Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Внимание, микробы!".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Нартдинова Фаниса Фангатовна

Материал пригодится при работе с микроскопом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Внимание, микробы!»

Цель: - сформировать представления детей о микроорганизмах, их вреде и пользе на здоровье человека.

Задачи:

1.Образовательные:

-дать детям простейшее понятие о полезных и вредных (болезнетворных) микроорганизмах-микробах (бактериях); познакомить детей с микроскопом; с простыми способами борьбы с вредными микробами; активизировать словарь детей словами: микроскоп, микробы, плесень, бактерии.

2.Развивающие:

-развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, любознательность, коммуникативно-речевые способности.

3.Воспитательные:

- воспитывать культурно - гигиенические навыки, отзывчивость, доброжелательность друг к другу.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Продолжительность мероприятия: 30 минут

По составу участников: 4- 6 лет

Форма проведения: занятие-эксперимент

Тип: познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.

Развивающая среда:  компьютер, микроскоп

Материалы и оборудование: экран,  микроскоп, пинцет, кожица яблока, кожица моркови, заплесневелый хлеб, зеркала, маски, влажные салфетки, пульверизатор, вода.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: - Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Коммуникативно-речевая игра «Здравствуйте!»

Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»

Мы скажем небу: «Здравствуй!»

«Пусть все будут здоровыми!»

Гостям всем скажем мы.

Педагог: - Ребята, когда мы здороваемся друг с другом, то желаем при этом здоровья. В народе говорят «Здоровому человеку все здорово». А что значит «быть здоровым?»

(Ответы детей: когда человек не болеет, он веселый, жизнерадостный, сильный, бодрый, энергичный, красивый и т.д.)

Педагог: - Совершенно верно! Здоровье - это самое главное в жизни. Каждый человек должен думать о своем здоровье и соблюдать правила здорового образа жизни.

Основная часть

Педагог: - Отгадайте загадку: Там, где грязь – живут они,

                                                         Мелкие, не увидать.

                                                     Их там очень-очень много,

                                                       Невозможно сосчитать.

Педагог: - Ребята, о ком идет речь?

Ответы детей: О микробах!

Педагог: - Как вы догадались?

(ответы детей)

Педагог: - Будем дружить с микробами?

Ответы детей: Нет!

Педагог: - Почему вы не хотите с ними дружить?

(ответы детей)

Педагог: - Сегодня на занятии мы проведем опыты и эксперименты и узнаем, только ли вредными могут быть микробы, а также вспомним правила ЗОЖ. Ребята, а кто из вас знает, кто такие микробы?

(ответы детей: что микробы – это микроорганизмы, которые нельзя увидеть, потому что они очень, очень маленькие меньше самых маленьких насекомых)

Педагог: - Действительно, микробы являются самыми маленькими обитателями, микроорганизмами  Земли. Микробы есть в воздухе, в воде, на земле, на нашем теле.

А вы знаете, с помощью чего их можно увидеть? (Ответы детей)

Педагог: - Да, их можно увидеть только в микроскоп. Слайд 1. Именно с помощью этого прибора ученые в своих лабораториях  изучают мельчайшие организмы и вещества. Посмотрите на экран, вот так выглядят микробы под микроскопом.

Слайд 2. Посмотрите,  внимательно, какой они формы? Есть ли у них какие-нибудь части тела?(ответы детей)

Слайд 3. О плесени.

Педагог: - Скажите, ребята, как микробы могут попасть в организм человека?

Слайд 4.

Ответы детей (Микробы могут попасть  к нам в организм, если мы будем гладить бездомных кошек и собак, находится рядом с болеющим человеком, не мыть руки, брать грязные пальцы в рот,  есть немытые овощи и фрукты, есть испорченные плесенью продукты, пить грязную воду)

Слайд 5. Как микробы могут попасть в организм человека.

Педагог: - Чтобы проверить правильно ли вы ответили, приглашаю вас сесть на стулья.

Дети и  педагог садятся на стулья.

Педагог: - Давайте проверим,  действительно ли микробы передаются из рук в руки. Для этого нам понадобится немного муки.

Слайд 6.  Эксперимент с мукой.

Педагог просит ребенка обмакнуть руки в муку, а затем поздороваться за руку с другим ребенком.

Педагог: - Осталась ли мука на руке у….Какой вывод мы можем сделать?

(Вывод: Микробы действительно могут передаваться из рук в руки).

Педагог: - Сейчас мы проведем с вами опыт и узнаем, как микробы больного человека попадают в организм здорового человека.

Слайд 7.  «Опыт с зеркалом»

Педагог: - Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас   влажная среда?

 (во рту).

Педагог: - И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?

Педагог: - Рассмотрим зеркало. Какое оно? (чистое). 

Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало ко рту.

 Педагог: - Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас?

(Нет. На нем появились капельки).

Педагог: - В капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг). Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались?

 (варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)

Педагог: - Теперь наденьте  маски и попробуйте снова подышать на зеркала.

Дети надевают марлевые повязки и еще раз дышат на зеркала.

Педагог: - Что произошло на этот раз?

(Ответы детей: Зеркало осталось чистым).

Педагог: - Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: - Больным людям надо одевать повязки, так как они защищают здоровых людей  от микробов.

Слайд 8. Лаборатория.

Включить микроскоп!!!

Эксперименты с микроскопом. «Микробы,  на кожице невымытого яблока, моркови, плесень на хлебе»

Педагог: - Сейчас мы с вами проведем эксперимент с микроскопом. Нам  нужно рассмотреть микробы, находящиеся  на кожице невымытого яблока, моркови.

  1. С помощью пинцета отделим кожицу немытого яблока
  2. Поместим кожицу на предметное стекло
  3. Рассмотрим вместе кожицу яблока под микроскопом

Выполнение задания согласно инструкции

Педагог: Ребята, что вы видите? (палочки и шарики)

Педагог: Как вы думаете кто это? (микробы и грязь)

Педагог: Какой можно сделать вывод?

 (Ответы детей: Мы видим, что на кожице невымытого яблока действительно находятся микробы, следовательно, если мы будем, есть немытые фрукты, то микробы попадут в наш организм и человек заболеет).

Педагог: - Сейчас мы с вами рассмотрим плесень на кусочке хлеба, плесень  очень страшна, вызывает порчу продуктов.  Говорят, что плесень – это грибки, сейчас мы выясним, правда ли это.

(Рассматривают плесень)

Педагог: Какой можно сделать вывод?

 (Ответы детей: плесень – это грибки)

Опыт «Микробы в воде»

Педагог: - Давайте мы рассмотрим капельку грязной воду и выясним, действительно ли в ней тоже есть микробы.

(Рассматривают каплю воды)

Педагог: - Какой вывод мы можем сделать?

(Ответы детей: даже в маленькой капельке воды, живет много микробов, поэтому воду из водоема пить нельзя).

Эксперимент «Грязные руки»

Педагог: - А можем ли мы увидеть грязь и микробы на руках?

Ответ детей: Да!

Педагог: - Не всегда мы можем увидеть микробы, иногда нам кажется, что руки чистые, а на самом деле на них много микробов. Увидеть мы их можем тоже только с помощью микроскопа. Для этого эксперимента мне нужны два участника.

(Участники - дети играют с песком и землей)

Педагог: - Давайте посмотрим под микроскопом, сколько микробов у вас на руках после работы . Для этого, вам нужно обмакнуть палец в воде и потереть его об предметное стекло. 

Действие:  выполняют задание.

Педагог: А теперь давайте посмотрим под микроскопом, сколько микробов у вас на руках.  (В микроскопе обучающиеся увидят черные точечки и точки похожие на капельки воды. 1-2 и более точек могут находиться в движении - это микробы).

 Вывод: Микробы умеют двигаться. И чем грязнее руки, тем их больше. Руки необходимо регулярно, тщательно мыть с мылом. Иначе человек может заболеть.

Педагог: - Когда человек уже заболел, помочь ему может только лекарство прописанное доктором. Какие правила здорового образа жизни следует соблюдать, чтобы не позволить микробам проникнуть в организм?

Выключить микроскоп!!! Слайд 9.

Включить экран!!! На слайде правила ЗОЖ!!

(ответы детей:  нужно умываться и мыть руки, Делать зарядку,  проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, Закаливаться, Играть в подвижные игры,  Кушать полезные продукты, побольше овощей и фруктов и т.д). Слайд 10.

Физкультурная пауза «Микробы полезные и злые»

Оборудование: магнитофон, запись с мелодиями двух видов: тревожная грозная, легкая и приятная. Ход: Под одну мелодию дети изображают страшных микробов, под легкую – приветливых и дружелюбных.

Слайд11.

Педагог: - На самом деле существуют еще и  полезные  микробы, по-другому их называют бактерии. Их используют при создании разных лекарств и кисломолочных продуктов, при приготовлении хлебобулочных изделий.  Вот сейчас мы с вами проведем эксперименты и докажем: что они существуют.

Эксперимент «Полезные микроорганизмы – дрожжи». Слайд 12.

Педагог: - Для того чтобы сладкие булочки получались пышными пекарь использует – дрожжи, давайте проверим так ли это. Для этого в  стакан с дрожжами добавим теплой воды, сахар и оставим на некоторое время, а потом посмотрим, что произойдет.

(Педагог с детьми размешивают дрожжи, сахар в теплой воде и убирают в теплое место).

На слайде картинки полезные бактерии. Слайд 13.

Педагог: Вчера мы с вами пробовали получить кисломолочный продукт с использованием  молочных бактерий. Что мы для этого делали?

На слайде 14 приготовление кефира!!!

Ответы детей: Налили в стакан молока, добавили ложку густой сметаны, в ней есть молочные бактерии и оставили в теплом месте.

Педагог: - Посмотрим, что у нас получилось. Помешайте ложечкой молоко, каким оно стало?

Ответы детей (Густым)

Педагог: - Какой запах у продукта?

Ответы детей (кислый).

Слайд 9.Как вы думаете, какой продукт получился из молока и молочнокислых бактерий? 

Ответы детей. Кефир.

Педагог: - Какие кисломолочные продукты вы еще знаете? (ответы детей)

На экране слайд  15 Кефир, сметана, сыр, йогурт.

Педагог: - Ребята, полезны ли эти продукты для нас?

Ответы детей.

Педагог: - Ребята, вернемся к нашему опыту. Что произошло с дрожжами?

Ответы детей: (они увеличились в объёме).

Педагог: - Что им в этом помогло?

Ответы детей (тёплая вода и сахар).

Слайд 16. Хлебобулочные изделия.

Педагог: - Какой вывод мы можем сделать? 

Вывод: -  ответы детей: полезные микроорганизмы существуют.

Заключительная часть

Вот и закончился наш день в научно-исследовательском центре. Мы сегодня с вами в научной лаборатории провели много важных и нужных исследований и выяснили, что микробы могут быть повсюду.

Ребята вам понравились наши эксперименты? Какой понравился больше всех? 

Педагог: - Занятие окончено. Спасибо за работу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой на тему "Экскурсия по временам года"

Программное содержание: •    Систематизировать знания детей о сезонных изменениях; •    Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные признаки и...

План-конспект открытого занятия для подготовительной группы

Сценарий физкультурного развлечения на основе подвижных игр с применением методики обучения подвижным играм...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик» Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик»Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»...