План конспект нод
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Станциер Юлия Федоровна

Русская  Матрешка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_russkaya_matreshka.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

План – конспект НОД

Тема: «Русская матрешка»


                                                                                                   

                                                                      Составил: воспитатель

Станциер Юлия Федоровна.

с. Звериноголовское, 2018 год

        Возрастная группа: средняя (4-5 лет).

Количество детей: 6 человек.

Образовательная область «Познавательное развитие»/ Ознакомление с предметным миром.

Тема: «Русская матрёшка»

Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомить детей с новой игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом,     особенностями матрешки, с изготовлением матрёшки.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей через приобщение к  народному творчеству и прикладному искусству.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки.

 Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к народному искусству;
  • Воспитывать умение сохранения правильной осанки.

Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: Рассматривание матрёшки, алгоритма изготовления матрёшки, беседа, художественное слово, физическая минутка, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа: Расписная, сарафан, фартук, мастер, художник.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.

Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, плоскостные матрешки с не расписанным фартуком,  цветные карандаши, мольберт, проектор или ноутбук.

Структура занятия:

I. Вводная часть - 3 минуты.

а) Приветствие.

II. Основная часть - 15 минут.

а) знакомство с народной игрушкой - матрешкой;

б) рассматривание иллюстраций;

в) физическая минутка;

г) расписывание фартука плоскостной матрешки.

III. Заключительная часть (рефлексивный этап)   - 2 минуты.

а) обобщение воспитателя;

б) закрепление материала

в) анализ НОД.

Ход занятия:

 Под русскую народную музыку, входят дети.

Воспитатель: Добрый день ребята! Я рада видеть вас сегодня в нашей просторной светлой горнице. Я хозяйка этой горницы. И зовут меня Матрена. Вы ко мне в гости пришли?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вы не первые гости у меня. Давайте поздороваемся с ними и подарим им наши улыбки.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А теперь, присаживайтесь на стульчики, и начнем мы с вами беседу. Сядьте прямо, спинки ровные. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в моей горнице стоит сундук. Сундук мне подарила бабушка. Бабушка мне дарила, и слова заветные говорила: ты храни внучка сундук, сундук полон добра. Вот я его и берегу. А как вы ребята думаете, что в нем? (ответы детей)

Воспитатель: Ну что же, ни кто ни угадал. А давайте послушаем загадку, и узнаем что там.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …..

Дети: Матрёшка.

 Воспитатель: Правильно. (воспитатель достает матрешку и показывает и ставит на стол)

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

 Игрушка-кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

«Красивая игрушка,

Похожа на Катюшку,

А, может на Танюшку?»-

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка,

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

Шагает по планете,

И радуется мир.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на экран и узнаем о том, как делают матрешку.

Воспитатель: Матрешку знают во всем мире. Она – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир.(слайд 1) Ее изготавливают из таких деревьев как липа и береза. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки.(слайд 2) Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком, чтобы краска держалась долго.(слайд 3) Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.(слайд 4) 

( Во время чтения стихотворения воспитатель раскрывает матрешку и расставляет их на столе)

Мы красавицы матрешки

Разноцветные одежки

Раз Матрена, два — Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять,

Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель:   Ребята, сколько у нас матрешек на столе?

Дети: Пять матрешек.

Воспитатель: Молодцы. А какие матрешки?

Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.  

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.

Физминутка «Эх, матрёшечка – матрёшка!:

Воспитатель:

Ну, ребята, не зевайте,

А в кружочек все вставайте!

Хочешь поиграть немножко?

Нарядись тогда в матрешку.

Матрешка мне на ушко шепнула, что в сундуке есть наряды. (Сундук стоит на столе, воспитатель предлагает заглянуть в сундук)

Воспитатель: Этот платочек мы повяжем матрешке, а матрешкой у нас будет … (имя ребенка). Встаем в круг, беремся за руки, а матрешка садится в центр круга.

Эх, матрешечка – матрешка,

Аленький платочек,

Сарафан в цветочек!

(Дети и воспитатель водят хоровод)

Мы тебя кормили,

(Руки ладонями вверх направить в центр, потом на пояс)

Мы тебя поили,

(Руки ладонями вверх направить в центр, потом на пояс)

На ноги поставили,

(Руки на поясе, повороты в право – влево. Матрешка встает на ноги.)

Танцевать заставили!

(Руки на поясе, повороты в право – влево)

Танцуй сколько хочешь!

(Хлопки перед собой)

Выбирай, кого захочешь!

(Матрешка выберает себе пару и танцует под музыку, остальные хлопают)

Воспитатель: Молодцы ребята! Садитесь на свои места.

Воспитатель: Тише, тише, Матрешка мне что-то шепчет. Ребята, матрешка сказала, что ей очень понравился ваш танец. А вам?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот видите, мы с вами порадовали матрешек – станцевали для них. Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые! Но еще матрешка сказала, что у них есть подружки и они грустят. Давайте подойдем к столам и у знаем почему. (Дети подходят к столам)

Воспитатель: Ребята, почему им грустно?

Дети: У них фартук не расписан.

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня,  попробуем стать мастерами-художниками и распишем фартук  матрешек. Занимайте места у столов. Не забывайте спинки держите ровно.

(Дети усаживаются за столы, на которых лежат цветные карандаши и плоскостные матрешки с не расписанным фартуком.)

(Во время продуктивной деятельности воспитатель ходит между столами, контролирует осанку детей, помогает в расписывании; контролирует правила работы с карандашом.)

Воспитатель: Как красиво! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники. Вам нравится ваша работа?

Дети: Да!

Воспитатель: А что вы сейчас делали?

Дети: Расписывали фартук.

Воспитатель: Ребята, давайте покажем нашим гостям, что у вас получилось. (Воспитатель размещает работы на мольберте.)

Воспитатель:  Ребята, а давайте вспомним с какую игрушку мы сегодня рассматривали?

Дети: Матрешку.

Воспитатель:  А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Какие матрёшки бывают по росту?

Дети: разные, маленькие и большие.

Воспитатель: Матрёшка является русской народной игрушкой и олицетворяет собой весь русский народ с его широкой душой, яркими красками, большими дружными семьями. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружбу и украшает наши квартиры. Их дарят гостям других стран. Вот и мы, ребята, давайте сейчас подарим своих матрешек как сувенир, нашим гостям. (Дети встают и дарят матрешек гостям.)

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. (Дети встают полукругом около воспитателя.) Ребята, я хочу дать вам совет. Чтобы ваша игрушка прожила долгую жизнь с ней нужно обращаться бережно и аккуратно. Вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте возьмем понравившуюся вам матрешку и пойдем, поиграем в группу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Музыкальная сказка «Как Медведя поворачивали»: план-конспект итогового события (в рамках реализации тематического плана «Музыкальная капель»)

Музыкальная сказка экспромт расчитана на возраст 4-5 лет. В ней дети превращаются в сказочных героев и пытаются разбудить медведя, чтобы наступила весна.Цель:  включить детей в музыкально-театрал...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии

Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...