Формирование экологической культуры у дошкольников
статья по окружающему миру (младшая, средняя группа) на тему

Шишкова Татьяна Николаевна

Основная цель экологической культуры – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Именно в дошкольном возрасте формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры у дошкольников.

Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка на планете и в нашей стране оставляет желать лучшего. Множество экологических проблем: утончение озоновой оболочки, изменения климата, истощения природного слоя почв, уменьшение запасов питьевой воды и природных ресурсов, высокая концентрация загрязнителей в воздухе – это в основном итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. Единственный выход из данной ситуации – обретение экологической культуры. И необходимо начинать прививать эту культуру уже детям дошкольного возраста.

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования. Значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

У  детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес.

Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их учат не рвать красивые цветы, но не учат, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Воспитатели не должны употреблять в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка).

У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что -либо вокруг себя в лучшую сторону (хотя бы не бросать мусор на улице). Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

Основная цель экологической культуры -  воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Работу по формированию бережного отношения детей к природе можно проводить на занятиях, во время прогулок на участке, а также экскурсий в лес (парк). Ее содержание зависит от уровня экологической культуры детей и их родителей, знаний и возможностей, местных экономических условий. Формы работы по экологическому воспитанию разнообразны: беседы, праздники, игры, экскурсии, занятия и др.

Одна из наиболее распространенных форм работы – беседа, которая предваряет или совершает другие мероприятия экологического содержания.

В ходе бесед у дошкольников формируется убеждение в необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения е красоты и богатства, воспитывается любовь к ней. Беседа должна проводиться после конкретного доброго дела: подкормка птиц, прополка участка от сорняков, уход за растениями на клумбе, полученный опыт помогает им стать активными участниками беседы.

Активная направляющая роль в беседе принадлежит воспитателю. Опираясь на имеющиеся у детей знания, он вызывает появления новых чувств, переживаний, подводит к пониманию и усвоению новых знаний, побуждает к размышлениям, анализу явлений и взаимосвязей в природе.

Можно выделить пять групп методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности.

1.Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ — главный метод экологического образования детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов — результатов выращивания — позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений

2. Наблюдение — метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

3. Организация длительных наблюдений (циклов) — это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Наблюдение — это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления.

4. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического образования. Работа с календарями природы, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, — позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.

5. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний.

Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.

Воспитатель сам должен быть носителем экологической культуры, он должен обнаружить её  в повседневных проявлениях, в способах общения с природой, приучать детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учить видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитывать способность испытывать радость созидания и осознанного взаимодействия с живыми существами.

  Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей  и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Таким образом, именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.