Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Воздух вокруг нас».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Девятерикова Марина Александровна

 Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности

 в старшей группе.

Тема: «Воздух вокруг нас».

 

Подготовила воспитатель: Девятерикова М.А.

Цель: Развивать познавательную активность, речь в процессе экспериментирования.

Задачи

Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойствах (имеет вес, невидим, прозрачен, легче воды, занимает место) через опытническую деятельность и моделирование.

Развивающая: Развивать словесно-логическое мышление, умение        делать выводы, умозаключения, использовать речь-доказательство.

Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе, осознанно воспринимать положительные и отрицательные стороны деятельности человека.

Ход совместной деятельности

- Ребята, я хочу вам загадать загадку

Такой большой,

Что занимаю мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезаю (воздух)

- Правильно, а почему вы так решили?

- Что мы уже знаем о воздухе?

- Мы можем потрогать воздух?

- Мы можем его попробовать?

- Какого цвета воздух?

- Предлагаю вам стать учеными и провести исследование воздуха.

- Вы знаете кто такие ученые – исследователи?

-Нам предстоит трудная задача –узнать: что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

- Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

 

Опыт 1  (с пакетом)

-Ребята, вы сказали, что воздух вокруг нас. А как это доказать?

- А его можно поймать?

- Как?

Воспитатель показывает пустой пакет, затем раздает каждому ребенку по пакету.

-Что это? Что в нем? А можно поймать пакетом воздух?

Дети вместе с воспитателем попробуют поймать воздух.

-Что у вас в пакете? (воздух) Мы его не видим, но можем почувствовать, потрогать.

Вывод: Воздух действительно вокруг нас.

 

Опыт 2 (с водой)

-Возьмем стакан с водой. Посмотрите, попробуйте, понюхайте, какая вода?

- Что умеет делать вода?

- Что же такое вода?

- Назовите другие жидкости?

- Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке, значит он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить, значит, он не жидкость.

Вывод: Воздух не твердое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.

 

Опыт 3  (с соломинкой)

-Воздух мы не видим, потому что он какой? (невидимый, прозрачный).

-А можем ли мы его увидеть?

- Возьмите соломинку и вдохните воздух и выпустите его через соломинку на ладошку. Что вы почувствовали?

- А теперь посмотрите, я выдыхаю воздух через соломинку, а соломинку опускаю в стакан с водой. Вот я медленно выдыхаю воздух…

 -А теперь быстро (много пузырьков буря в стакане)

Дети пробуют самостоятельно: быстро, медленно.

-Что мы видели в стакане с водой?

- Откуда взялись пузырьки?

- Что с ними произошло?

- А почему пузырьки с воздухом поднимаются наверх? (они легкие)

Вывод: Вода выталкивает воздух в пузырьках наверх. Воздух легкий, легче воды.

Физминутка:

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

 

Опыт 4  ( с кусочками земли)

Воспитатель показывает кусочек земли и спрашивает:

-Что это? А есть ли воздух в Земле? Докажите.

- Насекомые живут в земле и дышат воздухом, корешки растений. Давайте проверим, есть ли воздух в земле.

Воспитатель опускает кусочек земли в стакан с водой. Воздух собирается в пузырьки и поднимается наверх.

- Что вы увидели?

- А что в них?

- Откуда он взялся?

- Куда поднялись пузырьки?

Вывод: Воздух есть даже в земле.

 

Опыт 5  (с камнем)

Воспитатель раздает каждому ребенку по камешку.

-Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь?

- Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?

- А можно ли взять в руки воздух, сжать его?

Вывод: Воздух – это не твердое тело.

 

Опыт 6 (со свечой)

-Ребята, а что это? (свеча)

- Как вы думаете, полезный ли это предмет?

-А как вы думаете, когда свеча горит, она загрязняет воздух?

- А мы сейчас проверим.

Воспитатель зажигает свечку. Она горит. Над пламенем свечи держит чистое блюдце. Подержать и показать детям.

- Что стало с блюдцем? Почему?

Вывод: Гарь и копоть от сгорающей свечи попадает в воздух. А мы с вами этим воздухом дышим. Полезно ли это для здоровья?

- Чтобы очистить воздух в комнате, что надо сделать? (проветрить, влажную уборку)

- А воздух на улицах нашего города чистый?

- Что загрязняет его?

- Как же быть? Ведь без машин и заводов нам не обойтись?

Вывод: Надо ставить фильтры на трубы. Сажать деревья. Охранять деревья. И дома полезно иметь растения – они очищают воздух. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье и о здоровье окружающих.

 

- Ребята, кем мы сегодня с вами были? Что изучали? Что узнали о воздухе?

1. Воздух действительно вокруг нас.

2. Воздух – это не твердое тело.

3. Воздух не твердое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.

4. Вода выталкивает воздух в пузырьках наверх. Воздух легкий, легче воды.

5. Воздух есть даже в земле.

6. Надо ставить фильтры на трубы. Сажать деревья. Охранять деревья. И дома полезно иметь растения – они очищают воздух. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье и о здоровье окружающих.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Воздух вокруг нас»

Задачи:1. Образовательные: Уточнить представление о свойстве воздуха, учить обнаруживать воздух, познакомить, что ветер это – движение воздуха, расширить представление, о значимос...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, ...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "Воздух и и его свойства".

Цель:  Познакомить детей с воздухом. Показать   детям,   что   воздух   есть   везде   вокруг   нас.   Познакомить...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Тема: «Воздух вокруг нас»

   Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и           исследований с воздухом....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...