Проект «Дикие животные наших лесов»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Алексеенко Галина Михайловна

Актуальность

     В детстве ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт.

В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качеств посредством экологического образования, приобщения детей к природе, в частности – к животному миру. В настоящее время многим животным необходима помощь, они находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите.     Поэтому так важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Ученые доказывают, что в результате общения с животными человек становится не только добрее, но и здоровее.. Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства, собственным примером. Ребёнок будет расти любящим и ответственным, только если мы вместе будем учится бережному отношению к животным. Решению этого вопроса поможет наш проект посредством знакомства ребёнка с животными родного края, формированием знаний о них.

Проблема: дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, и жилищах диких животных наших лесов, о том как они готовятся к зиме в лесу.

Гипотеза:

Считаем, что наш проект призван сформировать чувства бережного отношения к природе, знания детей о родном крае, диких животных наших лесов.

Цель проекта:

 Создание  условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Формирование целостного представления о диких животных, их характерных отличительных способностях».

Задачи:

Образовательные:

• Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.  •Обогатить словарь за счет имен существительных ( дупло, берлога, логово, нора), существительных с суффиксом ИЩ. (усищи, ножищи, лапищи и т.д.); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.),

•Упражнять в образовании сложных прилагательных (тонконогий, длинноухий, длинноногий и т. д.), притяжательных прилагательных (лосиный, ежиный, лисий, волчий и др.)

•Согласование числительных с существительным 4. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

• Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.

•Способствовать развитию фонематического восприятия.

•  Развитие навыка связной речи.

• Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных по мнемотаблицам.

Воспитательные:

• Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

• Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.

Условия реализации проекта:

•Принцип интеграции образовательных областей.

•Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – эстетическую, коммуникативную;

•Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;

•Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;

Методы и приемы:

•Наглядный (рассматривание  иллюстраций, альбомов,  наглядных пособий).

•Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения).

• Практический (самостоятельное выполнение детьми .

• Эвристический (развитие находчивости и активности).

•Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе).

• Мотивационный (убеждение, поощрение).

Методическое обеспечение проекта:

•Включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей.

•Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения.

• Моральное поощрение инициативы и творчества.

• Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности.

• Регулирование активности и отдыха (расслабления) .

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:

• Индивидуально-творческая деятельность .

• Учебно-игровая деятельность: (игры, беседы, познавательная деятельность).

• Просмотр видеофильмов.

•Заучивание считалок,  стихов.

•Дидактические игры.

• Самостоятельная творческая деятельность детей.

•Выставка детского творчества.

 Формы работа с родителями по реализации проекта:

• Консультация. Рекомендации.

• Обогащение предметно-развивающей среды.

Формы работы с педагогами по реализации проекта:

•Открытое занятия.

Ожидаемый результат с детьми:

Приобретут новые знания о подготовке диких животных лесов Сибири к зиме;

Смогут узнавать их по описанию, составлять описательные рассказы о животных, используя опорную схему;

Дети научатся применять полученные знания в продуктивной деятельности.

Разовьется интерес к малой родине, познавательной деятельности.

Результат:

Открытое мероприятие.

Макет «Животные в зимнем лесу».

Этапы проведения и реализации проекта:

  1. Подготовительный этап (октябрь2018г)
  2. Основной этап (12.11 – 16.11.2018г)
  3. Заключительный (16.11.2018г)

Реализация проекта по этапам:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. этап

1.Определение методов и приёмов работы:

Подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;

Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

Подготовка к итоговому занятию «Дикие животные наших лесов».

Рассматривание  иллюстраций, альбомов,  наглядных пособий видеороликов.

2 этап

 

 

 

 

 

 

 

1.Организация деятельности детей:

Проведение бесед, занятий с детьми о диких животных, живущих в нашем краю;

Составление описательных рассказов по схеме;

Чтение рассказов и сказок о диких животных:

В.Бианки «Как звери готовятся к зиме, Д. Хармс «Храбрый еж», Е.Чарушин «Волчишко»,

 русская народная сказка «Лиса и заяц».

«Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу»,

«В. Бианки «Холодно в лесу, холодно» ;

Заучивание стихотворений: «Упрямый олененок» А. Барто;

 Загадки о диких животных.

Речевые игры;

Пальчиковые игры.

 

2. Совместная работа с родителями.

Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе;

(подборку стихов, загадок, книг о лесных животных.)

Консультация для родителей «Дикие животные» ;

Папка-передвижка «Логопед советует» ;

Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми

3. Совместная работа с учителем-логопедом.

Учавствуют в беседах о диких животных, живущих в нашем краю;

 

Составляют описательные рассказы по мнемотаблицам;

 

Заучивают стихи;

 

Принимают активное участие в обсуждении рассказов.

 

 

 

 

Предложить родителям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают активное участие.

 

 

Активно работают  в индивидуальных тетрадях,  по карточкам с речевым материалом.

3 этап

 

1.Показ открытого занятия.

2. Оформление макета «Животные в зимнем лесу»

 

Принимают активное участие в открытом мероприятии,

в оформлении макета.

 

 

 

План реализации проекта:

 

Понедельник

 

12.11.2018г

Первая половина дня:

1.ОПСО:  «как звери готовятся к зиме.»

2.Рисование: «Кто живёт в зимнем лесу»

3.Пальчиковая игра «Белочкин запас»

 

Вторая половина дня

1.Мимическое упражнение. «Злой волк»

2. Упражнение на дыхание.

3. Артикуляционные упражнения.

«Пощёлкать зубами»

«Волчок заводит моторчик»

4.Дид. игры «Кто где?», «Кто спрятался?»

5.Пальчиковая гимнастика «Бурый мишка»

6.Дидактическая игра «Назови ласково»

 

Вторник

 

13.11.2018г

Первая половина дня:

1.ФЭМП: Учить составлять число 6 из двух меньших чисел; сравнение диких животных по высоте.

2.Физкультминутка «Звериная зарядка»

3.Настольно – печатная игра «Кто где живет?»

Вторая половина дня

1. Мимическое упражнение. «Хитрая лиса»:

2. Упражнение на дыхание.

«Лиса идёт по следу»:

3. Артикуляционные упражнения.

«Хвостик».

4.Речевая игра «Какой, какая»

5.Подв. игра «Хитрая лиса»

 

Среда

 

14.11.2018г

Первая половина дня:

1.Игра с су-джоками  «Мой колючий ёж».

2. Дид игры: «У кого какое жилище? »,

«Помоги животным подготовиться к зиме», «Собери картинку», 3.Физминутка: «Звери шли на водопой»

 

Вторая половина дня

1.Мимическое упражнение. «Трусливый зайка»:

2. Упражнение на дыхание.

«Согреем лапки»

3. Артикуляционные упражнения.

 «Зайка»

«Заяц грызёт  кочерыжку»

«Заяц и морковка»

«Зайка играет на барабане»

4.Дид игра «У кого какое жилище? »,

«Чья мама? » ,«Угадай кто я?».

Четверг

 

15.11.2018г

Первая половина дня:

1.Развитие речи:  «Дикие животные наших лесов»

 2.Драматизация сказки «Теремок»

Вторая половина дня

1.Мимическое упражнение.

 «У зайки болят зубы

2. Упражнение на дыхание.

3. Артикуляционные упражнения.

4.Лепка: «Зайчик»

Пятница

 

16.11.2018г

Первая половина дня:

1.Рисование: «Ежиха с ежатами в ельнике»

2.Конструирование: «Теремок для всех зверей»

Вторая половина дня

1.Чтение В. Бианки «Как звери готовятся к зиме», беседа по содержанию рассказа.

2.Игровая ситуация: «Медвежата потерялись»

 Заключительный этап.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки диких животных и пытаются осуществлять ролевой диалог;

считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.

Перспектива на будущее:

Разработать перспективу проекта “Животные жарких стран” , создать «Книгу джунглей» с условными цветовыми или иными рисунками и обозначениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dikie_zhivotnye.docx266.71 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации города Юрги

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №31 «Берёзка»

«Дикие животные наших лесов»

C:\Users\галина\Desktop\image.jpg

Составитель:

 Алексеенко Г.М.,

воспитатель,

высшая квалификационная категория 

Ходунова М. А.,

воспитатель,

высшая квалификационная категория 

Юрга

2018

Содержание

1.Паспорт проекта……………………………………........3-4

2.Актуальность.......................................................................5

3.Цели и задачи проекта........................................................5

4.Условия реализации проекта..............................................6

5.Формы работы......................................................................6-7

6.Ожидаемый результат…………………………………....7

7.Реализация проекта по этапам............................................7-8

8.План реализации проекта.....................................................9

9.Заключение...........................................................................10

10.Библиографический список……………………………..11

Приложение  

Приложение  1 НОД по ОПСО «Дикие животные в зимнем лесу»

Приложение 2  Артикуляционная гимнастика

Приложение 3  НОД по развитию речи «Дикие животные наших лесов»

Приложение 4  НОД по рисованию «Кто живет в зимнем лесу»

Приложение 5  НОД по рисованию «Ежиха с ежатами в ельнике»

Паспорт проекта

О проекте

Содержание

1

Наименование проекта

«Дикие животные наших лесов»

2

Вид проекта

Информационно-творческий

3

Цель проекта

Формирование целостного представления о диких животных, их характерных отличительных способностях».

4

Задачи проекта

Образовательные:

• Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.  •Обогатить словарь за счет имен существительных, существительных с суффиксом ИЩ, имен прилагательных,  глаголов.

•Упражнять в образовании сложных прилагательных.

•Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

•Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.

•Способствовать развитию фонематического восприятия.

• Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных по мнемотаблицам.

Воспитательные:

• Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

• Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.

5

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, педагоги групп, логопед, родители воспитанников.

6

Сроки реализации проекта

12.11 -16.11.2018год (краткосрочный)

7

Реализация проекта:

 I этап   Подготовительный

(октябрь- 2018г)

II этап Основной

  (с 12.11 -16.11 ноябрь 2018г)

III этап  Заключительный

  (16.11.2018г)

Поиск, анализ, систематизация имеющейся литературы по теме с привлечением родителей.

Планирование и прогнозирование работы. Освоение инновационных технологий, форм и методов способствующих успешной реализации проекта.

Анализ достигнутых результатов. Определение перспектив дальнейшей работы.

8

Ожидаемый результат

 •Приобретут новые знания о подготовке диких животных лесов Сибири к зиме;

• Смогут узнавать их по описанию, составлять описательные рассказы о животных, используя опорную схему;

 • Дети научатся применять полученные знания в продуктивной деятельности.

• Разовьется интерес к малой родине, познавательной деятельности.

Актуальность

     В детстве ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт.

В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качеств посредством экологического образования, приобщения детей к природе, в частности – к животному миру. В настоящее время многим животным необходима помощь, они находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите.     Поэтому так важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Ученые доказывают, что в результате общения с животными человек становится не только добрее, но и здоровее.. Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства, собственным примером. Ребёнок будет расти любящим и ответственным, только если мы вместе будем учится бережному отношению к животным. Решению этого вопроса поможет наш проект посредством знакомства ребёнка с животными родного края, формированием знаний о них.

Проблема: дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, и жилищах диких животных наших лесов, о том как они готовятся к зиме в лесу.

Гипотеза:

Считаем, что наш проект призван сформировать чувства бережного отношения к природе, знания детей о родном крае, диких животных наших лесов.

Цель проекта:

 Создание  условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Формирование целостного представления о диких животных, их характерных отличительных способностях».

Задачи:

Образовательные:

• Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.  •Обогатить словарь за счет имен существительных ( дупло, берлога, логово, нора), существительных с суффиксом ИЩ. (усищи, ножищи, лапищи и т.д.); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.),

•Упражнять в образовании сложных прилагательных (тонконогий, длинноухий, длинноногий и т. д.), притяжательных прилагательных (лосиный, ежиный, лисий, волчий и др.)

•Согласование числительных с существительным 4. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

• Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.

•Способствовать развитию фонематического восприятия.

•  Развитие навыка связной речи.

• Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных по мнемотаблицам.

Воспитательные:

• Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

• Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.

Условия реализации проекта:

•Принцип интеграции образовательных областей.

•Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – эстетическую, коммуникативную;

•Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;

•Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;

Методы и приемы: 

•Наглядный (рассматривание  иллюстраций, альбомов,  наглядных пособий).

•Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения).

• Практический (самостоятельное выполнение детьми .

• Эвристический (развитие находчивости и активности).

•Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе).

• Мотивационный (убеждение, поощрение).

Методическое обеспечение проекта:

•Включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей.

•Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения.

• Моральное поощрение инициативы и творчества.

• Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности.

• Регулирование активности и отдыха (расслабления) .

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:

• Индивидуально-творческая деятельность .

• Учебно-игровая деятельность: (игры, беседы, познавательная деятельность).

• Просмотр видеофильмов.

•Заучивание считалок,  стихов.

•Дидактические игры.

• Самостоятельная творческая деятельность детей.

•Выставка детского творчества.

 Формы работа с родителями по реализации проекта:

• Консультация. Рекомендации.

• Обогащение предметно-развивающей среды.

Формы работы с педагогами по реализации проекта:

•Открытое занятия.

Ожидаемый результат с детьми:

Приобретут новые знания о подготовке диких животных лесов Сибири к зиме;

Смогут узнавать их по описанию, составлять описательные рассказы о животных, используя опорную схему;

Дети научатся применять полученные знания в продуктивной деятельности.

Разовьется интерес к малой родине, познавательной деятельности.

Результат:

Открытое мероприятие.

Макет «Животные в зимнем лесу».

Этапы проведения и реализации проекта:

  1. Подготовительный этап (октябрь2018г)
  2. Основной этап (12.11 – 16.11.2018г)
  3. Заключительный (16.11.2018г)

Реализация проекта по этапам:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. этап

1.Определение методов и приёмов работы:

Подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;

Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

Подготовка к итоговому занятию «Дикие животные наших лесов».

Рассматривание  иллюстраций, альбомов,  наглядных пособий видеороликов.

2 этап

1.Организация деятельности детей:

Проведение бесед, занятий с детьми о диких животных, живущих в нашем краю;

Составление описательных рассказов по схеме;

Чтение рассказов и сказок о диких животных:

В.Бианки «Как звери готовятся к зиме, Д. Хармс «Храбрый еж», Е.Чарушин «Волчишко»,

 русская народная сказка «Лиса и заяц».

«Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу»,

«В. Бианки «Холодно в лесу, холодно» ;

Заучивание стихотворений: «Упрямый олененок» А. Барто;

 Загадки о диких животных.

Речевые игры;

Пальчиковые игры.

2. Совместная работа с родителями.

Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе; 

(подборку стихов, загадок, книг о лесных животных.)

Консультация для родителей «Дикие животные» ;

Папка-передвижка «Логопед советует» ;

Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми

3. Совместная работа с учителем-логопедом.

Учавствуют в беседах о диких животных, живущих в нашем краю;

Составляют описательные рассказы по мнемотаблицам;

Заучивают стихи;

Принимают активное участие в обсуждении рассказов.

Предложить родителям

Принимают активное участие.

Активно работают  в индивидуальных тетрадях,  по карточкам с речевым материалом.

3 этап

1.Показ открытого занятия.

2. Оформление макета «Животные в зимнем лесу»

Принимают активное участие в открытом мероприятии,

в оформлении макета.

План реализации проекта:

Понедельник

12.11.2018г

Первая половина дня:

1.ОПСО:  «как звери готовятся к зиме.»

2.Рисование: «Кто живёт в зимнем лесу»

3.Пальчиковая игра «Белочкин запас»

Вторая половина дня

1.Мимическое упражнение. «Злой волк»

2. Упражнение на дыхание.

3. Артикуляционные упражнения.

«Пощёлкать зубами»

«Волчок заводит моторчик»

4.Дид. игры «Кто где?», «Кто спрятался?»

5.Пальчиковая гимнастика «Бурый мишка»

6.Дидактическая игра «Назови ласково»

Вторник

13.11.2018г

Первая половина дня:

1.ФЭМП: Учить составлять число 6 из двух меньших чисел; сравнение диких животных по высоте.

2.Физкультминутка «Звериная зарядка»

3.Настольно – печатная игра «Кто где живет?»

Вторая половина дня

1. Мимическое упражнение. «Хитрая лиса»:

2. Упражнение на дыхание.

«Лиса идёт по следу»:

3. Артикуляционные упражнения.

«Хвостик».

4.Речевая игра «Какой, какая»

5.Подв. игра «Хитрая лиса»

Среда

14.11.2018г

Первая половина дня:

1.Игра с су-джоками  «Мой колючий ёж».

2. Дид игры: «У кого какое жилище? »,

«Помоги животным подготовиться к зиме», «Собери картинку», 3.Физминутка: «Звери шли на водопой»

Вторая половина дня

1.Мимическое упражнение. «Трусливый зайка»:

2. Упражнение на дыхание.

«Согреем лапки»

3. Артикуляционные упражнения.

 «Зайка»

«Заяц грызёт  кочерыжку»

«Заяц и морковка»

«Зайка играет на барабане»

4.Дид игра «У кого какое жилище? »,

«Чья мама? » ,«Угадай кто я?».

Четверг

15.11.2018г

Первая половина дня:

1.Развитие речи:  «Дикие животные наших лесов»

 2.Драматизация сказки «Теремок»

Вторая половина дня

1.Мимическое упражнение.

 «У зайки болят зубы

2. Упражнение на дыхание.

3. Артикуляционные упражнения.

4.Лепка: «Зайчик»

Пятница

16.11.2018г

Первая половина дня:

1.Рисование: «Ежиха с ежатами в ельнике»

2.Конструирование: «Теремок для всех зверей»

Вторая половина дня

1.Чтение В. Бианки «Как звери готовятся к зиме», беседа по содержанию рассказа.

2.Игровая ситуация: «Медвежата потерялись»

 Заключительный этап.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки диких животных и пытаются осуществлять ролевой диалог;

считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.

Перспектива на будущее:

Разработать перспективу проекта “Животные жарких стран” , создать «Книгу джунглей» с условными цветовыми или иными рисунками и обозначениями.

\

Библиографический список

1.Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.-207 с.

 2. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Артикуляционная гимнастика

1. Мимические упражнения.

1. «Злой волк»: выражение лица злое, брови нахмурены.

2.«Хитрая лиса»: улыбнуться, хитро прищурив глазки.

3. «Трусливый зайка»: выражение лица испуганное.

4. «У зайки болят зубы»: страдающее выражение лица.

2. Дыхательные упражнения.

1.«Лиса идёт по следу»: короткие частые вдохи носом.

Лисонька-лиса

след зайца взяла.

Носиком повела,

по следу пошла:

Прислушивается, принюхивается.

2.«Согреем лапки»: подуть на руки, выдыхая ртом тёплый воздух.

Зайке холодно в лесочке:

Греет лапки под кусточком. 

3. Артикуляционные упражнения.

1.«Пощёлкать зубами»: как это делает злой волк.

2.«Зайка»: покусать верхними резцами нижнюю губу.

3.«Заяц грызёт  кочерыжку»: покусывать язык, постепенно втягивая его в рот.

«Заяц и морковка»

Зайчишка-трусишка

По болоту бежал,

в огород забежал,

Нашёл морковку, грызёт её ловко.

(потешка):

- Заяц, заяц, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

- А чему ты, заяц, рад?

- Рад, что зубы не болят!

4.«Хвостик»: покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону.

5. «Зайка играет на барабане»-- улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук: д-д-д-д-д-д, язык упирается в верхние зубы, рот открыт.

6.«Волчок заводит моторчик»--открыть рот, язычок за верхними зубами, губы в улыбке. Во время произнесения звука Д-Д-Д-Д производить коле-бательные движения чистым пальчиком из стороны в сторону.

Тема: Дикие животные в зимнем лесу.

Программное содержание.

Закрепить знания о диких животных.

Активизировать отработанный словарь.

Развивать умения выделять основные свойства, признаки.

Способствовать развитию слухового внимания.

Развивать связную речь, способность слушать и эмоционально реагировать на содержание.

Воспитывать дружеские отношения во время работы, умение прислушиваться к мнению сверстников.

Материалы и оборудование.

 Чудесный мешочек, пластиковые буквы, зимний макет «Лес», игрушка Рысь, три корзинки, апельсин, веточка пихты, букет из мяты, три больших обруча, пальчиковый сухой бассейн, фигурки диких животных, смайлики (веселые и печальные), раскраски диких животных.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

1. Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями.(Дет здороваются)

Я приглашаю вас в круг.

Игра с буквами «Волшебный мешочек»

(Дети на ощупь определяют буквы, называют их, выкладывают в круг на ковер).После игры остаются три буквы К,Т,О. Составьте пожалуйста, из этих букв слово (КОТ).Под какой цифрой звуковая схема этого слова.

2.Воспитатель: Галина Михайловна, я знаю историю про кота, можно расскажу?

В одном городе жила рыжая кошка с черными ушками. Скучно стало кошке дома сидеть, решила она отправиться в путешествие – мир посмотреть и себя показать. Плутала-плутала кошка и попала в большой пребольшой лес, Совсем исхудала бедняга, шерстка растрепалась и покрылась пятнышками грязи. Повстречался кошке лесник, испугался и закричал: «Брр-ы-ы-ы-сь!».А рядом на елке сидела белка, увидела она непонятное животное и решила, что его так и зовут – Рысь. Посмотрела белка на кошку и говорит ей: «Какая ты некрасивая Рысь!» Разозлилась кошка и погналась за обидчицей. Гналась – гналась, но так и не поймала шуструю белку. Устала кошка, захотелось ей пить. Побежала она к реке, наклонилась над водой и увидела своё отражение: пятна на пушистой шубке, короткий хвост, кисточки на ушах. Совсем стала на себя не похожа! Наловила кошка рыбы, наелась. Понравилась ей вольная жизнь. Решила кошка навсегда остаться пятнистой хищницей и имя даже переменила на грозное – Рысь!

Да что  я вам рассказываю, у меня же лес есть( показываю детям макет), а вот и наша Рысь!

-Ребята, посмотрите , в каком лесу оказалась Рысь? (ответы детей)

- Сколько снега здесь! А, как же Рысь найдет себе пищу? (по запаху, у диких животных очень развито обоняние)

Игра «Найди по запаху»

- Интересно, а у вас получиться определить по запаху?

- Смотрите, у меня есть апельсин, значит запах будет?..Веточка хвои – запах…, букет из мяты, запах - ….

 - А вот и домики для них ( расставляю корзинки с растениями в обручи).

- Возьмите коробочки с запахом и найдите свой домик.(Дети по запаху определяют свое растение)

- Я знаю, что запахи определить очень трудно, но вы все справились. Молодцы!

1. Воспитатель:  А теперь давайте разомнемся.

Физминутка «Лесные жители»

Лисица рыжая шагает,

Хвостом дорогу заметает.

По снегу петляет зайка

Вправо – скок, и влево – скок,

Ты лиса его поймай-ка,

Убежит он со всех ног.

По сугробам мчится волк,

Серый волк, зубами щелк.

Белка скачет, белка скачет

Словно серый, мягкий мячик.

(Движения выполняются по тексту)

Ребята , рыси одиноко в лесу. А вы хотите найти ей друзей?(Да) Тогда по очереди в «сухом бассейне» находим дикого животного, не показывая его другим детям, описываем так. чтобы дети не догадались. (Дети «заселяют» животных в «лес», проговаривая, кто, где живет).

Вы большие молодцы, теперь у рыси много друзей. У нее сейчас хорошее настроение. А у вас - какое? Выберите себе такой смайлик.

2. Воспитатель: Животные оставили свои черно – белые фото, которые вы можете раскрасить. (Дети выбирают понравившееся животное.)

Тема: «Дикие животные наших лесов»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Задачи:

Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.

2. Согласование числительных с существительным .

3. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие: 1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.

 2. Способствовать развитию просодической стороны речи.

3. Способствовать развитию фонематического восприятия.

4. Развитие навыка связной речи.

 Воспитательные: 1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Посылка, бумажные макеты героев сказки «Теремок», игровое поле, демонстрационный материал :рисунки частей животных. Предварительная работа: 1. Чтение сказки «Теремок» 2. Рассматривание иллюстраций о животных 3. Беседа о бережном отношении к животным нашего края

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент: - Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними кивком головы. Сегодня мы получили посылку, давайте вместе посмотрим, что в ней. (Открываем посылку, а в ней конверты с загадками.)

1. Живёт в норке, грызёт корки

Короткие ножки, боится кошки(мышь)

2. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой(медведь)

3.Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный(волк)

4.Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?(заяц)

5. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней(лиса)

6.Скачет зеленая зверушка

Не рот, а ловушка

Попадут в ловушку

И комар и мушка(лягушка)

 Дети отгадывают загадки и берут персонажей сказки «Теремок»

 2. Сообщение темы занятия

- Из какой сказки эти герои? Теремок. - Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад. Раз – два – три – сказка оживи. (выкладывается игровое поле Теремка)

3.Расширение словаря по теме.

Логопед: Стоит в поле теремок Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает:

 Ребёнок: -Терем, теремок! Пусти меня к себе жить?

Воспитатель: : - Пущу, если ребята скажут где в лесу живет волк, лиса, белка, медведь, заяц, еж. (Волк живет в логове. Лиса живет в норе. И т.д.) - Вошла мышка и стала там жить.

4. Согласование существительных с числительными

Логопед: Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и проквакала:

Ребёнок:  - ква-ква-ква, Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

Логопед: пущу, если ребята назовут детёнышей диких животных с числом 1, 2, 32 (1 лось, лиса и т.д.) - Вошла лягушка и стала там жить.

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед: Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает:

 Ребёнок: - Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

Воспитатель: Пущу, если вы вместе назовете диких животных ласково. (Мышь-мышка, заяц…, ёж…, белка…, волк…, лиса…, медведь…, лось…., кабан…) - Вошёл зайчик и стал там жить.

6. Пальчиковая гимнастика «Бурый мишка»

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся, (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)

-здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

-здравствуй, белочка-сестричка!

-здравствуй, серенький волчонок!

-здравствуй, беленький зайчонок!

-и колючий брат-ежонок.

7.Образование притяжательных прилагательных

Логопед: Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает: Ребёнок: - Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить.

Воспитатель: Пущу, если вы вместе назовете, чьи это лапы и хвосты. (Уши зайца – заячьи, волка – волчьи и т.д. (по картинкам)) - Вошла лисичка и стала там жить.

8. Употребление сложных прилагательных

 Логопед: Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает:

 Ребёнок: - кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

Логопед: Пущу, если вы вместе назовете сложные слова.

Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У белки рыжий хвост – рыжехвостая,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

У ежа острый нос – остроносый,

У зайца косые глаза – косоглазый,

У лося длинные ноги – длинноногий. - Вошел волк и стал там жить.

9. Образование существительных с суффиксом –ищ

 Логопед: Теперь садимся тише, тише – Притихнем в норках словно мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где искать – не знал. Увидел теремок и прорычал:

Ребёнок: - кто в тереме живет? Пустите меня к себе.

Воспитатель: пущу, если ребята скажут у кого что?

У волчицы усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики,

У медведицы лапы, у…

У зайчихи уши…

У лисицы хвост…

у лосихи рога…

у ежихи когти…

у волчицы зубы…

- Вошёл медведь в теремок и стал там жить.

10 .Составление рассказа-описания

Логопед: Молодцы! Дети, а кому больше всего сегодня вам понравилось помогать? Давайте расскажем о медведе поподробнее по плану-схеме.

Дети рассказывают рассказ-описание цепочкой.

Тема: «Кто живет в зимнем лесу»

Цель: Учить передавать фактуру шерсти животных. Продолжить развивать изобразительные умения и навыки. Закрепить умение рисовать животного с соблюдением пропорций тела и его частей.

Развивающая среда: краски и жесткая кисть, бумага формат А4, картинка-иллюстрация «Белка».

Предварительная работа: рассматривание рисунков животных художника Е.Чарушина; создание коллекции открыток «Дикие животные», «Животные жарких стран».

Ход занятия:

1.Срганизационный момент:

Загадка:

С ветки на ветку,

Быстрый как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету

Он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

      ( Белка)

2. Показ картинки, беседа.

 Назвать характерные признаки зверька ( острые с кисточками ушки, большой пушистый хвост, маленькие лапки, любит орехи и грибы).

- Догадались, кого мы будем рисовать?

- А как белка двигается, покажите . (Дети показывают движение белки пластически).

3.Рассматривание  конструктивного рисунка белки по этапам.

-Из каких частей тела состоит тело белки? ( Из головы, туловища, лапок, хвоста).

1.Чтобы нарисовать белку нужно сначала обозначить ее размер- рост вертикальной линией.

2. Затем эту линию делим на две части большую (это туловище), и маленькую (это голова).

3. Следующим этапом будет рисование хвоста белочки- проводим вертикальную прямую линию- это будет размер хвоста, т.е. его длина.

Затем проводим наклонную прямую линию внизу хвоста, то же делаем вверху хвоста. Это будет хвостом белки.

4.Следующим этапом будет прорисовывание частей тела белочки: мордочка белочки немного вытянутая, поэтому рисуем овал. Туловище овальной формы поэтому рисуем овал зауженной формы кверху. Затем прорисовываем лапки, ушки, хвост. Хвост белки немного похож на овал заостренный кверху.

А теперь давайте отдохнем и немного наши пальцы разомнем.

Пальчиковая гимнастика:

Сидит белочка в тележке,

Продает свои орешки:

Лисичке- сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстокожему,

Заиньке усатому.

4. Самостоятельная работа детей- рисунок в карандаше. После того, как дети нарисуют животное в карандаше, предлагается приступить к работе в цвете. Напомнить детям  метод рисования жесткой кистью краской, для передачи фактуры шерсти животного. Тонкой круглой кисточкой дорисовать детали ( глазки, кисточки на ушах, коготки и т.д.)

 5. Итог

После окончания выставляем рисунки на мольберте.

Ребята, кого мы с вами рисовали? Чей рисунок тебе понравился больше? Что в этом рисунке понравилось?

Тема: «Ежиха с ежатами в ельнике»

Цель: учить детей рисовать животных способом тычка.

Задачи:

Упражнять в умении рисовать кисточкой разными способами, закрепить цветовое восприятие.

 Расширить знания детей о животных, обогащать словарь детей.

Развивать мелкую моторику (работа с кисточкой), общую математику через физические минутки, создания игровых ситуаций.
Вызвать интерес к занятию.
Воспитывать любовь к животным, аккуратность в работе, усидчивость.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
мольберт, магнитная доска, материалы для показа последовательности работы (две кисточки с мягким и жестким ворсом), детские поделки (грибы и яблоки), бумажные цветы для поляны, картина с изображением березы, два игрушечных дерева.
Раздаточный материал:
Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, салфетка, 2 кисточки, баночка с водой.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением ежей, разучивание стихотворений, лепка поделок: грибов и яблок, чтение рассказов: Е.Чарушина «Ёж» и Ю.Дмитриевой «Ёжик».

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Воспитатель: Закройте глазки.
Я буду вам читать стихотворение, а вы представляйте себе все,
 о чем услышите в этом вам также поможет красивая тихая музыка.

Что такое луг?
Ковер травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики,
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые,
С медом сладким пчелки,
Песня перепелки.
Представили себе эту красоту? Откройте глаза: вот он луг — перед вами (на ковре разложены разноцветные бумажные цветы)
Ой,
 ч то это? (под цветами находятся конверты), возьмите по одному. Интересно, что там?

2. Основная часть:
Дети заглядывают в конверты и находят в них разрезные картинки. Предлагаю собрать разрезные картинки, чтобы получилось целое изображение.
Но прежде загадываю загадку.

Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте. Это кто же?
Ну, конечно, это ….(ёжик)

Дети работают с картинками.
3.Рассказ и показ способа работы, последовательности выполнения.
Выставляется образец.
Образец рассматривается детьми и они уточняют названия частей тела ежа (туловище, голова, носик, глазки, лапки, иголки), уточняется цвет.
Показываю,
 каким способом раскрашиваются мордочка и лапки (кисточка с мягким ворсом).
Акцентирую внимание на том,
 как правильно рисовать методом тычка (кисточкой с жестким, коротким ворсом, а мордочку прорисовываем тонкой кисточкой). Предлагаю детям нарисовать ежа в воздухе, проговаривая при этом названия частей тела. 

Физкультминутка.
Под огромною сосной,
На полянке на лесной,
Куча листьев,
 где лежит,
Ёж с ежатами бежит.
Мы вокруг все оглядим,
На пенёчках посидим.
А потом все дружно спляшем,
Вот так ручками помажем,
Помахали,
 покружились,
И домой заторопились.
4. Самостоятельная работа детей:

Тем, кто уже закончил свою работу, воспитатель предлагает взять по одному яблоку и грибку, и угостить своих ежат.

5.Анализ детских работ:
Воспитатель: Какие красивые ежата!
Давайте вспомним стихотворение?
(дети читают вместе)
Под березой, на пригорке
Старый ёж устроил норку,
А под деревом лежат
Пять малюсеньких ежат.

И правда наши ёжики как живые. Молодцы! Хорошо умеете рисовать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Дикие животные наших лесов" старшая группа

Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Дикие животные наших лесов»

Суть проекта заключается в том, чтобы во время занятий, бесед, просмотра цикла телепередач в мире животных», чтения произведений, работе по сюжетным картинам дети могли больше узнать диких животных. М...

Педагогический проект "Дикие животные наших лесов"

Педагогический проект "Дикие животные наших лесов"...

проект "Дикие животные наших лесов"

В презентации давались представления о диких животных наших лесов;их образе жизни,питании,жилищах,о том как готовятся к зиме.При этом большой акцент делался на развитие связной речи за счёт имён сущес...