Конспект открытого занятия по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

"Путешествие в прошлое игрушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznakomit_s_obektom_muzeya.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по социализации

Тема: Путешествие в прошлое игрушки

Цели: познакомить детей с историей возникновения русской игрушки, с разнообразием материалов, из которых изготовлены игрушки; расширить кругозор детей о мире окружающих предметов, побуждать их к совместной творческой деятельности, используя схему изготовления тряпичной куклы; развивать эстетический вкус, творчество через самостоятельное создание игрушки. Воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у меня есть ларец. А чтобы узнать, что в нем, отгадайте загадку:

Что все это значит?

 Дочка, а не плачет;

 Спать уложишь –

 Будет спать

 День, и два, и даже пять.

Воспитатель: О какой игрушке говорится в загадке? (ответы детей) Какие слова загадки подсказали вам правильный ответ? (ответы детей)

Что обозначает слово “кукла”, где появились первые куклы, кто играл с куклами раньше. Ответы на все вопросы я искала в различных книгах о кукле и энциклопедиях. И так, что же такое кукла и откуда она возникла. Оказывается, на этот вопрос можно смотреть по-разному.

В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека (зачитывается при детях из словаря).

По мнению других ученых — археологов, искусствоведов, кукла — это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

По-японски кукла — “нинте”, что так и переводится — “образ человека”.

История куклы имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы

Все на свете куклы очень разные.

Воспитатель: А что еще можно делать с этой куклой?

Дети: Кормить, одевать, лечить, гулять….

Вос-ль: Давайте посмотрим вместе, что в ларце. ( достает современную куклу)

Появилась на свет она давно,

Назначение у неё одно,

Детям радость приносить

Красоту всегда дарить.

Это кукла Мила.

Посмотрите, какая красивая кукла Мила. У неё большой бант, нарядное платье. Давайте пригласим куклу Милу к нам на занятие. Оставайся Мила, с нами. Ребята, давайте прочтём Миле стихотворение.

           Лара на ночь куклу мыла

           Кукла мыла не любила

           Но не ныла кукла Мила

           Кукла Мила молодчина.

Вос-ль: Но такими красивыми куклы были не всегда. Давным-давно, когда люди жили в пещерах, одевались в шкуры, ходили на охоту, готовили еду на огне. А маленькие дети скучали, им нечем было заняться. И вот тогда, подобрав обыкновенную палочку, взрослый показал ребёнку, как можно забавляться-кормить, качать, укладывать спать. Вот так и появилась на свет первая кукла – палочка - деревянная.

Вос-ль: Похожа она на куклу?

Дети: Нет

Вос-ль: Почему?

(ответы детей)

- Прошло много-много лет. Человек нашел глину.

- Как вы думаете, что он из неё слепил?

Дети: Посуду, кувшины, игрушки.

Вос-ль: И, конечно, же, куклу. Взрослые делали кукол для своих детей с любовью, теплотой, заботой. И чтобы кукла привлекала малыша, взрослые научились раскрашивать её. Так и появились эти красивые куклы.

Воспитатель достает из ларца дымковскую барыню.

- какая это роспись? (дымковская)

-в каком селе изготавливали такие игрушки? (Дымково)

-какие элементы присущи дымковской росписи? ( точка, клеточка, круг, полукруг)

-что означали эти элементы? (природные явления: точка-дождь или снег, круг- небесные светила, полукруг-месяц, клеточка- колодец)

Вос-ль: А как вы считаете, удобно ли играть глиняной куклой?

Дет: Нет.

Вос-ль: Почему?

Дети: Она тяжелая, хрупкая, может разбиться.

Вос-ль: И поэтому взрослые придумали вот такую куклу. (Показывает соломенную). Дети, посмотрите на неё и скажите из чего и как она сделана? Предположите, как она называлась? (ответы детей).

Вос-ль: Верно. Сначала собирали солому, затем её варили, чтобы стала мягкая, блестящая, эластичная, а уж потом скручивали, связывали, и украшали. Кукла получилась простой и одновременно забавной. Для кукольного наряда использовали листья лопуха или подорожника, цветы, ягоды . Косу кукле тоже приделывали из соломы, голову украшали венком. В старину этих кукол называли стригушки. Они названы так потому, что снизу их подравнивали. Подстригали ножницами. Если стригушку поставить на поднос и слегка потрясти, то кукла начинает поворачиваться, как бы танцевать.

Какая это кукла?

Как их называли в старину? (стригушки).

Вос-ль: Запомнили?

Вос-ль: Долго ли хранилась такая кукла? (нет).

Соломенная кукла оказалась не практичной - солома высыхала, ломалась. Совсем другое дело кукла тряпичная. Дети очень любили тряпичную куклу. Подумайте почему? (теплая, мягкая, похожа на маленького ребенка).

- Дети, а почему она так называется? (сделана из ткани, тряпочки, материала).

- Да, в это время люди уже научились делать нитки и ткать полотно. Ткань сшивали мешком, набивали во внутрь что-нибудь мягкое и украшали. Головку отделяли от туловища, перерезав мешочек ниткой, тесьмой. Посмотрите.

- Лицо куколки раньше рисовали угольком в печке или вышивали цветными нитками. Такую куклу делали взрослые. И каждая девочка, ваша ровесница, могла свертеть из подходящих лоскутов вот такую куклу.

- Чем же не практична эта кукла?

Дети: тряпичная кукла быстро пачкалась, ей нельзя было раздеть, одеть, искупать. Пока дети играли в тряпичную куклу, взрослые думали над тем, как сделать куклу, которая бы не рвалась и которую можно купать.

- Её решили сделать из пластмассы и резины. Детям эти куклы очень понравились. Такие куклы есть у вас дома и в детском саду. Вы с ними играете каждый день. Наша гостья Мила сделана из пластмассы и резины. Ирина, потрогай Милу, расскажи из какого материала сделаны у неё руки, ноги…

- А вам нравятся эти куклы?

- Чем они вам нравятся? (они могут открывать и закрывать глаза, у них есть волосы, их можно расчесывать, купать, одевать, раздевать, они могут двигать руками и ногами).

- А для чего взрослые придумали кукол? (Взрослые придумали кукол для того, чтобы дети могли радоваться, любоваться, играть с ней и учиться- одевать ,раздевать, кормит, баюкать, петь песни).

Вос-ль: А сейчас, ребята, давайте отдохнём и вспомним физкультминутку «Непослушная кукла».

Куклу нежно я качаю,

А она кричит: «Уа».

Руки, ноги поднимает,

Спать не будет до утра,

Кашку я сварю ей лучше

И в тарелку положу,

Вся испачкалась грязнуля,

Дай, я кашу остужу,

Дочку я свою умыла:

Руки, шею и лицо.

Кашу всю водою смыла,

Наигралась с куклой. Все!

Это пластмассовая кукла.

Вос-ль: Дети, что это у меня лежит на столе? (кусочки ткани и тесьма).

- Как вы думаете из этого можно сделать куклу? (да).

- Какую? (тряпичную).

- Вы хотите научиться делать такую куклу? (да).

- Давайте мы её сегодня попробуем сделать.

- Нужно взять ткань, положить её изнаночной стороной вверх и скатать много раз. Затем свернуть пополам. Вот что у меня получилось. (Показывает). Теперь я отделю голову от туловища с помощью тесьмы. Моя кукла готова. Прежде чем вы начнете работу, давайте с вами поиграем с пальчиками.

Воспитатель предлагает схему изготовления тряпичной куклы.

Пальчиковая гимнастика «Любимые куклы».

Куклам платья дружно шили,

Кукол очень мы любили,

Долго нитки продевали,

Узелок потом вязали,

Отрезали лоскуток,

Прошивали вдоль стежок.

Кукол поскорей позвали,

Нарядили. Не узнали!

(дети изготавливают кукол).

Покажите своих кукол. Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша и я думаю дорога вам. Возьмите их, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали. (она мягкая, теплая, добрая, красивая).

Видите, как много может сделать человек своими руками.

- Давайте вспомним о каких куклах мы говорили на занятии? (о кукле-палочке, глиняной, соломенной, тряпичной, пластмассовой).

-давайте вместе с вами и вашими родителями создадим свой мини-музей кукол.

Литература:

Мулько И.Ф.  Развитие представлений о человеке в истории и культуре.-М. Сфера, 2009 г.

Дыбина О.Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. - М., 1999.

Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Познавательное развитие. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. - М. сфера, 2006 г.

Н.В. Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в старшей   (подготовительной) логопедической группе»  С.-Пб. 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по окружающему миру старшая-подготовительная группа"23 февраля"

Программное содержание: уточнять и обобщать знания детей о Российской армии, воспитывать патриотические чувства, уважение к солдатам и офицерам; приучать чтить память павших бойцов.  Матер...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Дикие и домашние животные» в форме КВН.

Познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких и домашних животных, их пользе для человека и природы. Закрепить и обобщить знания детей о диких  и домашних животных, их приспособлен...

Конспект открытого занятия по окружающему миру «Путешествие в деревню»

В ходе занятия малыши учатся  узнавать овощи и фрукты в натуральном виде и на картинке, за счёт этого в активный словарь детей входят  понятия «овощи», «фрукты»...

конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей логопедической группе \'\'Герб Рязани\'\'

Цели:закреплять знания детей об истории родного города; Об истории быта; Развивать память,мышление,речь...

ГБОУ СОШ № 657 Дошкольное отделение № 2 Конспект открытого занятия по окружающему миру в средней группе № 4 На тему: « Будни и праздники »

Цель: продолжать знакомить детей с традиционными праздниками.Задачи: -  показать отличие праздничных дней от будней; закрепить знания о традиционных праздниках.- воспитывать уважительное, заботли...

Конспект открытого занятия по окружающему миру на тему: «И помнит мир спасённый…».

Цель:  Формировать уважительное отношение к героям Великой Отечественной Войны, к прошлому нашей Родины.Задачи: Формировать знания об исторических фактах и явлениях.Образовательные:Формировать зн...

Конспект открытого занятия по окружающему миру на тему "Космическое путешествие"

Конспект открытого занятия по окружающему миру на тему «Космическое путешествие»Возрастная группа: вторая младшая группа «Боровички»Педагог: Ланщикова Софья Андреевна, воспитательТема: «Космическое пу...