Конспект НОД "Воздухоискатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Данный материал будет полезен в работе педагогов ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_vozduhoiskateli.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности.

Тема: «Воздухоискатели».

Возрастная группа: средняя.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

  1. Социально-коммуникативное развитие:

- Закреплять умения согласовывать свои действия с другими участниками.

- Развивать умение внимательно слушать товарища, не перебивать.

- Воспитывать чувство удовлетворения от выполненной работы.

  1. Познавательное развитие:

- Продолжать развивать мелкую моторику.

- Развивать умение созерцать предметы, выделять характерные детали.

- Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); диких  животных; понятия большой - маленький, длинный – короткий.           

3. Речевое развитие:

- Воспитывать культуру речевого общения.

- Развивать умение грамотно строить высказывания, более точно характеризовать объект.

- Развивать умение излагать свои мысли понятно, четко проговаривая слова.

- Упражнять в умении высказывать предположения, рассуждать,  делать простейшие выводы.

- Способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками.

- Развивать умение использовать в речи выразительные средства языка (сравнения).

- Совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя.

- Развивать умение отгадывать загадки.

4. Физическое развитие:

- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к здоровому образу жизни

- Формировать умения выполнять движения легко и непринужденно

- Формировать эмоционально-положительное отношение к физической активности.

- Развивать способность к самоконтролю при выполнении движений, спортивных упражнений, соотносить свои действия с правилами игры,  закрепление в игре изученного материала.

Методы и приёмы:

- практические (игры, упражнения, решение проблемных ситуаций)

- наглядные (рассматривание, показ способов действий)

-словесные (рассказ педагога и детей, беседы, вопросы-ответы, художественное слово, объяснения, решение проблемных ситуаций)

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова:  воздух, прозрачный, невидимый, опыт.

 

Материалы и оборудование: разрезные картинки (машина, завод, пыль, дым); мешочки на каждого ребенка; ткань разного цвета для тропинок; кудики для имитации камней; макет деревьев; макет пруда; одноразовые стаканчики для каждого ребенка; ванночка; емкости с водой и трубочки на каждого ребенка; мешок; баночки на каждого ребенка; карточки с изображением животных, людей ,растений; письмо. 

Предварительная работа: наблюдение за ветром, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

ТРИЗ

«Хоровод»

«Путешествие по дорожке»

«Собери картинку»

«Кому нужен воздух»

«Возвращение в группу»

Двигательная

Игровые упражнения, двигательные паузы, пальчиковая гимнастика

Познавательно-исследовательская

Проведение экспериментов

Коммуникативная

Вопросы поискового характера, загадки, беседа, составление предложений

Восприятие художественной литературы и фольклора

Слушание стихотворений, загадок.


Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Проверить готовность детей к предстоящей совместной деятельности

Игровая ситуация «Хоровод»

 

Возникает эмоционально-положительный настрой на предстоящую деятельность.

Ребята, здравствуйте. Давайте  поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками и  встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся теперь друг другу и подарим всем хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!  

Молодцы, ребята.

Дети заходят в группу под песню маршируя «А ну ка песню нам пропой весёлый ветер».

Дети встают произвольно около воспитателя и повторяют слова

Беседа о предстоящей деятельности

Педагог задаёт вопрос: Ребята, к нам сегодня на занятие пришел невидимый гость. Кто-нибудь знает о ком идёт речь?

Чтобы вам было проще догадаться, я загадаю вам загадку.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Кто же наш гость?

Правильно, сегодня на занятии мы поговорим с вами о воздухе.

Дети стоят произвольно, отвечают на вопрос и отгадывают загадку

Актуализирована заинтересованность детей.

Закреплено умение логически мыслить

Формируется умение вести диалог с педагогом

Знают название времени  года, последовательность

Деятельностный

Сюрпризный момент: путешествие по дорожке

Сформировано умение следить за действиями товарищей, сконцентрировано внимание

Чтобы нам познакомиться с нашим невидимым гостем я предлагаю отправиться вам в путешествие.

Пройдем с вами по «дорожке». На пути нам будут встречаться камни, наши препятствия. Их придется преодолевать, перепрыгивать.

(в группе из ткани выложена дорожка, на дорожке препятствия из кубиков).

Дети идут по «дорожке», перепрыгивают «камни»

Закрепить представления о воздухе и его характерных признаках.

Беседа о воздухе.

Знают и называют  признаки воздуха

Актуализирована заинтересованность.

Ой, посмотрите. Что это лежит под «камушком»

Давайте посмотрим, что там.

Здесь написано стихотворение о воздухе. Кто же его написал?

Сейчас я прочитаю вам стихотворение.

Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял...
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой? 

Ребята, а теперь скажите мне, пожалуйста, а что такое воздух?

Давайте теперь убедимся с вами, правильно ли нам написал ветер в стихотворении о воздухе.

Отвечают на вопросы.

Письмо.

Открывают вместе с воспитателем письмо.

Дети смотрят на конверт. На конверте изображение ветра.

Его написал ветер.

Воздух то, чем мы дышим. Он прозрачный, невидимый.

Закрепить понятия: «воздух», «невидимый»

Эксперимент «Что внутри»

Внятно отвечают на вопрос, закрепляют понятия:

«воздух», «невидимый».

Ой, ребята, посмотрите, что там за деревьями находится?

Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? 

-А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? 

Что его раздуло? Что внутри? 

-Что вы чувствуете? Что было в мешке? 

-Мы его видим?

 Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.

Мешочки.

Ничего

Его раздуло.

Воздух.

В мешке был воздух.

Нет.

Развивать внимание, тактильную чувствительность, интонационную выразительность, мелкую моторику.

Пальчиковая гимнастика «Непоседа-ветер»

Педагог  медленно проговаривает текст гимнастики и показывает движения пальцами.

Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
Спал он тихо,
Спал спокойно,
Не вертелся, не мешал,
Сел потом на подоконник,
Чуть бумагой пошуршал,
Покрутил в углу вертушкой
И улегся за подушкой.
Всё я видел. Только ветер
Меня, видно, не приметил 

Дети подходят к педагогу

Дети вместе с педагогом встают в круг все вместе произносят текст и показывают движения пальчиками.

Выразительно произносят текст и точно выполняют движения пальчиками.

Закрепить понятие о том ,что воздух легче воды.

Эксперимент “Пускание пузырьков из воды”.

Знают, что воздух легче воды.

Ой, посмотрите, а что находится  около спальни?

Давайте пройдем туда.

Идите аккуратно по тропинкам.

А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть 

Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? 

Опустите каждый соломинку в стакан с водой, подуйте.

Что видите? 

Это пузырьки, которые мы выдыхаем.

Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? 

Потому что воздух легче воды.

Пруд

Ответы детей.

Пузырьки.

Ответы детей.

Закрепить понятие «невидимый», «прозрачный», «бесцветный».

Эксперимент “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.

Посмотрите, а куда нас ведет красная тропинка?

Верно. Пройдем с вами туда. Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в ванночку. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.

Что получается? Попадает ли вода в стаканчик? 

В  стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.

К ванночке с водой.

Ответы детей

Знают понятия «невидимый», «прозрачный», «бесцветный».

Дать представления о том ,что воздух передаёт запахи.

Эксперимент «Чем пахнет?»

Ой, кто-то забыл в раздевалке мешок. Давайте его возьмем в группу.

Вам интересно ,что там?

Давайте посмотрим.

В мешке лежат маленькие баночки. Но что же там внутри?

Возьмите каждый себе по баночке ,откройте ее и скажите, чем пахнет из баночки.

В баночках был воздух, который передал вам запах.

По воздуху передаются разные запахи.

Что может придумать человек, чтобы воздух перестал передавать запахи?

Да.

Дети открывают баночки ,нюхают чем пахнет ,говорят воспитателю.

Знают, что воздух передает запахи.

Развивать связную речь.

Закрепить знания детей о том, кому нужен воздух.

 Д/и «кому нужен воздух?»

 

Знают ,кому нужен воздух.

Посмотрите на наш ковер, подул сильный ветер и разбросал карточки ,которые я вам приготовила. Возьмите каждый себе по карточке.

(на карточках изображены люди, животные ,растения).

Спасибо большое вам ,ребята!

А теперь сядем на ковер.

Выкладывайте перед собой карточки и говорите, кому нужен воздух. Начну я.

Воздух нужен человеку.

что нужно сделать, чтобы человек или животное могли прожить какое-то время без воздуха?

Дети собирают карточки.

Выкладывают карточки перед собой. Составляют предложение.

Д/и «Собери картинку»

Развивать познавательную активность, внимание, память, мышление.

А теперь давайте пройдем с вами к столу.

Что вы видите на столе?

Соберите в парах разрезные картинки и узнайте, кто же загрязняет воздух.

Кто же загрязняет воздух? 

Полезно ли дышать человеку, таким воздухом?

то же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню?

Как человек может сохранить воздух чистым, не избавляясь от заводов, машин?

Молодцы ребята, вы правы, в нашей стране есть даже День защиты окружающей среды – 5 июня.

Дети проходят к столу.

Разрезные картинки.

Собирают разрезные картинки.

Заводы, машины, дым, пыль.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети заинтересованы,

их внимание сконцентрировано.

Развито мышление, память, воображение

Игра «Наоборот»

Учить работать с ТРИЗ.

Развивать фантазию

А сейчас мы с вами присядем на тропинку и немножко пофантазируем.

Скажите мне, что было бы, если бы воздух был цветным? Какого цвета он мог бы быть? Почему именно этого цвета?

А если бы воздух был не прозрачный. Что было бы?

Присаживаются на тропинку.

Отвечают на вопросы.

Научились работать с ТРИЗ.

Развита фантазия.

Заключительный

Учить работать с ММЧ

                                      Игровая ситуация «Возвращение  в группу»

Дети умеют составить и рассказать о путешествии, составив короткий

рассказ из 2-3 предложений.

Предлагает возвратиться в детский сад, произнеся волшебные слова.

Давайте подумаем с вами, какая картинка лучше всего изображает воздух? Почему? (воспитатель выставляет картинки ММЧ)

Молодцы ребята! Вот и познакомились мы с нашим невидимым гостем, которых находится с нами всегда рядом. И без которого мы не смогли бы жить.

Вам понравилось путешествие?

Что больше всего понравилось?

А что для вас было трудно?

После сегодняшнего путешествия, о чём вы можете рассказать дома?

Дети стоят вокруг педагога и отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....