Конспект занятия " Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Воспитывать любовь к родной земле и уважение к труду человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8._konspekt_hleb_vsemu_golova.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                                                    «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 37»

Конспект аттестационного занятия

Тема: «Хлеб – наше богатство»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Возрастная группа: дети 5-6 лет.

                                                                                                                                                             

Подготовила:

Кадкина Светлана Сергеевна                                                                                                                                          воспитатель МБДОУ № 37

                                                                                                 

Оренбург 2017г.

 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

«Хлеб – наше богатство»

2.

Доминирующая

образовательная область

Познавательно- исследовательская.

п. 2.6 ФГОС ДО

3.

Ведущий вид деятельности детей

Беседа о сборе урожая хлеба;

Рассматривание иллюстраций;

Рассматривание колосьев ржи и пшеницы.

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

ИКТ, наглядный материал, загадка, использование игровых технологий, беседы, вопросы. Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутка.

5.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие – коммуникация со взрослыми и сверстниками, слушание и восприятие речи другого.

Познавательное развитие – формирование познавательных действий в процессе рассказов детей.

Физическое развитие – развитие двигательной активности.

6.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

7.

Цель

 Создать условия для формирования у учащихся бережного отношения к главному достоянию человечества –  хлебу.

8.

Задачи

Планируемые результаты

8.1

Образовательная: Закрепить знания детей о том, что хлеб-это один из самых главных продуктов питания в России. Формировать представление детей о том, кто и как выращивает и  печет хлеб.

Знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. 

Дети имеют представление о труде в поле, появился интерес и желание использовать полученные знания в игровой деятельности, отражать в художественно-продуктивной деятельности. Уважительное отношение к хлебу. Пополнен и расширен словарный запас, и кругозор детей.

8.2

Развивающая: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей.  Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.

Способен самостоятельно логически размышлять  и давать развернутые ответы.

8.3

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.

Испытывает потребность в доброжелательном отношении к работникам сельского хозяйства. И бережному отношение к хлебу.

9.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Колосья пшеницы и ржи, кусочки белого и ржаного хлеба. Картинки: гречневая, овсяная, рисовая, кукурузная крупа, презентация «Встреча дорогих гостей», зерна пшеницы. Картинки для дидактической игры «От зерна до хлеба».

10.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Заучивание пословиц, беседа про хлеб, чтение литературных произведений по теме;   А. Мусатова  «Вот какой, каравай»;  «Кто в поле главный»,  «Песня пахаря».  А. Кольцова, «Земля на зёрнышке стоит». А. Владимирова, чтение сказок «Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь»,  «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб», оформление  мини-музея  хлеба.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Воспитатель встречает детей с хлебом солью в музыкальном зале.

Мы гостей своих встречаем

Круглым пышным караваем!

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

В: Ребята, а что у меня в руках? (хлеб соль).

А что вы мне можете рассказать о хлебе? (Его сеют в поле)

Ребята, а хлеб быстро готовят, раз, два и готова.

В: Ребята, а прежде чем зерно положить в землю, что нужно сделать? (обработать ее.)

Кто ее обрабатывает?

Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор.

Кто ведет его …        

Д:Тракторист.

В:Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.

Теперь, что можно начинать делать? (сеять!)

А когда сеют хлеб? (весной). Такой посев называется яровым.

А осенний посев – озимые.

К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.

Вот пшеница взошла.

Все лето за посевом наблюдает агроном.

Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое, а когда зёрна созрели. Начинается жатва.

И на поле выходят другие машины – комбайны.

Кто работает на комбайне?

Д:Комбайнёр.

В:Что же делает комбайн?

Д:Собирает колосья.

В:Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины.

Далее машины везут зерно на элеваторы

(Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.

В:А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Д:На мельницу.

В:Правильно, и там зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Д:На хлебозавод, пекарню.

В: Ребята а почему я вас встретила с хлебом солью ?

Почему не с книгой, не с игрушкой, а именно с хлебом солью?

Что это означает? (встречают гостей).

В: С давних времен дошел до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью.

 В старину   каравай ржаного хлеба с солонкой соли подносили князьям и боярам, царям. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

Поэтому, преподнести хлеб – соль означало поделиться с гостем самым дорогим.

Символ  гостеприимство.

А в наши дни, где можно увидеть такую встречу? (На свадьбе встреча молодых, встреча дорогих гостей).

В: Ребята, а вот мы говорили, что с хлебом солью встречали солдат с войны. А вы знаете сколько граммов хлеба приходилось на  одного взрослого человека в Блокаду Ленинграда. ( ответы детей)

В годы войны, хлеб выдавали по граммам, на взрослого одного человека приходилось 200гр черного хлеба, на ребенка 125гр.

 В давние времена люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. Нельзя хлеб бросать на пол, в старину, если хлеб роняли на пол, его поднимали, целовали и просили прощение. Хлеб был драгоценным: от него зависела жизнь людей.

Хлеб считался самым главным продуктом на столе.

Рушник, хлеб, соль.

Картинки яровые, озимые.

Презентация дорогих гостей.

Кусочек хлеба на тарелки.

1.2

Мотивация деятельности детей

-Ребята, вы хотите узнать, почему хлеб стал народным символом? Для этого нам нужно, отправится в музей хлеба.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Дать детям представление о том, что хлеб -это народный символ.

Куда мы сейчас отправляемся? (в музей)  А для чего? (чтобы узнать, почему его считают народным символом).

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Вы сможете сюда попасть, если правильно выложите цепочку, как растёт хлеб.

Дидактическая игра «Развития колоска».

Цель: расставить картинки, отражающие процесс развития колоса в нужной последовательности.

Молодцы справились с заданием, а сейчас я вас прошу пройти в музей и посмотреть

какое разнообразие хлеба в музее.

Что вы видите в музее?

(хлеб, булочки, батон, плюшки, сушки, печенье, лаваш…).

-Как одним словом назвать все эти продукты (Хлебобулочные изделия).

-Как ласково можно назвать хлеб? (Хлеб, хлебушек, хлебушко).

Картинки к игре (от зерна до хлеба)

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Почему такая похвала и честь хлебу? (самый главный на столе, всех кормит,)

Как называли хлеб в старину? (ответы детей)

 Хлеб в старину называли « жито» от слова жить, он всегда был спутником человека на протяжении всей его жизни. И поэтому несет еще один символ – «жизни».

Про хлеб даже пословицы сложили.

Какие пословицы вы знаете про хлеб?

 Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Символ Главы.

-Посмотрите на схемы, какие пословицы здесь зашифрованы?

Хлеб да вода богатырская еда.

Хлеб – батюшка, водица — матушка.

Ребята и пословицы нам говорят о том, как важен хлеб для человека.

В: Ребята, хлеб – продукт, который едят люди во всем мире.

И в нашем музее есть хлеб, который пекут люди других народов.  Посмотрите, паляницу выпекают на Украине,   лепешки – в Узбекистане; лаваш – в Армении; багет – во Франции; галеты – в Италии, хлеб - каравай в России.

Ребята, а почему хлеб такой разный (ржаной, пшеничный, овсяной…)

Ребята, обратите внимания в нашем музее есть колосья, которые собраны в снопы.

Все колосья отличаются друг от друга.

Как вы думаете, это легкий труд собрать колосья в снопы?

В: И вот сейчас, я вам предлагаю поиграть в колосок.

Физминутка.

У пшеницы путь особый (Идут по кругу.)

Чтобы зерна стали сдобой,

Нужно солнышком налиться (На носочках потянутся к солнышку.)

Дождевой водой напиться. (Ладошкой изображаем дождь.)

Постоять под небесами,

Золотыми колосками.  (На носочках вокруг себя.)

Покачаться на ветру (Руки вверх качаемся.)

И однажды по утру.

Соберут снопы в пшеницу (Сойтись в круг.)

Увезут в село в станицу. (Расходимся в сторону.)

На крылатой мельнице

Зерна перемелются. (Упражнение мельница.)

В: Молодцы вот мы и прошли весь путь от зерна до муки.

Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд. С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши.

«Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. 

В:Мы сейчас разделимся на 2 команды (девочки и мальчики) и проверим, как мальчики, умеют определять из каких круп готовят каши. А девочки соотносят муку и зерна. Из каких зерен сделана мука. (проверка заданий)

В: Ребята, а какие каша вам готовят в детском саду?

А как называется каша, содержащая несколько круп? (Пшено и рис) Дружба.

Какие, блюда готовят еще из муки? (пельмени, пирожки, блины.)

Какой праздник мы празднуем, когда пекут блины? (масленицу.)

Это еще один символ Праздника.

В: Ребята и вот в старину считалось, что если в семье есть зерно, то в семье есть достаток. То - есть, Хлеб символ достатка.

Воспитатель: Ребята, мы очень много узнали о хлебе и теперь сами можем его приготовить. Но, что бы выйти из музея и стать пекарем, нам нужно выполнить еще одно задание.

«Угадай по запаху».

Теперь вы должны решить, кто из вас будет выполнять задание. Один человек от девочек и один человек от мальчиков. Нужно по запаху определить хлебобулочные изделия. Те, кто остался, будут проверять правильно ли они называют продукты.

Презентация пословицы.

Презентация снопы ручные и техника.

Музыка «Сладкая греза» Чайковский.

Тарелки с хлебобулочными изделиями.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Занимайте  свои  рабочие места, надевайте  фартучки.

Мы с вами побывали в музее хлеба и видели различные хлебобулочные изделия.

А сейчас, вы самостоятельно изготовите свой хлеб для нашего музея в группу.

Молодцы ребята, здорово у вас получается.

Выкладываем  на поднос свой продукт и отправляем в столовую для того чтобы его обжечь в духовке.

Дети приступают к работе, самостоятельно изготавливают хлеб, хлебобулочные изделия

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, чем оно вам запомнилось?

Какой символ несет хлеб?

Что вы сегодня узнали нового?

Что было трудно, сложно для вас?

Если мы что-то не знаем, то откуда можно взять информацию?

Что вы сегодня расскажите родителям?

А сейчас мы с вами пройдем на кухню, чтобы обжечь наши хлебобулочные изделия, для их прочности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Хлеб всему голова"

                               Тема:  «Хлеб - всей жизни голова!» Программное содержание:Обучающие зада...

Конспект занятия "Хлеб - всему голова!"

Это занятие  помогает активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи; проводить профилактик...

Конспект занятия «Хлеб- всему голова»

Конспект посвящен изучению процесса выращиваня хлеба, бережного отношения к главному продукту питания,  и воспитания в детях  уважительного отношения к труду людей.  Тема «Хлеб- в...

Конспект-занятия "Хлеб -всему голова"

Представлен материал для проведения занятия по теме "Хлеб-всему голова"...

Конспект занятия " Хлеб-всему голова"

Конспект занятия для подготовительной группы....

Конспект занятия" Хлеб всему - голова"

Цель:Знакомить детей с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.Задачи:   Коррекционное- образовательны Активизировать и расширить словар...

Конспект занятия "Хлеб - всему голова"

Конспект занятия «Хлеб – всему голова» (занятия по ознакомлению с окружающим в старшой группе).Программное содержание:1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания,...