"Моделирование как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чурбанова Татьяна Вячеславовна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_nastoyashchee_vremya_iz.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

   В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии. Актуальность проблемы выражена в таких важных документах, как «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л. Л. Вержбицкого и СП. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования». В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Процесс познания окружающего мира для ребенка начинается с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется построить в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или явлении природы, составить схему изучаемого явления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом.

    Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.

    На основании вышесказанного мы считаем тему нашего исследования актуальной и особо значимой, так как дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе. По нашему мнению, формирование осознанно-правильного отношения к природе с использованием моделирования является одним из эффективных методов ознакомления детей с природой.

    Как подчеркивает известный педагог А.И.Иванова, использование моделей является эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий, поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Преимущество данного способа заключается и в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вреда.

    Исследователи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

    Моделированием называется такой метод исследования, при котором на искусственно созданных системах воспроизводится одна или несколько сторон реально существующего объекта, процесса или явления. Оно служит для исследования этих процессов или систем объектов, а также для уточнения их характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Благодаря этому моделирование находит применение и в науке, и в учебной деятельности. Использование моделей является эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий, поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Преимущество данного способа заключается и в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вреда.

    Модели можно классифицировать по разным принципам:

- по характеру моделирования — модели объектов, процессов и биоценозов;

- по внешнему виду —плоскостные и объемные;

- по месту расположения — настенные, настольные и напольные;

- по способу использования — статические и динамические.

    Названные принципы классификации не исключают друг друга. Модель может быть одновременно настенной, плоскостной и динамической либо настенной, объемной и статической.

     Настенные, напольные и настольные модели, как это явствует из названия, различаются размерами и местом своего расположения: настольные имеют небольшие размеры и в процессе работы дети располагают их на столе, напольные, напротив, бывают крупными, поэтому располагаются только на полу, у настенных размеры могут быть любыми.

    В статических (стационарных) моделях положение деталей неизменно; такие модели монтируются один раз и изменению не подлежат. Примером статических моделей являются красочные настенные панно, изображающие пейзаж, т.е. с биологической точки зрения — биоценоз. В динамических моделях, напротив, положение деталей меняется, и это дает возможность показывать объекты в действии, а также демонстрировать процессы и явления.

    Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

    Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

    В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

    Моделирование процессов позволяет понять сущность многих явлений природы: почему идет дождь, почему на Земле бывает день и ночь и т.д. В подавляющем большинстве случаев такие модели должны быть несложными. Иногда достаточно 1—2 мин, чтобы с помощью простых приспособлений (шнура, палочки, бумаги) ребенок получил исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.

    Моделирование объектов в какой-то мере напоминает изобразительную деятельность и конструирование, но отличается от них конечной целью: цель изодеятельности — выполнить красиво, цель моделирования — сделать правильно и в ходе работы получить новые знания об изучаемых объектах. Иными словами, в искусстве важно изобразить объект эстетично, в моделировании — разобраться, как он устроен. При моделировании процесс изображения или конструирования носит вспомогательный характер. Он важен постольку, поскольку помогает понять особенности строения или принцип действия объекта.

    Способ введения моделей в педагогический процесс определяется самим педагогом. Обучение детей моделированию связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учить в начале обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня.

В процессе опытно экспериментальной работы нами использовались игры с моделированием: «Что сначала? Что потом?» (жизненный цикл животных), «Найди, где можно их расставить?», «Узнай по признакам» и варианты экологических задач по методике Александры Ивановны Ивановой. Всего использовано 8 задач экологического содержания: «Кто где живет?», «Что перепутано?» и.т.д и проведена диагностическая методика, предложенная О.Соломенниковой, С.Н.Николаевой по изучению экологических знаний.

Таким образом, использование моделирования в процессе экологического воспитания детей при соблюдении определенных педагогических условий способствует эффективному усвоению, конкретизации, уточнении, систематизации экологических знаний и представлений детей.   Моделирование является интересным и полезным способом формирования экологического сознания и позволяет демонстрировать существенные экологические связи в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание проходит через все образовательные области.  И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей...

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.Результатом экологическ...

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопрос...

Проектная технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

В статье рассматривается использование технологии проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....

Статья из опыта работы."Дидактическая игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к ...