Конспект НОД по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пискова Ирина Николаевна

"Путешествие с Капелькой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительного дошкольного возраста

Тема: «Путешествие с Капелькой»

Цель: закрепить представления дошкольников о природных явлениях, знания детей о круговороте воды в природе через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Формировать у детей умение устанавливать значение слов, подбирать условия выполнения простейших опытов, комментировать результаты, делать выводы.
  • Обобщить и дополнить знания о свойствах воды, ее превращения.
  • Использование умения читать схемы.
  • Формировать навыки ведения дискуссии.
  • Развивать речь, внимание, зрительное восприятие, долговременную зрительную память.
  • Воспитывать усидчивость, взаимовыручку; слышать и слушать.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Работа над словарем:  круговорот, радуга, дуга, Африка, подзорная труба, пустыня Сахара, фазан, Антарктида, саванна.

Методы обучения:

  • Наглядные  - демонстрация, использование ТСО;
  • Словесные  - объяснение, рассказ, беседа, инструктаж.
  • Практические - экспериментирование, исследование.
  • Игровые - сюрпризный момент, создание игровой ситуации.

Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы, музыка.

Планируемые результаты:

  •  У детей развито понимание важности воды на планете и необходимости охраны окружающей среды.
  • Развиваются творческие навыки и умения детей.
  • Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание участвовать в совместных опытах и экспериментах.

Создание среды для организации и проведения: персонажи — Ослик, Капелька, Снежинка; прозрачная плоская емкость с водой, зеркальце, настольная лампа или фонарик, стакан с горячей водой, холодная тарелка; схема «Круговорот воды в природе»; значки «тучка» и «солнышко»; полотенце для рук, компьютер, шаблон с дождиком и тучкой, магнитофон с аудиозаписью.

Музыкальное сопровождение: аудиозапись «Шум дождя».

Ход занятия:

 Организационный этап:

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с вами, как с хорошими друзьями и  подарим друг другу улыбку. Скажем, друг другу «Здравствуй».

Ритуал  подготовки к занятию:

"Как хорошо на свете жить!      (руки в стороны и вверх)

Как хорошо уметь дружить!      (руки соединяются в приветствие)

Как хорошо, что есть друзья!    (берутся за руки и раскачивают их)

Как хорошо, что есть и Я!"       (прижимают руки к себе)

Раз, два, три - волшебство скорей приди!

Мотивационный этап: 

На волшебном экране компьютера появляется Ослик.

Здравствуйте. Все плыву и плыву, а земли не видно. Наверное, я сбился с пути. Ну вот, слышите? (звучит аудиозапись Шум дождя). - Ой, кто ты? Ты что, с неба свалилась?

История Капельки

Капелька (нарисована на картоне). Да! Я - капелька воды. Я давно с тобой путешествую. Я была каплей в море (показ моря на экране).

Ослик: «Да, да, я видел блестящие капли на спинках дельфинов».

Капелька: «Но вот пригрело солнышко и мои сестрички, а вместе с ними и я испарились (превратились в невесомый пар и оказались в воздухе). Видел ли ты, подплывая к берегам Африки, как все предметы расплываются перед глазами? »

Ослик: «Видел. Я подумал, что испортилась моя подзорная труба».

Капелька: «Это водяные пары поднимаются вверх от согретой солнцем воды и все предметы будто «ломаются» их струйками. Но мы, капельки не любим долго оставаться по - одиночке. Высоко в небе мы собрались в белое пушистое облако и поплыли за тобой».

Ослик: «Да, я помню! Это было прекрасное облако, похоже на сказочный замок».

Образовательный этап:

Педагогическая технология: «Активизация речевой деятельности детей».                

Капелька: «Мне очень хотелось побывать в Сахаре. Мне говорили, что в пустыне вода дороже золота. Там и люди, и животные, и растения каждую капельку воды берегут. Вот бы все так делали! А вы, ребята, бережете воду?» (Ответы детей?).

Ослик: «Да, в пустыне умеют экономить воду».

Капелька: « Ослик, а помнишь ли ты радугу над саванной?»

Ослик: «Да, она была очень красивой!»

Капелька: «А знаете ли вы ребята, кто «делает» радугу? Откуда она берется? (Ответы детей) Радугу делаем мы — капельки воды вместе с солнышком!»

Ослик: « Как же вам это удается?»

Воспитатель: «Сейчас я расскажу ребята, что нужно делать, и вы сами сможете создать радугу».

Педагогическая технология: «Экспериментальная деятельность»

Беседа с детьми. - Что значит слово «радуга». Слово «дуга» отвечает форме радуги, точнее, той ее части, что видна с земли. (Из космоса радуга выглядит как семицветный круг). (Показ через компьютер). Придумывание, частью какого слова является слог «ра»? (Ответы детей: радость, разноцветная).

  • Когда бывает радуга и как она выглядит? (Ответы детей).
  • Почему люди радуются, увидев радугу?

            Положим зеркало в плоскую прозрачную емкость с водой. Развернем зеркало так, чтобы поймать им солнечные лучи или лучи настольной лампы. Будем медленно поворачивать его до тех пор, пока не увидим на стене или на потолке настоящую радугу.

(Предложить детям самостоятельно попробовать получить радугу, комментируя свои действия. - Радуга получается при прохождении лучей света через воду).

Анализ деятельности детей на момент завершения данного вида деятельности.   

  • Чтобы запомнить последовательность цветов радуги, придумали такую фразу:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

  • Посмотрите на радугу внимательно и постарайтесь догадаться, почему эта фраза служит подсказкой о последовательности цветов (Ответы детей).

Ослик: «Ребята, да вы просто волшебники! Теперь мне понятно, от чего появляется радуга».

Воспитатель: «Куда же  отправилась, Капелька, когда исчезла радуга?»

Капелька: «Над саванной (показ через компьютер) нас, капелек, набралось в облачке очень много. Оно почернело и превратилось в тучу. Нам, капелькам, стало тесно, мы стали тяжелыми и упали на землю. Сначала дождик накрапывал, затем пошел сильнее, потом начался настоящий ливень. Все вокруг очень обрадовались, что после долгой засухи наступил сезон дождей».

Педагогическая здоровьесберегающая технология: «Пальчиковая гимнастика»

(Дети барабанят пальчиками по столу, изображая дождь при помощи изменения ритма и силы удара).

Педагогическая здоровьесберегающая технология: «Физминутка»

 «Дождик лей!»

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!              Дети идут по кругу друг за другом,

Шлепаем по лужам.                           Шлепая ногами.

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!             Останавливаются лицом в круг,

Зонтик нам не нужен.                        Смыкают руки над головой.

Нам не страшен сильный дождь!      Выполняют прыжки на носочках,

Осень наступила!                                Руки на поясе.

Ну, промокли мы. И что же?             Тянутся вверх, раскинув руки.

Будем мыться с мылом!                     Пожимают плечами, улыбаются.                                                                            

                                                            Показывают, как намыливают руки.

Ослик: «Все же я не совсем понял, как это вы, капельки, то вверх, то вниз движетесь?»

Воспитатель: «Сейчас, Ослик, мы сами сделаем дождик и во всем разберемся».

Педагогическая технология: «Экспериментальная деятельность»

Воспитатель: «Нальем в стакан горячую воду (обращаю внимание детей на пар, который виден над поверхностью воды). Что делает вода? (Испаряется). Вода испаряется при любой температуре. Только холодная помедленнее, а горячая - быстрее. Накроем стакан холодной тарелкой. Поясняю: высоко в небе холодно. Посмотрим через несколько секунд - на тарелке образовались мелкие капли. Через несколько минут можно видеть, как они собираются в крупные тяжелые капли, которые падают вниз, - идет дождь. Так при помощи несложного приспособления мы увидели приключения Капельки .

Показ схемы «Круговорот воды в природе»

  • Давайте найдем на рисунке все то, что мы увидели в ходе опыта: испарение воды, подъем водяного пара вверх, в небо, его замерзание и превращение в капельки, образование тучки и дождь.

Анализ деятельности детей на момент завершения данного вида деятельности.

Рефлексивный этап:

Результат решения проблемной ситуации:

Педагогическая технология: «Активизация речевой деятельности детей».

Ослик: « Ребята, посмотрите, кто это?»

На экране появляется Снежинка.

Капелька: «Ослик, ты снова не узнал меня? А вы, ребята, догадались, кто я?» (Ответы детей). -Я - Капелька. Мы приближаемся к Южному полюсу. Стало холодно и я превратилась в снежинку».

Ослик: «Что же, нужно готовить теплую одежду, скоро покажется ледяной континент Антарктиды. До свидания, ребята!»

Капелька: «До свидания!»

Воспитатель: «Ребята, вам было интересно работать с нашими героями? А какие два открытия мы сегодня сделали? (Ответы детей – узнали, как образуется радуга и дождь). Молодцы!»

Рефлексия: Ребята, как вы думаете, мы помогли нашим друзьям? Что было на ваш взгляд наиболее интересным, что нового вы узнали?

Воспитатель: «А сейчас, я предлагаю вам поиграть с дождиком. Берем  водный пистолет и метимся в тучку». (Берем заранее распечатанные шаблоны, тучку, закрашенную плотно гуашью. Зонтик и все пространство под ним натираем восковой свечкой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...

Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)

Конспект НОД  по познавательному развитию  (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....

Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"

Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....