Методическая разработка "Конспект совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" для детей подготовительной к школе группы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лента Светлана Николаевна

Целью иетодической разработки совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" является формирование основ экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде у детей подготовительной к школе группе. Совместная деятельность организовывается в форме игры-путешествия и проводится на участке детского сада в летний период. Материал построен нв основе закрепления уже имеющихся знаний по экологии. На занятии используются личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, проглемно-игровые и информационно-коммуникативные педагогические технологии сотрудничества с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект

совместной образовательной деятельности

в форме игры-путешествия

«В гостях у Экологии»

с детьми подготовительной к школе группы

 

Составитель: воспитатель

квалификационной категории

Лента Светлана Николаевна

2018 год

      Цель: Формирование основ экологического самосознания и ответственного отношения к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста.

     Задачи:
1.Уточнить и систематизировать знания детей об экологии и охране природы.

2.Закрепить представления детей о различных экосистемах, об ответственности человека за все живое на земле.

3. Вызвать познавательный интерес и желание беречь и охранять природные источники воды через опытно-исследовательскую деятельность.

4. Развивать у детей умение делать выводы и умозаключения, анализировать и обобщать, опираясь на полученные ранее знания и опыт.

5. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, быстро переключаться с одной деятельности на другую, умение работать в группе.

6.Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, экологическую культуру.

Педагогические технологии:

  • Личностно-ориентированные:

- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

- самовыражение ребёнком присущим ему качеств и способностей;

- осуществление возможности выбора.

  • Здоровьесберегающие:

- смена двигательной активности;

- динамические паузы;

- игры (дидактические, развивающие).

  • Технология сотрудничества (работа в группе).
  • Проблемно-игровые:

- проблемные вопросы и ситуации. Как средство побуждения, стимулирования и активизации мыслительной деятельности ребёнка.

  • Информационно-коммуникативные:

- аудиозапись;

- звуковые файлы.

Материалы и оборудование:

Магнитная доска, мольберт с картой, условные знаки-правила поведения (кружки), салфетки; указатели: «Муравейник», «Пустыня», «Лаборатория воды», «Заповедник»; заборчик, таблички; аудио материал и звуковые файлы, листы берёзы с жалобами от природы; материалы для опытов: накидки для детей, стаканы, формы для воды, воронки, вата, марля, ложечки; глобус; цветы в горшках; игрушки: заяц, ёж, белка, птицы; «мусор»: пластиковые бутылки, резиновые тапочки, фантики, коробки, палочки; три контейнера для мусора: красный, жёлтый и зелёный; зелёные косынки и значки «Юный эколог» по количеству детей, раскраски.

Ход совместной деятельности:

В: Здравстуйте, ребята! Я – Фея Экологии, приглашаю вас к себе в страну.  А чем занимается наука экология, кто может сказать?

Д: (ответы детей).

В: Да, верно, экология – это наука о том, как нужно беречь окружающий мир природы. Я услышала, что вы любите и бережёте природу, ребята. Правда?

- В моей стране накопилось много проблем и жалоб, вот послушайте, какое послание - жалобу получила  я сегодня:

(звучит аудиозапись)

Много жалоб накопилось

У природы для людей

Воды речек замутились,

Пересох в лесу ручей.

Стали чахнуть липы, клёны

На обочинах дорог.

 Воду и воздух загрязняет,

Фабрик и заводов смог.

В море гибнут кит и рыба,

Загрязняется Байкал,

И становится всё мельче,

Море дивное Арал…

- Решить эти жалобы я могу только с вашей помощью, ребята. Вы хотите стать моими помощниками и помогать природе?

Д: (ответы детей).

В: Тогда я предлагаю повязать эти косынки. Как вы думаете, почему они зелёные? Да, верно ,зелёный цвет символизирует науку экологию.

- Ну что же, все готовы? Тогда отправляемся в путь!

(Повязываем косынки, идём к карте)

В: А вот и карта моей страны.

- Как вы думаете, почему некоторые из объектов обозначены красными флажками?

Д: (ответы детей).

В: Верно, ведь в природе красный цвет – это сигнал опасности и на карте обозначены объекты, которые нуждаются в нашей помощи.

- Итак, ребята, какой объекта на карте расположен под номером один?

Д: (ответы детей).

В: Но как же нам к нему попасть, кто как думает?

Д: (ответы детей).

- Верно, пройдём по направлению указателя.

В: Ребята, как вы думаете, что здесь произошло?

Д: (ответы детей).

В: А вот какое-то послание, что же с ним делать?

В: Правильно, нам нужно прочитать надпись, кто хочет прочитать?

Д: (читают):

 «Наш дом – муравейник,  мы трудились всё лето, чтобы сделать его крепким, но какие-то мальчики  разбросали забор,  сломали сам муравейник, бросили табличку в траву. Мы починили наш дом, но боимся, что кто-то снова разорит его. Ребята, помогите нам,  лесным муравьям».

В: Дети, как поступили, мальчики?  Почему нельзя разорять муравейники, кто как думает? Как мы можем помочь муравьям?

Д: Оградить муравейник забором, снова установить табличку с экологическим знаком.

В: Тогда предлагаю всем разбиться на две группы: одни ребята будут удерживать заборчик, а другие его устанавливать.

(Устанавливают забор вокруг муравейника)

В: Ребята, а кто заметил табличку, про которую говорилось в письме-жалобе? Посмотрите внимательно вокруг.

(Находят табличку)

- Как вы думаете, что обозначает этот экологический знак? Как вы думаете, где его нужно поставить?

(Устанавливают знак возле муравейника)

В: И запомните ребята, слова:

«Не обижайте муравья, его обидеть просто –

Он очень ма-, он очень ма-, он маленького роста!» - повторяют все вместе)

В: Ребята, мы помогли муравьям, предлагаю вернуться к нашей карте и посмотреть, какой следующий экологический объект обозначен на карте.

(Подошли к карте)

- Кто заметил, какой следующий объект на ней?

Д: Номер два – «Лаборатория воды».

В: Отправляемся по направлению указателя.

(Подходим к столику с глобусом, на нём письмо).

В: А вот и следующее послание. Прочтём его?

Жалоба капли:

«Я – капелька воды. Раньше я была озорной и весёлой, с подружками журчала в ручьях, реках, озёрах и  морях; взлетала в небо лёгким паром и падала на землю обратно. Но сейчас я становлюсь всё грустней, тяжелей и темней. А всё потому, что в меня и моих подружек попадают грязные стоки от  предприятий, отдыхающие на моих берегах водоёмов люди, бросают в них отходы. Скоро вся вода на земле будет грязной. Я гибну, помогите!..»

В: Ребята, поможем капельке?

Д: (ответы детей).

В: Но прежде капелька предлагаем нам ответить на вопрос «На чем он находится?»

Д: На глобусе - макете Земли.

В: Что обозначено на глобусе синим цветом? (Океаны, моря, реки)

Д/и «Передай капельку по кругу»

В: А сейчас капелька предлагает поиграть в игру «Передай каплю и ответь на вопрос»:  «Кому или чему на земле нужна вода?»

- Мы будем передавать капельку по кругу, у кого она окажется в руках, тот даёт ответ.

Д: (растениям, животным, насекомым, птицам, рыбам и т.д.).

В: Как человек использует воду? (Отвечать, ребята, будем полным предложением).

Д: Человеку нужна вода для того, чтобы умываться.

- Чистить зубы.

- Готовить пищу.

- Мыть посуду, мыть полы.

- Стирать вещи.

- Купаться и закаляться.

- Чтобы пить и готовить еду.

- Поливать комнатные растения и т. Д.

В: Молодцы!  Да, ребята, вода нужна человеку чтобы жить. Ведь наш организм на 70% состоит из воды. Без воды человек может прожить  не более пяти дней. Значит, какой делаем вывод …?

Д: Вода нужна человеку для жизни.

В: Ну, что же, мы ответили на все вопросы капли.

- Пройдёмте, ребята, в лабораторию воды, я научу вас очищать воду от грязных примесей, чтобы помочь капле.

(Подходят к столу «Лаборатория воды»)

В: Что необходимо одеть для работы в лаборатории?

Д: (фартуки).

В: Верно, оденьте фартуки, и присядьте за стол, каждый напротив приготовленных приборов для опытов.

- Чтобы стать настоящими исследователями в лаборатории, необходимо вспомнить  правила проведения опытов с водой. Кто хочет их назвать?

Д: Аккуратно пользоваться ёмкостью с водой.

- Не пробовать на вкус никакие вещества.

- Не наклоняться низко над сосудом, в котором происходит опыт.

- Поддерживать порядок на рабочем столе, подтирать разлившуюся воду салфеткой.

- Убирать рабочее место.

В: Молодцы. Теперь приступим к опытам.

- Возьмите перед собой бутылочку с водой и вылейте её содержимое в стакан, придерживая его при этом рукой.

- Что вы можете сказать о воде, какие её свойства?

Д: (Прозрачная, без цвета, без запаха, растворяет в себе вещества…)

В: А сейчас положите в стаканы несколько ложек почвы. Аккуратно высыпайте почву в стакан, не обмакивая ложку в воду. Теперь всё хорошенько размешаем. Что мы получили?

Д: Грязную воду.

В:  - Чтобы её очистить, возьмите чистый стакан, вставьте в него воронку, в воронку положите бумагу, далее вату, потом слой марли, затем ещё слой ваты и марли и ещё раз слои ваты и марли. У нас получатся трёхуровневые очистные сооружения. Теперь аккуратно размешайте ложечкой загрязнённую воду и  переливайте её в чистый стакан через очистные сооружения.

Что мы видим?

Д:Что вода посветлела, она очистилась.

В: Ребята, всю воду в мире нельзя так очистить, как это сделали мы сейчас, поэтому необходимо вести себя так, чтобы ее не загрязнять.

В: Как остановить дальнейшее загрязнение рек,  озёр, морей и других водоёмов на планете?

Д: (ответы детей).

- Не бросать отходы в водоёмы и на их берегах.

- Строить очистные сооружения на предприятиях.

- Не мыть в водоёмах транспорт и так далее.

В: Надеюсь, что вы будете правильно себя вести в природе и научите этому других.

В: Дети, а для чего можно использовать нашу очищенную воду?

Д: Для полива…

В: Правильно, перелейте по очереди очищенную воду в лейки.

- Предлагаю навести порядок в лаборатории: всё оборудование поставить на тарелочку, аккуратно снять фартук, сложить и оставить на скамейке.

В: Капля поручает двум ребятам полить наши цветы, а мы, ребята, понаблюдаем за процессом полива.

В: Наступило время нам с вами поразмяться.

Физкультминутка под музыкальное сопровождение «Зверобика»

В: Продолжим дальше наш путь по стране экологии. Какой следующий номер на карте?

Д: Третий номер - это заповедник.

В: Нам нужно поспешить, осталось последнее задание, самое трудное.

- Как вы думаете, куда нам нужно идти?

Д: Правильно, по указателю.

(Под музыку направляемся к «заповеднику)

Переход под музыку

«Вместе весело шагать»

В: Ребята, вот мы и пришли. Становитесь полукругом так, чтобы было всем удобно и хорошо видно.

- Что же здесь случилось, как нам узнать?

Д: Смотрите, такой же лист, как и в предыдущих местах.

В: Прочитаем его:

Жалоба заповедника:

Я – заповедник,  особо оберегаемая территория. Здесь растут редкие виды растений, обитают охраняемые виды животных, птиц и насекомых. Но вот однажды сюда на отдых приехало много туристов. А после их отъезда остались горы мусора. Помогите мне, я задыхаюсь…»

В: Ребята, медлить нельзя, нужно срочно очистить всю территорию от мусора, иначе погибнут растения и животные. Куда же нам убрать весь мусор?

Д: Собрать в контейнеры для отходов.

Д/игра «Собери мусор»

В: Подойдите, ребята ко мне и обратите внимание:

на площадке установлены три контейнера (жёлтый, зелёный и красный)  с условными обозначениями-

- Какие отходы будем убирать в зелёный контейнер?

- В жёлтый?

- В красный?

- В зеленый контейнер - пищевые отходы (безопасный мусор). 
- В желтый - деревянные, бумажные предметы (менее опасный мусор).

- В красный - пластмассу, резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты (самый опасный мусор).

В: Но прежде необходимо одеть перчатки,  и можно приступать к уборке территории. Я буду следить за сортировкой мусора.

(Дети сортируют мусор).

В: Посмотрите внимательно, вы убрали весь мусор с территории заповедника?

Д: Да.

В: Тогда можно снять перчатки.

В: Я предлагаю оформить плакат с экологическими знаками для заповедника, чтобы все отдыхающие знали и выполняли эти правила. Подойдите к столику, выберите знак и прикрепите его к этой табличке.

- Какой знак ты прикрепил?

(Дети каждый называют свой знак)

Итог:

В: Ребята, как нужно охранять природу?

  • Д: Нельзя разорять муравейники, нужно их ограждать и т.д.
  • Нельзя вырубать зелёные леса, нужно сажать больше растений, чтобы земля не превращалась в пустыню.
  • Нельзя загрязнять наши водоёмы, выбрасывать мусор в реки и др.
  • Нельзя оставлять после себя мусор на природе. Нужно все отходы оставлять в отведённых для этого местах.

В: И ещё раз ребята напомнят нам, как они следят за чистотой в нашем городе и на природе.

Дети рассказывают стихи:

1 реб.: Мы по улице идём

На которой мы живём

Мы бумажки и стекляшки

Собираем за собой!

Если дружно потрудиться

Всё вокруг преобразится!

2 реб.: Хлам на тропинке, покрышки - в реке, 
Сор под деревьями, отходы везде, 
Давайте исправим, чтоб видели все 
Чистота в природе - должна быть везде.  

В: Я надеюсь, что и в повседневной жизни вы всегда будете убирать мусор в отведённое для этого место.

Ведь природе нет мусора, нет отходов, 
Давайте друзья учиться у природы!

В: Ребята, вы молодцы, справились со всеми проблемами в моей стране. Если будут поступать жалобы от природы, я буду к вам обращаться за помощью. За вашу работу я посвящаю вас в общество «Юных экологов»,  дарю вам эти медали. Экологическую работу вы продолжите в школе, я желаю вам в этом успеха! А эта книга поможет вам ещё больше узнать о природе и экологии. Спасибо за помощь, этот плакат останется в моей стране и будет всех учить правильному поведению в природе. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе экосистема "Море". с использованием ИТК

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе экосистема "Море" с использованием ИТК...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Животные и птицы Севера"

НОД направлена на развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера....

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Мы идем в магазин»

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Мы идем в магазин» с иприменением дидактического пособия "Блоки Дье...

Совместная образовательная деятельность с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы на тему: «ЦИРК, ЦИРК, ЦИРК!»

Основные задачи: 1.     Учить детей концентрировать своё внимание;2.     Развивать у детей зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое восприятие и память;3....

Конспект совместной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы с ТНР на тему: «Сад. Фрукты» с применением мини роботов Bee – Bot «Умная пчела».

В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Умная пчелка" и конспект по ФЭМП при изучении с детьми с ТНР лексической темы "Сад.Фрукты". В основе лежит к...

Конспект совместной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы с ТНР на тему: «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы»

В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Умная пчелка" и конспект по ФЭМП при изучении с детьми с ТНР лексической темы "Перелетные птицы.Водоплавающие пти...