Главные вкладки

    «Эксперимент – как познание окружающего мира» - мастер-класс для педагогов
    методическая разработка по окружающему миру на тему

    Панкова Ирина Евгеньевна

    Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности воспитателей при организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Эксперимент – как познание окружающего мира»

    Слайд 2

    Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности воспитателей при организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

    Слайд 3

    Задачи мастер-класса : Познакомить участников мастер-класса с приемами, применяемыми при экспериментировании с дошкольниками. Повысить мотивацию воспитателей на системное использование метода экспериментирования в практике работы с детьми. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного стиля, который бы позволил воспитанникам реализовать позицию субъекта в исследовательской деятельности.

    Слайд 4

    «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования». Н.Н. Поддъяков

    Слайд 5

    Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.А. Тимирязев

    Слайд 6

    Позитивные стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования: Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребёнка

    Слайд 7

    Федеральные государственные требования: « Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. … ». « Программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».

    Слайд 8

    Интеграция экспериментирования с образовательными областями Здоровье Физическая культура Безопасность Социализация Труд Художествен ное творчество Познание Чтение художественной литературы Коммуникация Эксперимен тирование

    Слайд 9

    Достоинства экспериментирования Экспериментирование дает детям реальное представление о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Обогащение речевого запаса ребенка. Накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Активизация мыслительных процессов (операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения). Формирование самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Формирование трудовых навыков. Положительно влияет на эмоциональную сферу. Укрепление здоровья.

    Слайд 10

    В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования ) , на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса и является одним из видов познавательной деятельности детей.

    Слайд 11

    Задачи педагога: Формировать у детей представления об окружающем мире, о свойствах живой и неживой природы. Развивать у дошкольников умение добывать знания экспериментальным путем. Развивать способность устанавливать причинно-следственный связи. Развивать умение выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальным путем и делать выводы. Развивать у дошкольников познавательную активность, инициативность. Развивать у дошкольников познавательные процессы: восприятие, мышление, внимание, память. Активизировать и расширять словарь детей, развивать умение рассуждать, доказывать. Развивать социальные навыки: умение работать в группе и в паре, договариваться, учитывать мнение партнера. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Формировать и совершенствовать опыт в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

    Слайд 12

    Результаты мониторинга:

    Слайд 13

    Центр экспериментирования

    Слайд 14

    Э ксперимент должен отвечать следующим условиям: – максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними; – безотказность действия приборов и правил обращения с ними; – показ только существенных сторон явления или процесса; – отчётливая видимость изучаемого явления; – возможность участия ребёнка в повторном эксперименте.

    Слайд 15

    Методические рекомендации проведения опыта: 1. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности. 2. Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям. 3. При проведении опыта нельзя наносить ущерб окружающей природе. 4. Подводить детей в процессе опыта к самостоятельным выводам. 5. Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта. 6. Применять полученные знания в продуктивной деятельности.

    Слайд 16

    Рекомендации по организации экспериментирования в непосредственной образовательной деятельности 1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала непосредственной образовательной деятельности, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени. 2. Начинайте непосредственную образовательную деятельность энергично. Она должна проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом. 3. Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины. 4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп непосредственной образовательной деятельности. 5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям. 6. Избегайте шаблонного начала непосредственной образовательной деятельности: «Тук-тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя!» (варианты — Незнайка, Мишка, Карлсон ; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.).

    Слайд 17

    Экспериментирование в раннем возрасте

    Слайд 18

    «Тонет-не тонет»

    Слайд 19

    Дети ситечком достают сначала плавающие предметы , за тем погруженные

    Слайд 20

    Игра-экспериментирование способствует овладению орудийными действиями, развивает моторику рук, внимание; познает назначение предметов и свойства вещества.

    Слайд 21

    «Бумажные кораблики»

    Слайд 22

    Малыши ищут пути решения проблемы

    Слайд 23

    «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс». С.А. Рубинштейн

    Слайд 24

    Экспериментирование с водой

    Слайд 25

    Цветные бусы изо льда

    Слайд 26

    Разноцветные стекляшки

    Слайд 27

    Экспериментирование со снегом

    Слайд 28

    Как достать «киндер-сюрприз» из воды?

    Слайд 29

    Как достать «киндер-сюрприз» из воды

    Слайд 30

    Как достать «киндер-сюрприз» из воды?

    Слайд 31

    Как достать «киндер-сюрприз» из воды?

    Слайд 32

    Как достать «киндер-сюрприз» из воды?

    Слайд 33

    Как достать «киндер-сюрприз» из воды?

    Слайд 34

    Экспериментирование с воздухом. Как его почувствовать.

    Слайд 35

    Экспериментирование с воздухом: как его обнаружить

    Слайд 36

    Экспериментирование с воздухом

    Слайд 37

    Как обнаружить силу воздуха?

    Слайд 38

    Что выталкивает стакан из воды?

    Слайд 39

    Рефлексия: метод синквейна Первая строка: Кто? Что? (1существительное) Вторая строка: Какой? (2 прилагательных) Третья строка: Что делает? (3 глагола) Четвертая строка: Что участники думают о теме? (фраза из 4 слов) Пятая строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 существительное)

    Слайд 40

    Спасибо за внимание! Выполнила: Панкова И.Е., воспитатель МБДОУ – детский сад №7 «Умка»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс для воспитателей "Экпериментирование как эфффективный метод познания окружающего мира"

    В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познание закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Слово «эксперимент» прои...

    Мастер-класс "Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира"

    Детское экспепрементирование, как эффективный способ познания окружающего мира"...

    Мастер- класс с педагогами по теме «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»

    В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства мате...

    мастер класс для педагогов на тему "Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира"

    Одним  из эффективных  приёмов в работе по развитию познавательной активности дошкольников  является детское экспериментирование, которое даёт реальное представление о различных сторона...

    Мастер- класс с педагогами по теме: «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира».

    Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

    План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками»

    План работы по самообразованию на 2018 -2020 г.  на тему «Познание окружающего  мира  через эксперименты  и опыты  с младшими дошкольниками» поможет спланировать...