От зеленого причала оттолкнулся теплоход:

                  Раз, два- он назад шагнул сначала, а потом шагнул вперед.

                 И поплыл, поплыл по морю, набирая полный ход.

   -Мы прибыли в Южную Америку. А здесь в тропических лесах живет удивительная птичка. Эта птичка является самой маленькой  на земле. Кто знает, как она называется(колибри). Прикрепить на фланелеграф изображение колибри.

  -Колибри очень много видов, но все они очень маленькие. Самые мелкие на Земле- колибри-пчелки. Они меньше шмеля и весят чуть больше 1 грамма.

Показать горошины: «На что это похоже?» (на яички).

  -Крошечная птичка колибри несет крошечные яички, они примерно с горошину, а гнездышко поместится на ногте у взрослого человека, оно всего 1,5см. в поперечнике(показать детям вырезанный из картона кружок, диаметром 1,5см.). Сравнить «яички» колибри и куриное яйцо.

  -Как вы думаете, чем питаются колибри? (они питаются нектаром цветов, они часто-часто машут крыльями и зависают перед цветком и длинным клювом пьют нектар).

  -Отправляясь дальше из Южной Америки , мы забираем для нашей карты изображение колибри.

  -На следующий континент мы полетим на самолете.

 Физминутка «Самолет». См. выше.

  -Мы прибыли на самый жаркий континент. Как он называется ( Африка).

  - В Африке обитают самые большие птицы. Они удивительны тем, что не умеют летать, зато быстро бегают. Кто это? (страус).

  -Они самые лучшие бегуны, способны развивать скорость до 100 км/ час. Как быстрый автомобиль. А еще для чего страусу такие ноги? (чтобы защищаться от врагов). А для чего нужна такая шея (чтобы вовремя заметить опасность и убежать).

  -Провести словестную игру с мячом: «Скажи наоборот»:

1). В Африке жарко, а в Антарктиде…(холодно);

2). Страус большой, а колибри…(маленькая);

3). У страуса яйца крупные, а у воробья…(мелкие);

4). У страуса ноги длинные, а у синицы…(короткие);

5).Страус бегает быстро, а пингвин…(медленно);

6). У страуса клюв короткий, а у цапли…(длинный), и т. д.

  -Как называется птица, с которой мы познакомились на этом континенте( страус).

  -Мы покидаем самый жаркий континент, Африку, и забираем для нашей карты изображение страуса.

 

 - На следующий континент мы поплывем на теплоходе.

 Физминутка «Теплоход». См. выше.

 - А теперь мы прибыли на самый холодный континент. Кто знает, как он называется? ( Антарктида). В Антарктиде очень холодно, здесь люди не живут, только ученые ненадолго приезжают сюда, чтобы проводить исследования. Зато здесь обитает очень интересная птица (подойти к белой доске, на которой прикреплен силуэт пингвина).

 - Как называется эта птица? (пингвин). Правильно (переворачиваю картинку, показываю цветное изображение пингвина).

 - Как же они выживают при таких низких температурах? (у них толстый слой жира, который позволяет им не замерзнуть).

 - Чем питаются? (рыбой).

 - Пингвины очень неповоротливы и неуклюжи на суше, говорят, ходит «как пингвин», зато очень проворны под водой, крылья у них, как плавники.

 - Высиживают яйца отцы, а мамы уходят в море кормиться. Яйцо находится в складке кожи. Вот такие интересные птицы пингвины.

 - Из Антарктиды мы забираем изображение пингвина и покидаем самый холодный континент.

 - На последний шестой континент мы полетим на самолете.

 Физминутка «Самолет». См. выше.

 - Мы прибыли на самый маленький континент. Как он называется? (Австралия). Здесь обитают очень интересные звери и птицы.

 - Местные орнитологи оставили нам в конвертах фотографии, на них одна птица, одна нет. Только кто-то нахулиганил и разрезал фотографии. Их надо сложить и определить, где птица, а где- нет. Дети делятся на две группы, каждая группа получает конверт с разрезанным изображением, затем вместе собирают картинку. У одних картинка с изображением утконоса, у других- киви.

 - Чем утконос похож на птицу? (у него есть клюв, несет яйца).

 - Почему же это не птица? (потому, что кормит своих детенышей молоком).

 - Кто знает, как называется эта птица? (киви).

 Поместить на фланелеграф изображение киви:

 - Киви- странные, нелетающие птицы, Они живут в норах под землей и лишь по ночам выбираются из них. Таким образом, они избегают встречи с животными, которые представляют для них опасность.

 - Как вы думаете киви легкая добыча для хищников? Почему? (потому что не умеют летать)

 - Своими всклокоченными перышками киви больше похожи на пушистых зверюшек, чем на птиц.

 - Вот такая интересная птица живет на самом маленьком континенте.

 - Покидая Австралию, мы забираем изображение киви для нашей карты.

 

 - Мы с вами побывали на всех шести континентах, для нашей карты собрали интересных птиц, а теперь пора возвращаться домой.

 - Пока мы с вами плывем на теплоходе домой, немного поиграем и дадим отдохнуть нашим глазам.

  Зрительная гимнастика:

-Вот мы с вами и вернулись из путешествия. Давайте подойдем к карте и разместим на ней привезенных из путешествия птиц (вспоминаем названия континента и прикрепляем нужную птицу).

 - Чтобы изучать птиц обязательно ли быть орнитологом? (нет)

 - Любой из нас может изучать птиц, которых каждый день мы видим вокруг себя, достаточно просто внимательно наблюдать за ними. Нужно вооружиться блокнотом, карандашом, зарисовывать птиц, записывать свои наблюдения.

 - Я вам хочу подарить блокноты, но они не простые, а с загадкой. На первом листе зашифрован силуэт птицы. Чтобы увидеть птицу, надо раскрасить цветными карандашами все треугольники-мозаики. А потом отгадать птицу.

 

Дети приступают к выполнению задания, потом отгадывают зашифрованных птиц, проверяют правильность ответов друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области: речевое развитие с использованием современных образовательных здоровье сберегающих технологий и ИКТ технологий

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области: речевое развитие с использованием современных образовательных здоровье сберегающих технологий и ИКТ технологий...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области: речевое развитие с использованием современной образовательной технологии «ТРИЗ» с детьми средней группы Тема: «Маша и медведь».

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение проти...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных математических представлений (направление образовательной области) «Ложки» (тема) Блоки Дьенеша

Педагогический замысел: - Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности. - Привлекать внимание детей к предметам контрас...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ОНР по образовательной области «речевое развитие» с интеграцией образовательных областей Тема: «Квест-игр

Методический комментарий к плану-конспекту непрерывной образовательной деятельностис дошкольниками   подготовительной к школе компенсирующей группы для детей с ОНРпо образовательной области ...