Конспект ООД по познавательному развитию «Экскурсия в музей»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шеленок Ольга Анатольевна

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Экскурсия в музей» в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_shelenok_savonik.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 225» г. Саратова

Конспект

организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

                             «Экскурсия в музей»                               

в подготовительной группе

Шеленок Ольга Анатольевна,

                       старший воспитатель МБДОУ «Детский сад

    компенсирующего вида № 225»;                                                        

      Савоник Наталия Владимировна,

       воспитатель МБДОУ «Детский сад

   компенсирующего вида № 225»

г. Саратов

 2018 г.

Организованная образовательная деятельность

Тема: «Экскурсия в музей»

Цель:  Развитие познавательной активности детей в процессе формирования у дошкольников представлений о музее и его коллекциях.

Задачи:

- расширить представления детей о музее, профессиях людей, работающих в музее, об экспонентах музея «Вещи XX века»;

- развивать логическое мышление, любознательность, интерес к исследовательской деятельности, умение планировать свою деятельность;

- формировать связную (диалогическую) речь, активизировать словарь (хранитель, экскурсовод, экспозиция, реставратор, экспонат, коллекция);

- побуждать детей высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия;

- приобщать к элементарным общепринятым нормам поведения в музее;

- воспитывать самостоятельность, инициативность, навыки сотрудничества.

- способствовать поддержанию положительных эмоций у детей и обеспечивать двигательную активность на протяжении всего занятия.

Планируемые результаты: дети проявляют активность, заинтересованность деятельностью, уверенность и самостоятельность в выдвижении гипотез, в исследовании предметов, формулировании выводов.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская (составление коллекции), игровая, восприятие художественной литературы (фольклор), двигательная

Формы организации: фронтальная, подгрупповая, парами, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: проектная деятельность, экскурсия (виртуальная), викторина, игра, самостоятельная познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность

Оборудование:

Магнитные доски, мультимедиа проектор, ноутбук, экран, авторский медиа продукт –  учебно-тематическая презентация PowerPoint «О музее», столы для детской исследовательской продуктивной деятельности, коллекции часов, журналов, марок, открыток, пуговиц, посуды, листы бумаги (формат А3 2 шт.), наборы для игры «Сложи открытку», корригирующие дорожки, каталог.

Предварительная работа:

- беседы о разных видах музеев,

- оформление мини-музея в группе,

- разучивание физкультминуток, отгадывание загадок,

- рассматривание иллюстраций, коллекций,

- получение согласия родителей на фото-видео съемку

- оформление учебно-тематической презентации

 

Подготовка воспитателя:

Разработка конспекта мероприятия, учебно-тематической презентации, подготовка демонстрационного и раздаточного материала, оборудования, проектирование оформления места проведения организованной образовательной деятельности, подбор физкультминутки.

Методические приёмы:

1. Беседа, вопросы к детям, ответы на вопросы.

2. Рассматривание коллекций экспонатов.

3. Проблемная ситуация.

4. Сюрпризный момент.

5. Художественное слово.

6. Информационно-коммуникативные технологии.

7. Прием сравнения, обобщения.

8. Дидактическая игра «Собери открытку».

9. Подведение итогов занятия.

Организация и методика проведения ООД.

Вводная беседа (работа на магнитной доске).

Под музыкальное сопровождение дети входят в оформленный для занятия зал.  

Организационный момент. Приветствие

Воспитатель:     Придумано кем-то и просто и мудро

                            При встрече здороваться «Доброе утро»

                            — «Здравствуйте!» - скажем, солнышку, птицам,

                            — «Здравствуйте!» - милым улыбчивым лицам

                            — «Здравствуйте!», «Здравствуйте все!».

Воспитатель побуждает детей поприветствовать всех.

Воспитатель: Дорогие, друзья! Сегодня наш зал необычно оформлен. Хотите узнать, что здесь будет происходить? Нам поможет дать ответ ребус. Определите первый звук в слове и запишите в клетках. (Молоток, удочка, зебра, енот, йогурт.)

На магнитной доске размещена схема ребуса и магнитный набор букв.

М

У

З

Е

Й

- Какое получилось слово? (Музей).

- Кто сможет объяснить, что такое музей? (Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества).

- Для чего людям музеи? (гипотезы детей)

- В каких музеях вы были с родителями? (краеведческий музей, музей военной техники, музей изобразительных искусств им. Радищева, музей им. Федина, Чернышевского, др.)

- Как называются предметы в музее? (экспонаты)

- Ребята, как вы думаете, как старинные вещи попадают в музей? (их находят археологи, дарят люди).

- Как называется выставка в музее? (экспозиция)

- Какие профессии людей - работников музея вы знаете? (хранитель, экскурсовод, научный сотрудник, смотритель и др.)

- Как называют человека, который проводит экскурсию? (экскурсовод)

Воспитатель: В нашем зале выставлены экспонаты передвижного музея. Музейные работники прислали каталог, чтобы познакомиться с выставкой. Это удобно для нас? Разрешите мне стать экскурсоводом. А вы кем будете? (экскурсантами, посетителями).

Правила поведения в музее (работа на экране).

- Какие правила поведения в музее вам известны? (Дети называют правила)

Физкультминутка (для глаз).

В музее нужно внимательно смотреть на экспонаты, которые расположены по всему залу. Давайте сейчас потренируем наши глаза. Не поворачивая головы, посмотрите вправо, прямо, влево, вверх, вниз. Посмотрите, что происходит у нас далеко за окном, взгляните на кончики пальцев. Теперь мы готовы к экскурсии.

Выставочный зал «Коллекции».

Воспитатель: Мы находимся в выставочном зале, где представлена экспозиция коллекций разных предметов.

- Что такое коллекция? (Коллекция - собрание предметов, объединённое по какому-то конкретному признаку, это несколько предметов, изделий, картин, скульптур, собранных вместе. Коллекцию объединяют по какому-либо признаку).

- Давайте рассмотрим коллекции вместе, я буду уточнять названия по каталогу.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть каждую коллекцию, поддерживает детскую инициативу и активность при описании экспонатов. Рассматривание дополняется просмотром слайдов учебно-тематической мультимедиа презентации.

План рассматривания:

- Опишите экспонаты коллекции (внешний вид)

- Как человек использовал эти предметы?

- Используют ли люди предметы коллекции в настоящее время?

«Коллекция газет и журналов»

- Из газеты люди узнают новости о событиях в стране, городе, интересные сведения, Старинные газеты – это не просто какой-либо текст и фотографии, это возможность окунуться в прошедшую эпоху. Журналы бывают для взрослых и детей, в них печатают интересные рассказы, картинки, кроссворды и ребусы

 «Коллекция марок»

Также очень популярными были коллекции марок. Марка – это маленький цветной кусочек бумаги, на который с обратной стороны нанесен слой клея. Ее приклеивали к любому письму, открытке, они означают, что отправитель оплатил доставку этого письма. Марка как билет на поезд для письма или открытки. Тематика марок очень разнообразна: это и научные достижения, разные виды техники, спортсмены и спортивные события, знаменитые люди, природа, искусство. (Дети рассматривают)

«Коллекция часов» 

Дети рассматривают, обмениваются мнением, находят отличия между современными и старинными предметами.

Речевая подвижная игра «Часы»

Дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом.

«Коллекция поздравительных открыток»

- Как вы думаете, зачем нужны открытки?

- Каким праздникам могут быть посвящены открытки?

- А  в наше время друзья поздравляют друг друга, что отправляют друг другу? (электронные открытки).

«Реставрационная мастерская»

Практическое задание «Собери открытку»

Воспитатель: В музеях экспонаты достаточно старые, хрупкие и некоторые испорчены от времени или при перевозке могут сломаться, осыпаться, искрошиться. Но есть люди, которые восстанавливают их.

- Как называется профессия этих людей? (реставратор)

 - Что делает реставратор? (Ремонтирует предметы, вернет цвет и недостающие фрагменты картине и иконе, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, зашьет порванный наряд, но сделает это так искусно, чтобы вещь стала такой, какой была раньше).

- В нашем музее несколько экспонатов еще не отреставрированы. Хотите побывать реставраторами и помочь восстановить предметы? Я верю, что вы сможете найти недостающие части открытки. Выбирайте, пожалуйста, себе партнера и приступайте к выполнению задания парами.

Дети парами складывают целое изображение открытки из частей по образцу.

Воспитатель: Молодцы ребята! Понравилась вам работа реставратора? Хотите продолжить экскурсию? Предлагаю пройти в другое помещение музея, которое называется «Хранилище музейных фондов». 

А пройдем мы туда по воображаемой лестнице.

Корригирующие упражнения

Выполняются корригирующие упражнения: перешагивание через препятствия, ходьба по массажной  дорожке.

«Хранилище музейных фондов».

Воспитатель: Ребята, вы догадались, что находится в хранилище? (разные предметы быта: посуда, вазы, вышитые полотенца, картины, старинные предметы и др.).

- Здесь научные работники, их называют еще хранители музейных ценностей, подготавливают новые экспозиции, выставки.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей «Собери коллекцию». 

Воспитатель: Ребята, сейчас есть возможность, вам самим создать новые коллекции из самых обычных бытовых предметов. Хотите выполнить это интересное дело?

Дети проходят к столам, на которых приготовлены листы белой бумаги и наборы предметов для создания коллекций (ложки, пуговицы, ключи, игрушки).

Воспитатель: Ребята, вы сможете постараться и сделать какие-нибудь коллекции из этих предметов? Какие коллекции вы хотели бы сделать? Я предлагаю разделиться на команды и попробовать оформить новые коллекции (учитываются пожелания детей).

Дети самостоятельно осуществляют выбор материалов для работы.

В процессе детской деятельности воспитатель проводит индивидуальную работу по уточнению техники выполнения, дает совет детям, испытывающим затруднения.

Дети раскладывают коллекцию на подготовленном листе.

Презентация детских коллекций: 

«Коллекция пуговиц», «Коллекция ложек», «Коллекция ключей» или «Коллекция игрушек»

Воспитатель предлагает детям сделать презентацию (рассказать) о своей коллекции: дать название, кратко описать предметы коллекции.

Заключительная часть

Анализ детской деятельности.

Воспитатель: Наша экскурсия подходит к концу. Какие коллекции вам понравились, и хочется посмотреть еще? Почему?

- Какие задания были особенно интересными сегодня?

- Давайте сделаем фотографии наших коллекций на память и покажем фотографии работникам музея.

- Молодцы ребята! Мы видим, что все вы сегодня были очень активными и любознательными. Дома расскажите о наших коллекциях папам и мамам и узнайте у них, какие коллекции они собирали в детстве.

На этом музей закрывается, а мы вернемся играть в свою группу.

Использованные источники

1. http://mamina-kariera.ru/vybor-professii/muzejnye-professii.html Мамина карьера © http://mamina-kariera.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Экскурсия в осенний парк"

Решая задачу патриатического воспитания детей, по формированию основ любви к малой Родине в воспитательно -- образовательном прцессе, я использую авторскую программу коллектива МАДОУ "Каневской Кубань...

Конспект НОД по познавательному развитию "Экскурсия по главной улице города"

комплесная интегрированноя непосредственно образовательная деятельность с региональным компонентом...

Конспект НОД по познавательному развитию «Экскурсия по родному поселку Шишкин Лес»

Данный конспект направлен на развитие  познавательного интереса  к поселку  Шишкин лес и формирование любви к малой Родине....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию Экскурсия в музей «Русской народной игрушки

Цель: Уточнить и расширить представление детей о русских народных игрушках, формирование знаний о народном творчестве.Задачи:Образовательные:• Познакомить с популярной русской народной...

НОД Познавательное развитие "Экскурсия по музею"

Цель: создание условий для формирования у дошкольников представлений о музее и его коллекциях, экспонатах музея история села Лучистого, закрепить знание о крымских горах, упражнять детей в классификац...

НОД по познавательному развитию «Экскурсия в музей космонавтики» (для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет))

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию "Экскурсия в музей космонавтики" предназначена для детей старшего дошкольного возраста.Занятие построено в форме экск...