Проект "Экологическая тропа в ДОУ"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Буюкли Наталья Владимировна

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и эколого-развивающей среды. Концепцию разработала С.Н. Новоселова, которая определяет ее как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Экологическое воспитание дошкольника рассматривается, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему миру, как исторической ценности, должны лежать гуманные чувства - осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся достичь того, чтобы каждый ребёнок осознавал, что человек и природа взаимосвязаны, и забота о природе есть забота о самом человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе - наносит вред и человеку. И это безнравственно!

Убеждая детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны, мы учим их покровительствовать ей. Учим замечать действия сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект "Экологическая тропа в ДОУ"

Вид проекта: долгосрочный, познавательно-творческий, групповой.

Срок реализации: 1 год .

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, руководитель.

Актуальность:

 Актуальность проблемы обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе. Мы живем в эпоху контрастов. С одной стороны - мощное развитие техники и промышленности, ведущее к росту благосостояния и достижению высокого уровня цивилизации. С другой загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и даже вымирание некоторых видов животных и растений.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и эколого-развивающей среды. Концепцию разработала С.Н. Новоселова, которая определяет ее как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Экологическое воспитание дошкольника рассматривается, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему миру, как исторической ценности, должны лежать гуманные чувства - осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся достичь того, чтобы каждый ребёнок осознавал, что человек и природа взаимосвязаны, и забота о природе есть забота о самом человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе - наносит вред и человеку. И это безнравственно!

Убеждая детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны, мы учим их покровительствовать ей. Учим замечать действия сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.

Цель:

Привлечение внимания общества к исчезающим видам фауны национального парка «Таганай» как исторической ценности родного края. Изготовление лоскутного панно с изображением животных занесенных в Красную книгу Таганая. Создание нового маршрута на экологической тропе.

Задачи:

- привлечь внимание к животному миру национального парка «Таганай», как объекту естественной истории;

- формировать у детей интерес к проектной и исследовательской деятельности через изучение материалов Красной книги Таганая, как источника экологической тревоги за будущее родного края;

- воспитывать у юного златоустовца бережное отношение к окружающему миру, желание сохранять и приумножать природные богатства национального парка «Таганай».

Основные формы и методы организации проекта:

-Поисково-исследовательская деятельность;

-Экскурсии: национальный парк «Таганай», парк птиц «Таганай», краеведческий музей;

-Наблюдение;

-Слушание пения птиц;

-Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, просмотр научно-познавательных фильмов, презентации «Красная книга Таганая».

-Лепка, рисование;

 -Лоскутная аппликация, с подбором узора материалов к характеру, образу жизни, внешнему виду животного.

Назначение экологической тропы:

- прогулки для общения детей с природой родного края и оздоровление детей на свежем воздухе;

- наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;

- проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности.  

Описание объектов экологической тропы:

Маршрут №1 –«Добро пожаловать в «Таганай»», он состоит из 11 видовых точек:

  1. Добро пожаловать в «Таганай».
  2. Эрмитаж Таганай.
  3. У бабушки пчелы.
  4. Доктор Айболит.
  5. Хвойный детский сад.
  6. По следам красной книги:

-птицы,

-насекомые,

-рыбы,

-животные.

  1. База МЧС.
  2. Улеса на опушке.
  3. В гостях у фермера.
  4. Мир цветов.
  5. Водоём.

Маршрут №2 «Деревья города».6 видовых точек:

  1. Липа.
  2. Рябина.
  3. Тополь.
  4. Черемуха.
  5. Дуб.
  6. Клён.

 Маршрут №3 « там на неведаных дорожках, следы невиданных зверей…», 12 видовых точек:

  1. Белка.
  2. Бобр.
  3. Глухарь.
  4. Крот.
  5. Медведь.
  6. Кабан.
  7. Лось.
  8. Куница.
  9. Волк.
  10. Заяц.
  11. Барсук.
  12. Рысь.

Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют  задания педагога.  Где каждый маршрут интересен по своему.

Этапы пректа:

1 этап – подготовительный: .

 Анализ работы по экологическому воспитанию. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов. Составление картосхемы тропинок с нанесением маршрута и всех ее объектов. Выбор вместе с детьми хозяина прогулочных участков– животные из красной книги Таганай. Составление паспорта всех точек тропы.

2 этап – основной:

 Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

 Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Оформление вдовых точек на маршрутах экологической тропы. Экскурсии в национальный парк «Таганай», парк птиц «Таганай», Краеведческий музей .

Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц», «Тишина леса», «Голоса животных».

Изучение следов птиц и животных, знакомство с их рационом питания и признаками жизнедеятельности

Знакомство с «Красной книгой Таганая», просмотр презентации «Красная книга Таганая» , чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин .

Совместное творчество детей и родителей по изготовлению лоскутного панно с изображением животных, занесенных в Красную книгу Таганая .

3 этап – заключительный:

Презентация экологической тропы.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

    Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

  • Экологические беседы;
  • Наблюдения;
  • Элементарные опыты;
  • Экскурсии;
  • Целевые прогулки;
  • Экологические конкурсы, викторины;
  • Решение экологических ситуативных задач;
  • Чтение художественной литературы;
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • Труд в природе;
  • «Красная книга Таганай»;
  • Коллекционирование;
  • Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
  • Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

  • Взросло-детские проекты;
  • Изготовление рисунков, поделок;
  • Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
  • Участие в конкурсах
  • Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
  • Фотовыставки;
  • Изготовление лоскутного пано (Красная книга Тганай).

          В результате реализации проекта:

  • значительно вырос уровень экологических знаний детей о природе родного края, увеличилось количество живых и неживых объектов природы национального парка «Таганай», узнаваемых детьми;
  • повысился уровень познавательной и речевой активности дошкольников;
  • взаимодействие ребёнка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на его эмоциональное самочувствие, поведение в естественной среде.

Заключение:

Листая страницы Красной книги Таганая, изучая материалы по данной теме, изготавливая лоскутное панно, мы осознали ответственность каждого человека, и большого и маленького, за сохранение окружающей среды и приумножение природных богатств. Осознали важность привлечения внимания к проблемам животного мира национального парка «Таганай», как объекту естественной истории.  

Список  использованной литературы:

Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.

Журавлева Л.С. Солнечная тропинка – М, 2006.

Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.– М., 2003.

Николаева С.Н. Экология в детском саду – М., 2003.

Энциклопедия Почемучки \ Под ред. Кутузова С.М. – М., 2003

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....