Конспект совместной образовательной деятельности взрослого с детьми старшего возраста. 5-6 лет. «Здесь будет город заложен…»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: Формировать начальные знания о Санкт – Петербурге, его истории, символах города и основных достопримечательностях. В ходе совместной деятельности дети попадают в прошлое, строят Петропавловскую крепость,вспоминают названия бастионов, отгадывают символы города в видиоигре.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdes_budet_gorod.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №87

Невского района г. Санкт-Петербурга.

Конспект совместной образовательной деятельности взрослого с детьми старшего возраста. 5-6 лет.

«Здесь будет город заложен…»

   Воспитатель: Петрова Елена Сергеевна

  Дата проведения:25 мая 2016 г.

Цель: Формировать начальные знания о Санкт – Петербурге, его истории, символах города и основных достопримечательностях.

Задачи:

Образовательные:

  -Расширить знания и представления детей о родном городе.

-Закрепить в памяти детей символы и основные достопримечательности города Санкт-Петербурга.

Развивающие:

- Расширять словарь за счёт имён существительных (город, крепость, ангел, собор, шпиль, бастион, куртина, памятник, символы и т. д.).  

- Развивать логическое мышление и зрительное восприятие.

- Развивать интонационную выразительность, четкость дикции.

- Координировать речь и движения.

- Развивать память и коммуникативные навыки детей.

- Учить отвечать на вопросы взрослого.

Воспитательные:

 -Формировать интерес к своей "малой родине";

- Вызывать познавательный интерес к Санкт – Петербургу, восхищение его красотой.

- Воспитывать любовь к родному городу, гордость (я – петербуржец).

-Воспитывать у детей любовь к Родине через знание истории своего города.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Педагогические технологии:

       Здоровьесберегающая.

       Информационно- коммуникативная.

       Игровая.  

Оборудование: Иллюстрации с видами Санкт-Петербурга, портрет Петра 1, планы крепостей (рисунки), конструктор «Собери Петропавловскую крепость».

Видеоигра «Какой символ спрятался?»

 Музыкальный материал: народная плясовая «Казачок»

Предварительная работа:

 Беседы о городе, рассматривание иллюстраций о Санкт- Петербурге.

 Чтение литературы, разучивание стихотворений и песен о городе, считалок.

 изготовление макета «Петропавловская крепость».

Изобразительная  продуктивная деятельность

Прослушивание музыкальных произведений  по теме.

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям:

- В какой стране мы живём?

- Как называется город, в котором мы живём?

- Наш город Санкт – Петербург один из самых больших и красивых городов мира. Но когда-то давным-давно нашего города не было. Ребята, а вы хотите отправиться в прошлое и посмотреть с чего началось строительство нашего города?

-Чтобы оказаться в прошлом вам нужно закрыть глаза, а я скажу волшебные слова. Вы их внимательно слушайте и выполняйте всё, что я буду говорить. Вы готовы?

-Раз- вокруг себя повернись, два- присядь, три- поднимись и слова произнеси: -В прошлое нас перенеси.

-Посмотрите где мы оказались. Река, лес, болота, остров, портрет какого-то царя. И написана дата 1703 год. Кто-нибудь знает почему мы оказались в 1703 году и чей это портрет?

(Это царь Пётр 1, а 1703год -это год рождения нашего города.)

-Да, очень много лет тому назад среди болот и лесов царь Пётр I заложил новый город- крепость. Назвал он его святым именем, в честь апостола Петра – Санкт-Петербург.

- Для чего нужна было Петру I на реке Неве крепость?

((Чтобы защитить русские земли от шведов.)

- В те далекие времена шла война со шведами. Царь Петр I победил в войне, захватил крепость Ниеншанс и решил построить новую крепость, которая не позволила бы вражеским кораблям незаметно проходить по Неве. Крепость необходима была для защиты от нападения с моря. Пушки крепости не дали бы пройти вражеским кораблям вглубь русских земель. А России эти земли были нужны, чтобы иметь выход к морю, чтобы была возможность иметь свой флот, для защиты своих земель, и свой порт, чтобы торговать с другими странами.
- Какое место Пётр 1 выбрал для новой крепости?

(Заячий остров. Он со всех сторон защищённый водами реки Невы.  На крепость будет трудно напасть, а защитники смогут охранять все речки, которые здесь текут и берега тоже.)

-Почему он назван Заячьим?

(Согласно преданию, возводившие её строители трудились очень медленно. Царь разгневался и прибыл на остров, чтобы сурово наказать нерадивых работников. Но в тот момент, когда царь выходил из лодки на берег, на его сапог неожиданно прыгнул заяц. Царя это очень позабавило и привело в доброе расположение духа, благодаря чему он отменил суровые наказания и нарёк остров Заячьим. Говорят, что царь подхватил зайчишку на руки, хохотал и велел отдать его царевнам на забаву.)

-Кто нарисовал план новой крепости. (Сам Пётр 1) 

-Ребята у меня есть несколько планов помогите найти план крепости, который нарисовал Пётр 1.

(дети выбирают и рассматривают его)

 -На что похожа крепость? (Она похожа на шестиугольник с выступами.)

-Правильно, рисунок крепости соответствовал берегам Заячьего острова- вытянутый шестиугольник. А то, что остров не очень большой, так это хорошо- для крепости как раз достаточно, а лишней земли и не надо- на неё враги могут высадить десант.

-А как называются эти пятиугольные выступы и для чего они нужны? (Это бастионы, с них можно было стрелять по врагам и прямо и по сторонам.)

 -Правильно, с этих укреплений удобно было вести оборонительный перекрёстный огонь. Поскольку крепость шестиугольная и углов у нее шесть - бастионов тоже шесть.

-Как называются прямые стены, соединяющие бастионы?

(Они называются куртины. Стены очень широкие и прочные, потому что они двойные. Между этих стен были построены помещения для орудий и солдат, которые охраняли крепость.)

-Посмотрите, ребята с двух сторон крепости построены дополнительные укрепления- равелины, защищающие крепость с моря. По форме они напоминают треугольники. Существует еще одно дополнительное укрепление Петропавловской крепости, которое называется кронверк. Его задача защищать крепость с суши. По форме оно напоминает корону.

-А теперь давайте представим, что вы строители и построим «Петропавловскую крепость».

(Дети строят Петропавловскую крепость из приготовленных заранее деталей крепости).

-Молодцы, а теперь давайте посмотрим все бастионы, которые вы построили.  Каждый бастион имеет свое название. Названия они получили по фамилиям ближайших помощников Петра I, которые следили за строительством, каждый помощник следил за строительством одного бастиона. Давайте, вспомним их названия?

(Меньшиков бастион, Головкин бастион, Зотов бастион, Трубецкой бастион, Нарышкин бастион и последний шестой бастион называется Государев.)

-Чем знаменит Нарышкин бастион?

(Утром и вечером с него била пушка холостым зарядом, отмечая подъём и спуск флага. А ещё она извещала людей о наводнении. В наши дни с Нарышкина бастиона, каждый день ровно в 12 часов стреляет пушка, сообщая всем жителям Петербурга, что настал полдень.)

- Выстрел пушки Петропавловской крепости всегда точен, и является одним из символов Петербурга.  А ещё на Нарышкином бастионе построили Флажную башню, на которой поднимают флаг (гюйс).  Давайте вспомним стихотворение о полуденном выстреле.

Каждый день в крепости пушка палит.

«В городе полдень!», - она говорит.

Пушка палит. Всем понятно без слов:

Полдень. Пробило двенадцать часов!

(Е.С. Ефимовский.)

-Какое первое имя дал царь Пётр 1 своей крепости? (Санкт-Петербург. Это значит город-крепость святого Петра. Царь Петр дал такое имя крепости в честь своего небесного покровителя апостола Петра - хранителя ключей от рая.)

- А сейчас она как называется? (Петропавловская)

-Почему ей дали такое название? (Внутри крепости построили церковь во имя Святых Петра и Павла, крепость тоже стала Петропавловской.)

-Правильно, крепость стали называть Петропавловской после того, как была построена церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла. Сначала она была деревянная, а через 10 лет на её месте построили каменный собор со знаменитым шпилем. А именем Санкт-Петербург, стали называть город, который строился вокруг крепости и находился под ее защитой. Вначале, в городе жили солдаты и крестьяне, которые работали на строительстве города.

-Давайте и мы построим в нашей крепости собор.

-А кто мне расскажет про золотой шпиль и ангела Петропавловского собора? (Первый ангел погиб от огня – в него ударила молния, у второго ветер обломал крылья, а третьего смог поставить на шпиль могучий силач Петр Телушкин.)

-Молодцы, всё вспомнили правильно. Царь Пётр знал, что одной крепости будет недостаточно для того, чтобы защитить вход в Неву. Поэтому напротив Петропавловской крепости, на другом берегу Невы, возвели ещё одно укрепление? Кто расскажет, что это? (Это Адмиралтейство (от слова адмирал- повелитель морей, командующий флотом)-место для постройки и ремонта кораблей. Адмиралтейство было хорошо защищённой крепостью и при необходимости огнём пушек мог потопить любое вражеское судно.

- Правильно, это Адмиралтейство. В Адмиралтействе при царе Петре I строились первые военные корабли для Российского флота. Поэтому шпиль Адмиралтейства украшен золотым корабликом. Но об этой крепости мы поговорим в другой раз.


- Ребята, чтобы наш город стал красивым здесь работало очень много людей. Они с большим трудом строили наш город, но и у них были выходные дни. Тогда они любили повеселиться. Так выходите и попляшите под   русскую народную музыку «Казачок».

- Ребята, вы хорошо поработали и поплясали, но нам пора возвращаться. А кто знает в какой год мы должны попасть? (2016год.) Давайте опять закроем глаза и я произнесу волшебные слова.

-Вот мы и вернулись. Давайте сядем и поиграем в игру «какой символ спрятался?»  А кто знает, что такое символ? ( Символ- опознавательная примета, по которой узнают наш город)

Видеоигра-дети по набору картинок должны отгадать символ и немного рассказать о нём.

Символы Санкт-Петербурга

1 ГЕРБ. Герб-это щит, т.е. «защита» города. Щит красного цвета. На гербе два якоря: морской (двузубый) и речной (четырёхзубый). Так как наш город расположен на реке и на море. В самом центре скипетр-символ царской власти. Наш город был столицей Российского государства.

2 РОСТРАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ
На стволах колонн укреплены металлические изображения ростр - носовых частей кораблей, отсюда и их название. Ростральные колонны, служили маяками для кораблей, идущих в порт. В чашу на вершине наливали смолу и поджигали её.

3 Кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга. Возможно, что кораблик Адмиралтейства повторяет силуэт первого корабля, вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга.  Кораблик? (флюгер). Что помогает определить флюгер? (подсказывает направление ветра).  

4 Александровская колонна – это памятник   посвященный победе над французами. Верх колонны украшает фигура ангела мира. Он стоит на полушарии, в левой руке ангела – крест, которым он прижимает змея, правую руку он простирает к небу.

5 Адмиралтейство (от слова адмирал-командующий флотом) -место для постройки и ремонта кораблей. Адмиралтейство было хорошо защищённой крепостью и при необходимости огнём пушек мог потопить любое вражеское судно. В Адмиралтействе при царе Петре I строились первые военные корабли для Российского флота. Поэтому шпиль Адмиралтейства украшен золотым корабликом.

6 Медный всадник — памятник Петру I. Это первый памятник в России, к тому же выполненный в натуральную величину. 

Пьедесталом для памятника стал исполинский гранитный валун, названный «Гром-камень». Свое название глыба получила от местных жителей за широкую трещину, образовавшуюся будто от удара молнией. «Гром-камень» Путь «Гром-камня» до места водружения скульптуры длился целых полтора года: специально для него была построена баржа, а по суше глыбу тащили с помощью желобов с медными шарами.

7 Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом.  Шпиль был самым высоким. он увенчан золотым яблоком и ангелом. Два первых ангела погибли от ветров и молнии.

- Молодцы, все символы разгадали. Давайте прогуляемся по нашему красивому городу.


Люблю по городу гулять,                                              Семь – конечно, Летний сад.

Люблю смотреть, люблю считать.                                Как красив его наряд!

Невский-раз, Зимний-два,                                              Восемь – крепость у Невы,

Три-красавица Нева,                                                       Были там, наверно, вы.

А четыре-мост Дворцовый,                                            Девять- повстречался мне

Пять – гуляю по Садовой,                                               Медный всадник на коне.

Шесть – к Исакию схожу                                                 Десять – из–за поворота      

И на купол погляжу.                                                          Вижу Нарвские ворота.(Н. Нищева)

   

- Какой праздник скоро будет в нашем городе? (День рождения Санкт-Петербурга).

- Правильно 27 мая мы отмечаем День Рождения города. Ежегодно, в этот день город украшают парадными флагами, а в центре города проводят карнавальные шествия и народные гуляния. Вечером запускают красивый салют. А мы знаем много песен о нашем городе. Давайте споём одну из них.

-Какие вы молодцы. Скажите мне, пожалуйста, где мы с вами были и что делали? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию гендерной идентичности через сюжетно-ролевую игру "Дом Моды"

План-конспект сюжетно-ролевой игры "Дом Моды" показывает как через игру формируется гендерная идентичность детей дошкольного возраста....

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста с использованием проблемно-игровой технологии:Веселая ярмарка

Конспект  совместной образовательной деятельности    воспитателя с детьми старшего возраста    с использованием проблемно-игровой технологии:«Веселая ярмарка» Заняти...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме «Осень»

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме «Осень» (обобщение знаний)Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о характерных признаках...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Прошлое книги"

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Прошлое книги"       Ход занятия.I Организационный моментВоспитатель: Ребята, сег...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме "Природа - наш общий дом"

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста на тему «Природа – наш общий дом» Цель: Показать Землю как общий дом всех людей...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Сказки из леса"

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста  «Сказки из леса» Цель: формирование экологически грамотного отношения дошкольн...