Консультация на тему: «Использование проектной деятельности при ознакомлении с окружающим миром»
консультация по окружающему миру по теме

Кукурудза Елена Александровна

      Наиболее продуктивным и эффективным методом формирования экологического сознания у детей – дошкольников является проектная деятельность, являющаяся одной из инновационных педагогических технологий, открывающей новые возможности обучения и воспитания детей – дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 6»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Волоха, 20, тел. 56-66-86

Консультация на тему:

«Использование проектной деятельности при ознакомлении с окружающим миром»

                                            Воспитатель:

                                                                            Кукурудза Елена Александровн

Энгельс

          Детство – это время, когда происходит становление личности ребенка, самый благоприятный, так называемый сензитивный, период для формирования общих и специальных способностей, развития любознательности, познавательного интереса к окружающей действительности.

          Во многом благодаря процессу познания окружающего мира, осуществляемого эмоционально–практическим путём, каждый ребенок – дошкольник становится первооткрывателем окружающего мира, маленьким исследователем.

          Но не только в связи с интересом детей к природе и природным объектам стало уделяться внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения, в том числе и в дошкольном возрасте. Необходимость знакомства с экологическими проблемами в столь раннем возрасте обусловлена также тем, что вред природе с экологической точки зрения чаще наносят индивиды, которые не осознают последствия своего вторжении в природу, которые зачастую ведут к ухудшению состояния окружающей нас природной среды, нарушению экологического равновесия окружающей природной зоны.

         Очевидно, что каждый из нанесших природе вред людей, когда–то был ребенком, и поведение, противоречащее и нарушающее экологическое равновесие окружающей природы, говорит о том, что в процессе воспитания этого человека проблемам развития экологического сознания не уделялось достаточного внимания. В результате антиэкологической деятельности человечества проблема экологической грамотности населения выдвинулась на главенствующее место. Были изданы такие документы, как «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», федеральный закон РФ «Об охране окружающей природной среды, внесены отдельные положения об экологическом образовании в федеральный закон «Об образовании». Авторским коллективом под руководством С.П. Львовой и Л.А. Вержбицкого была разработана концепция «Организация и развитие непрерывного экологического образования».

           Начальным звеном системы экологического образования подрастающего поколения согласно данной концепции обозначены дошкольные образовательные учреждения. Этому существует логическое обоснование: обобщая цели и задачи, различные определения экологического образования, необходимо отметить, что обычно они называются общим понятием – экологическое сознание, либо экологическая культура, что по сути включает в себя необходимость формирования любви и бережного отношения и к природе, а как известно, истоки любого сознания закладываются в детстве.

           Наиболее продуктивным и эффективным методом формирования экологического сознания у детей – дошкольников является проектная деятельность, являющаяся одной из инновационных педагогических технологий, открывающей новые возможности обучения и воспитания детей – дошкольников.

          Проектная деятельность или метод проектов завоевал свою популярность в сфере дошкольного образования за счет того, что в процессе работы над проектом ребенок имеет возможность поэкспериментировать, то есть получить знания опытным путем. Ранее знакомые детям объекты поворачиваются новыми сторонами, багаж знаний пополняется неизвестными ранее фактами, познавательными характеристиками. У детей развиваются коммуникативные навыки в общении, творческие способности, умение синтезировать полученные знания. Деятельность в проекте помогает детям усвоить сложные закономерности, которые лежат в основе многих явлений природы, например, круговорот воды в природе. Общение педагога с детьми в процессе проекта носит ориентировано–личностный характер, учитывая таким образом индивидуальные личностные характеристики каждого ребенка.

          Хочется отметить, что проектная деятельность помимо детей также будет интересна и воспитателям по многим параметрам: во–первых, организация проекта позволяет сконцентрировать материал по конкретной тематике, например, о воде и ее свойствах и таким образом повысить уровень своей педагогической компетентности по изучаемой проблеме; во–вторых, проект предполагает участие в нем родителей, что позволяет вывести на новый уровень взаимодействия отношения с родительским контингентом; в–третьих, метод проекта позволяет сделать процесс познания новых знаний не скучным, а занимательным, он гармонично и естественно вписывается в образовательный процесс.

      Необходимо понять, что главное достоинство применения метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста заключается в том, что в процессе работы над проектом:

− Дошкольники получают научные представления о различных сторонах изучаемого в проекте объекта, о взаимодействии изучаемого объекта с другими объектами и со средой обитания.

− Происходит развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, в связи с тем, что регулярно возникает необходимость совершать операции сравнения и классификации, анализа и синтеза.

− Происходит речевое развитие ребенка, поскольку ему необходимо давать отчет о новой информации о наблюдаемом объекте, формулировать обнаруженные в ходе наблюдения закономерности и делать выводы.

− Происходит накопление фонда умственных операций и приемов, которые рассматриваются как умственные умения.

− Детское экспериментирование важно и для формирования целеполагания, способности преобразовывать какие–либо явления и предметы для достижения положительного результата, воспитания самостоятельности у детей.

− В процессе проектной деятельности формируются навыки трудовой деятельности, развивается эмоциональная сфера личности ребенка, творческие способности, укрепляется здоровье за счет увеличения общего уровня двигательной активности.

          Зачастую проектная деятельность начинается с детских вопросов, например, «Откуда берутся лужи и куда исчезают?». Объяснения взрослого в данной ситуации не дадут полного понимания проблемы. На помощь приходит экспериментирование и опыты. Однако прежде чем начать работу над проектом, воспитателю стоит решить – для чего нужен проект и наметить план действий, который обоснует необходимость создания проекта.

       План действий формируется на начальном этапе проекта, но может корректироваться на протяжении всего периода деятельности проекта.                              Непосредственная проектная деятельность проходит в несколько этапов:

        На первом этапе происходит непосредственно выбор темы проекта. Задача воспитателя на данном этапе совместно с детьми выбрать тему для детального изучения проблемы, которая заинтересовала детей, обычно на этом этапе используют так называемую модель «трех вопросов». Ребенку задаются три вопроса, ответы на которые позволяют оценить степень заинтересованности и уровень познания по интересующей теме:

          1. Что знаю о … (объект, например, вода)

          2. Что хочу узнать о (объект, свойство объекта)

           3. Каким образом могу узнать?

          Организованный подобным образом диалог взрослого с детьми способствует развитию саморефлексии ребенка в области познания своих интересов, речевому развитию, умению оценивать имеющиеся тематические знания по интересующему вопросу, приобретению новых знаний в совместной деятельности.

          Рассмотрим планирование проектной деятельности и последовательность работы на 1 этапе:

            − Постановка цели, исходя из интересов и потребностей детей. − Вовлечение детей в решение проблемы.

            − Определение ориентировочного плана движения к цели, решению проблемы.

           − Обсуждение плана действий с родительским контингентом.

           − Получение консультативной помощи по проблеме проекта у специалистов дошкольного учреждения.

           − Совместно с родителями и детьми планируется и составляется план проведения проекта.

           − Сбор материала по проекту, дополнительной информации.

           Вторым этапом является непосредственно реализация разработанного проекта, которая происходит через различные виды детской деятельности, в частности продуктивную и экспериментальную.

          Основной задачей педагога на этапе реализации проекта является создание условий для осуществления детских замыслов, обогащение предметно–развивающей среды в соответствии с тематикой проекта. Уникальность данного этапа проекта в том, что изменение предметно– развивающей среды способствует всестороннему развитию личности ребенка, как личностных качеств, так и психических функций.

         На втором этапе происходит активизация исследовательской деятельности вследствие:

        − Проблемного изложения познавательной информации.

        − Организации экспериментальной и опытнической деятельности.

        − Использования в работе над проектом операций сопоставления и сравнения.

        − Применение обсуждения проблемы, которое помогает находить все новые проблемы.

           Работа воспитателя на втором этапе заключается в

       − Проведении непосредственно образовательной деятельности, организация поездок, экскурсий, проведение наблюдений и игр в совместной деятельности

       − Включение родителей в активную поисковую деятельность путем поручений детям в выполнении в домашних условиях каких–либо заданий совместно с родителями

       − Поощрение творческих совместных работ родителей и детей, оформление полученной информации.

        Третьим этапом проекта, самым зрелищным, является презентация.                         Особо хочется отметить, что в основе презентации должен быть материальный продукт, сделанный детьми и имеющий для них ценность.

           Это может быть макет, альбом, панорама, поделки и многое другое. В процессе создания продукта проекта находят применения материалы и сведения, полученные на 2 этапе проекта – в процессе реализации.

          Задачей педагога на третьем этапе является создание условий для возможности детей поделиться результатами своей деятельности, осмыслить качественные результаты своей работы, испытать чувство гордости за свои достижения.

            Помимо этого, ребенок в момент своего выступления перед другими детьми приобретает навыки владения невербальными средствами общения, развивается речь, умение общаться с большим количеством народа, приобретение навыков владения эмоциональной сферой.

Работа педагога на третьем этапе проекта заключается в следующем:                                − Организация презентации проекта.

− Подведение результатов, обобщение опыта работы.

      Рефлексия является четвертым, заключительным этапом проекта.

      По мере нарастания детской активности взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться: позиция воспитателя выстраивается поэтапно по нарастания самостоятельной деятельности от организующее – обучающей на первоначальных этапах к направляющей и координирующей деятельностям к окончанию проекта и по мере развития исследовательских умений детей – участников проекта.

         Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование личностно–субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальные творческие способности, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе – формированию экологического сознания у дошкольников.

         Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 17.10.2013 // Собрание законодательства РФ.
  2. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для старших дошкольников. Баласс, 2013 г.
  3.  Веракса Н. Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика–Синтез, 2008–2010.
  4.  Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика–Синтез, 2010

5.    Л.Н. Меньшикова. Экспериментальная деятельность детей 4–6 лет.– Вол- гоград: Учитель, 2009 г.

6.     Менщикова Л.Н.Экспериментальная деятельность детей 4—6лет: из опыта работы.—Волгоград:Учитель,2009.

7.     Молодова А.А. Игровые занятия с детьми: Учеб. метод. Пособие для воспитателей детских садов и для учителей. – Минск : «Асар» – 2011.

8.    О.В. Дыбина. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Ребёнок в мире поиска. Сфера. Москва 2009г.

9.     Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред. Л.Н. Прохоровой.-М.:АРКТИ,2008.

10.    Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 6. Часть I. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: Форум, 2008. – 312 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление родителей с проектной деятельностью по ознакомлению с окружающим

Данная система работы по развитию познавательной активности позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира,  раскрыть его индивидуальные и творческие способнос...

ИЗО-деятельность; Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром:

Знакомство с "Дымковской игрушкой""Знакомство со степной черепашкой"...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе тема: «В мире облаков»

Цель:формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе через поисково – познавательную деятельность.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с круговоротом в...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Новый год идет по миру" с применением ИКТ для старшего дошкольного возраста

Цель: формировать представления о празднике Новый год,Задачи:•Обогащать представления о праздновании Нового года, о символах и традициях праздника;•Закреплять умения отгадывать загадки;&bull...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: « В мире игрушек»

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема:  « В мире игрушек»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".

Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны   (металл, резин...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире стекла"

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире стекла"...