Конспект: «Воздух-невидимка с элементами моделирования»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Трохачева  Татьяна Федоровна

Программные задачи: формировать представления детей о воздухе и его свойствах; способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений детей о его значимости в жизни человека, растений, животных; развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Планируемые результаты: имеет представление о воздухе и его свойствах, о значимости воздуха в жизни всего живого; экспериментирует и делает выводы; владеет достаточным словарным запасом, диалогической речью, рассуждает и дает необходимые пояснения.

Материал: глобус, стаканчики, трубочки, пластилин, камешки, таблетки активированного угля, свеча, стекло, тазики, мелкие игрушки, парашютики, упаковка киндер-сюрприз, вырезанные из бумаги деревья, картинки грязного воздуха, песня «Облака».

Предварительная работа: проведение прогулок-исследований, наблюдений, опытов; загадывание загадок о явлениях природы; чтение художественной литературы, разучивание детей.

1.   Эмоциональный настрой.

-Улыбнитесь друг другу.

-А теперь улыбнитесь мне, а я вам.

-Начинаем.

2.  Игровая мотивационная ситуация.

Спор воспитателя и игрушки би-ба-бо Каркуши.

К:-на земле четыре океана

В:-нет пять

К:-нет, четыре

-Ребята покажите их на карте. Как они называются.

В:-Ая говорю, есть пятый. Это особенный океан, в нем нет воды, его нет на карте, на глобусе.

-Не догадались, как он называется?

-Тогда отгадайте загадку, она вам подскажет ответ:

«Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем».

-Что это такое? (Воздух)

-Если это воздух, то как называется этот океан? (Воздушный)

3. Беседа (закрепление пройденного)

-Вспомните, так что такое воздух? (Движение ветра)

-Кому необходим воздух? (Человеку, растениям, животным, всему живому)

-А что будет, если воздух исчезнет? (Все живое погибнет)

-Предлагаю  закрыть нос и рот ладонью, т. е. задержать дыхание.

-Что с вами происходит? (Тяжело дышать, не хватает воздуха, задыхаемся)

-Какой можно сделать вывод? (Без воздуха жить нельзя)

-Давайте вспомним и назовем свойства воздуха, которые вы знаете?

Скажите:

-Имеет ли воздух вкус? (Нет). Давайте попытаемся захватить ртом воздух и почувствовать вкус. Что не получается?

Вывод: воздух не имеет вкуса.

-Имеет ли воздух вкус? (нет). Понюхайте вокруг. Ну, как?

Вывод: воздух не имеет запаха.

-Имеет ли воздух цвет? (Нет). Значит он бесцветный.

-Молодцы.

4. Продолжение беседы.

-Ребята, посмотрите (показ ручки), что у меня в руках? (ручка)

-Мы ее видим? (да)

-А воздух мы видим? (нет)

-Вот и я, ребята, его не вижу, но точно знаю, что он присутствует здесь, вокруг нас.

-Давайте проверим, поймаем воздух?

-Каким способом можно поймать воздух? (от.)

-Вот, Каркуша предлагает поймать нашу невидимку в пакет. Раскройте его, а потом быстро зажмите.

-Каким стал пакет? (упругим)

-Что у нас в пакете? (воздух)

-Давайте сделаем вывод вместе: воздух можно поймать хоть он и невидимый.

-Молодцы.

-Дети, вспомните, как называется движение воздуха? (ветер)

-А как вы считаете, в облаках ветер живет? (да)

-Почему? (они движутся)

-Вот и мы сейчас отдохнем, и будем двигаться как облака, но только под музыку.

5. Физкультминутка «Облака»

6. экспериментирование + моделирование.

–Дети, я вам даю упаковки от киндер-сюрприза. Бросьте их в тазик с водой, который стоит возле меня.

-Что произошло с ними, что вы видите? (они плавают на поверхности)

-Почему плавают?

-Что есть внутри этих предметов? (воздух)

-Давайте смастерим «живую модель» киндер-сюрприза в виде маленьких человечков.

-Умницы.

-А теперь давайте проверим, во всех ли предметах есть воздух или только в упаковке от киндер-сюрприза?

-У вас на столах емкости с водой и предметы: камень, пластилин, таблетки активированного угля.

-Мы будем по очереди бросать эти предметы в воду и наблюдать, что происходит?

-Первым бросим камень? Что мы видим? (камень утонул и воздух вышел в виде пузырьков)

-А много ли воздуха в камне? (нет)

-Следующий бросаем пластилин: много ли пузырьков? (нет, но больше, чем в камне)

-И, наконец, таблетки активированного угля. Что мы видим? (много пузырьков)

-Какой можно сделать вывод: предметы опустились на дно, а из них вышел воздух, пузырьки поднялись вверх, так как воздух легче воды.

-Кто повторит вывод?

7. Работа в микрогруппах.

-А теперь разделимся на группы.

-Перед вами модели предметов, которые вы только что бросали в воду. Определите, какой предмет относится к одной из этих моделей (они лежат у вас на столе-картинки). Одной группе достанется камень, другой-пластилин, третьей-таблетки активированного угля(мешочки).

-Молодцы, все верно.

-Давайте еще раз вспомним вывод: воздух есть во всех предметах.

8. Продолжение экспериментирования + игра.

Каркуша: ребята, а воздух способен удерживать предметы?

-Давайте проверим и поиграем в очень интересную игру «Парашютисты»

-Возьмем мелкие предметы и бросим вверх.

-Что произошло? (они упали вниз быстро, со звуком)

-А теперь: на счет раз, два, три подбросим наш десант, взяв платочек, привязав к нему нитки и груз.

-Что мы видим?

-Наш парашют опускается медленно, воздух распирает купол парашюта и не дает упасть быстро, а наоборот, падение медленное (падает легко)

-Вместе сделаем вывод: значит, воздух способен удерживать легкие предметы в пространстве.

-Умницы.

-А теперь разрешите провести эксперимент мне.

-Я зажгу свечу и буду держать стекло над пламенем (звучит тревожная музыка)

-Почему музыка тревожная? Наверно где-то опасность?

-Какую опасность вы видите?

1) Огонь. Нужно осторожно обращаться с огнем.

2) Начал загрязняться воздух, к. к на стенке появляется копоть, сажа.

-Что еще может загрязнять воздух. (Выхлопные газы от автомобилей, заводы, дым от пожаров, когда сжигаем пластиковые бутылки, дым сигарет)

Рассматривание картинок «Что воздух загрязняет?»

-А какой воздух полезен для человека? (чистый, свежий)

-Что необходимо, чтобы воздух был чистым?

Дети: сажать деревья, цветы, сеять траву, поливать дорожки в жару, проветривать помещения, протирать пыль.

Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев.

9. Рефлексия.

-Дети, вы молодцы, хорошо поработали. Узнали много нового и интересного. Не забудьте рассказать об этом своим родным.

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Воздух невидимка"

Цель: создание социальной ситуации развития детей  в процессе формирования и закрепления знаний о воздухе и его свойствах через опытно- экспериментальную деятельность....

Конспект "Воздух-невидимка"

План - конспект занятия по познавательному развитию  с элементами экспериментирования на тему «Воздух - невидимка» для детей старшей группы.Программное содержание :- образователь...

Конспект НОД с элементами эксперимента «Воздух-невидимка»

Конспект НОД с элементами эксперимента «Воздух-невидимка»Cнежана Хертек Конспект НОД с элементами эксперимента «Воздух-невидимка»Цель:Образовательные:- подвести к понимани...

Конспект образовательного события с элементами экспериментальной деятельности. Средняя группа «Воздух-невидимка»

Цель: Создание социальной ситуации для развития познавательных способностей детей в процессе экспериментирования....

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Воздух- невидимка», подготовительная к школе группа .

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Воздух- невидимка», подготовительная к школе группа . Цель: Формирование  целостного восприятия окружающего мир...

Конспект "Воздух невидимка"

Цель: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений....

Конспект занятия в средней группе с элементами экспериментирования "Воздух-невидимка"

Дети знакомятся со свойствами воздуха, определяя их опытным путем....