Познание природы дошкольником через опытно - проектную деятельность на объектах развивающей среды детского сада
консультация по окружающему миру на тему

Дударева Татьяна Михайловна
Тема экологического воспитания актуальна сегодня тем, что у современного ребёнка, живущего в условиях города, слабо развито чувство единения с природой, разорваны связи прямой зависимости человека с природой. Каждый ребёнок должен знать. что от него зависит, будет ли красивой клумба возле его дома, у детского сада, который он посещает, в его городе, где он живёт. А потом, будет ли в целом, красива наша Планета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznanie_prirody_doshkolnikom_cherez_opytno.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«Познание природы дошкольником через опытно - проектную деятельность

                   на объектах развивающей среды детского сада»

Все дети – прирождённые садовники

они любопытны, любят узнавать новое через действие,

 им доставляет истинное наслаждение повозиться в грязи.

Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является экологическое воспитание. Эта тема сегодня актуальна тем, что у современного ребёнка, который живёт в условиях города, слабо развито чувство единения с природой, разорваны связи прямой зависимости человека с природой. Каждый ребёнок должен знать, что от него зависит, будет ли красивой клумба возле его дома, у детского сада, который он посещает, в его городе, где он живёт. А потом, будет ли в целом, красива наша планета.

Экологическое образование дошкольников предполагает создание развивающей среды в детском саду, которая должная быть познавательной, интересной, увлекательной, доступной. Осуществляя экологическое воспитание дошкольников в своей группе, мною была поставлена цель: определить сущностные характеристики опытно-проектной деятельности в системе экологического образования, разработать структуру опытно-исследовательской работы на разных объектах развивающей среды детского сада.

Если мы говорим о системе опытно-исследовательской работы, то работу, на каких объектах развивающей среды детского сада мы предполагаем?

Внутренняя природная зона:

  • уголок природы в группе,
  • "живой уголок",
  • огород на подоконнике.

Внешняя природная зона:

  • огород-цветник с фитогрядками,
  • фруктово-ягодный сад,
  • экологическая тропа.

Составляющее внутренней природной зоны особо не отличается друг от друга в каждом детском саду, поэтому я хочу особо остановиться на аспектах работы во внешней природной зоне. Какие задачи я предполагала решить?

Задачи:

создать условия для формирования у ребенка экологической культуры;

  • разработать и реализовать проект;
  • изучить с детьми растительные объекты;
  • способствовать формированию знаний об использовании растений в архитектуре;
  • способствовать формированию проектной культуры дошкольников средствами технологии ландшафтного дизайна;
  • предоставить возможность ребенку реализовать свой интерес в проектировании, макетировании;
  • формировать трудовые навыки;
  • развивать воображение, творческий интерес;
  • воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.

Для решения этих задач решила в первую очередь широко использовать те экологические объекты, находящиеся на территории нашего детского сада, которые наиболее  интересны и доступны детям.

ОГОРОД

Он расположен на открытом, хорошо освещенном пространстве. На нём произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений.

Чтобы вызвать большой интерес к труду и исследованиям на огороде, решить задачи по ландшафтному проектированию, а также эстетические задачи, мы отказались от традиционных грядок и оформили сюжетный огород в виде цветочной полянки, на которой расправила крылья бабочка (узоры на крыльях составляют овощи с листьями разной окраски), Из лекарственных ноготков и бархатцев получилось яркое, оранжевое солнышко, а из грядок клубники и декоративной капусты тучи. Посреди всего этого калейдоскопа расположилось великолепное цветочное озеро из голубого агератума с двумя красавцами-лебедями. На сюжетном огороде дети совместно со взрослыми выращивают овощные культуры: помидоры, перец, зеленые (ревень, щавель, салаты); пряно-вкусовые (петрушка, сельдерей, базилик, и др.);; капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, цветная, кольраби и др.); корнеплоды (свекла, репа, морковь, редис и др.); бобовые (фасоль, бобы, горох и др.). На участке поля высеваются рожь, пшеница, ячмень, овес.

Аптекарский огород создан для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности. Здесь растут мята перечная, календула лекарственная, черемша, тысячелистник обыкновенный, подорожник большой, душица, мать-и-мачеха, хрен обыкновенный и др. Дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводят сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней. В беседах с родителями особое внимание обращала на то, чтобы в домашних условиях они могли поддержать интерес детей к этой теме, и подкрепить теоретические знания практикой. Для этого надо совсем немного: заварить  душистого чая с мятой, или пополоскать горло с календулой, приложить лист подорожника к ободранной коленке.

Для того, чтобы работа детей была оценена должным образом и для поддержания высокой мотивации мы два года подряд участвовали в муниципальном проекте по ландшафтному проектированию «Красивый город - руками детей», где оба года мы занимали почетное 3-е место. В реализации проекта нам помогали наши родители: вместе с ними обсуждали идею проекта, они частично приобрели посевной материал, помогли обработать землю, в одном из уголков огорода сделали красивый и функциональный уголок для отдыха и игры.

На первом организационном этапе была разработана план – карта, где определены все виды работы, количество и состав участников проекта, временные рамки. Участники проекта – дети старшей и подготовительной групп.

На втором практическом этапе была составлена ассортиментная ведомость растений, которая заполнялась на протяжении всего сезона работы. Это пригодилось нам в нашей дальнейшей работе. В конце сезона мы смогли проанализировать жизнь каждого растения. Нарисовали 3 варианта эскиза огорода. Стали готовиться к защите проекта в ЦЭКиТЕ, где успешно его защитили, набрав почти максимальное количество баллов. Специалисты рекомендовали нам тот проект, который отвечал всем требованиям и параметрам.

После защиты наступила «горячая» пора: изготовление макета огорода, посев семян, уход за всходами. И вот настало время претворения в жизнь всех наших планов: вместе с детьми высаживали рассаду, поливали, пололи, рыхлили. Большое внимание уделяла подбору необходимого оборудования и инвентаря, учитывала соответствие размеру, легкость, удобство в использовании, безопасность, эстетичность оформления.

Это была ежедневная, кропотливая, трудоемкая работа, которая приносила и радость, и небольшие огорчения (если вдруг ветер, или солнце, или даже неосторожное обращение с саженцем оказывались губительными для них). Но чаще эта работа приносила приятную трудовую усталость, удовлетворение от совместного труда, а также давала возможность детям наслаждаться прекрасным живым уголком. Это одновременно была игра, и работа, и обучение.

Метеоплощадка

Обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды служит метеоплощадка со специальным оборудованием.

На  метеоплощадке   находятся:

  • Флюгер, ветряной рукав - приборы для определения направления и силы ветра.
  • Воздушные змеи и другие летающие игрушки, показывающие, есть ли ветер.
  • Солнечные часы - это круг с цифрами («циферблатом»), посередине которого находится стержень. Тень от последнего, перемещаясь в течение дня вслед за движением Солнца по небу, показывает солнечное время.
  • Дождемер - служит для измерения количества осадков. Сделан из большой пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Ее верхняя часть переворачивается горлышком вниз и вставляется в нижнюю часть бутылки. Маркером на стенке обозначаются деления.

Предсказывать погоду помогают растения и животные, которые можно увидеть во многих местах нашей экологической тропы. Так объектом наблюдения явились:

Растения-барометры:

  1. Кислица, фиалка, календула, которые перед непогодой закрывают цветки.
  2. Клен перед дождем «плачет» (в месте прикрепления черешков листьев к веткам появляются капельки жидкости).
  3. Жимолость, ночная фиалка перед дождем издают сильный запах.


Животные-барометры:

Муравьи (в экологическую тропу включен муравейник), птичий «городок», насекомые на цветнике, пауки и др. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывают почти все «двери» своего дома.

«Живые» часы

Как известно, многие растения засыпают и просыпаются в строго определенное время суток. Именно из таких растений (одуванчиков, мать-и-мачехи, ноготков, портулака) и сооружаются «живые» часы. Цветы высаживаются в зависимости от того, в какое время открываются или закрываются их лепестки. Так, раскрывшиеся лепестки гацании будут указывать на 9 часов утра, а закрывшиеся — на 17 часов.

Животные участка

На территории сада оборудованы «дома» для насекомых,  имеется площадка с елями, аллея берез, где находится муравейник рыжих муравьев.
Разбиты большие цветники, оставлены участки сорных растений (лопуха, крапивы, одуванчика и др.). Это привлекает жуков, пауков, бабочек, шмелей, пчел, ос и других насекомых. На зеленых газонах стрекочут пестрые и зеленые кузнечики.

Птичий городок

Благодаря близости лесной зоны и специально оборудованным кормушками, домикам, поилкам, на территории детского сада всегда много птиц: сороки, вороны, грачи, трясогузки,  большие пестрые дятлы,  снегири, синицы и многие другие. Некоторые из них гнездятся на участках. Устроены специальные места для наблюдения за птицами:

  1. «Птичий столб» — привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, в летнее — прилетают на водопой, устроенный у основания столба.
  2. Поилка для птиц — небольшое углубление, заполненное водой.
  3. Кормовые растения — рябина, клен, яблоня, ель и другие.

За жизнью птиц дети наблюдаем круглый год. Зимой подкармливаем их на участке, устраивая птичьи столовые. В зимнее время вместе с родителями делаем кормушки и вывешиваем их на участке. Этой зимой наша птичья столовая заняла второе место в номинации «Каждой пичужке-кормушка» в конкурсе, проводимом ЦЭКиТом.

Фруктово - ягодный сад

        Этот сад посажен выпускниками предыдущих годов и притягивает к себе в любое время. В конце весны, когда один за другим начинают цвести кусты и манят своим ароматом и красотой соцветий. Летом, когда наливаются и зреют ягоды, зовут попробовать и оценить вкус. Кроме ягод, собираем и листья, ведь они, как и травы являются источником витаминов. Здесь дети играют в игры «Угадай, чей листок?», «Угадай ягоду по описанию», «Угадай куст по запаху» и другие.

Результаты экологического воспитания детей:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

И теперь с уверенностью можно сказать, что наши дети не сорвут цветок на чужой клумбе или на лесной поляне, так как они знают цену человеческого труда, умеют наслаждаться прекрасным, не вторгаясь грубо в мир природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Развитие у детей познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной деятельности

Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих саморазвитию всех участ...

Воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушениями речи через проектную деятельность в условиях логопедического пункта детского сада

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки России. Необходимость целенаправленной работы по патриотич...

Уголок природы как часть экологической развивающей среды детского сада

Уголку природы как комплексному средству экологического воспитаня в детском саду уделяют большое внимание. Воспитатели проявляют большую фантазию, творчество и высокое мастерство, обустраивая и украша...