Интегрированное занятие по экологическому воспитанию в старшей группе "Идем спасать сказочный лес"
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Вяткина Светлана Петровна

В конспекте прослеживается решение задач экологического образования, математического развития и развития речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod._vyatkina_s.p._madou_ds_49.docx28.5 КБ
Файл vystuplenie_vyatkina_s.p.pptx736.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №49»

Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического воспитания

в старшей группе

Тема: «Идём спасать сказочный лес»

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,  речевое развитие, познавательное развитие (математическое развитие).

Разработчик:

Вяткина Светлана Петровна

воспитатель первой категории

Сатка, 2017


Тема: «Идём спасать сказочный лес»

Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Тип: комплексное занятие

Форма: фронтальная

Цель: расширение знаний детей о лесе, о его обитателях.

Задачи:

Образовательные:

 Познавательное развитие:

-продолжать развивать у детей познавательный интерес по темам: «лес: растительный мир; животный мир: птицы;  «дикие животные».

-расширять знания детей о характерных особенностях диких животных и птиц.

-формировать реалистичные представления о природе.

- дать детям элементарные представления   об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

-продолжать знакомить детей со свойствами воды, самостоятельно проводить эксперименты. Закрепить значимость воды и воздуха в жизни человека.

Речевое развитие:

- продолжать учить отвечать на вопросы развёрнутой фразой.

Развивающие:

Социально-коммуникативное развитие:

- развивать умение детей правильно общаться друг с другом, учить   взаимопониманию и правильной беседе; дружной работе в коллективе.

Познавательное развитие:

- развивать навыки счете, упражняя в счёте до 10;

- развивать умение решать простые задачи;

-развивать умение ориентироваться по карте;

-продолжать развивать логическое мышление и устойчивое внимание.

Воспитательные:

Социально-коммуникативное развитие:

-воспитывать дружеские качества и умение работать в коллективе;

-воспитывать желание прийти на помощь.

Познавательное развитие:

- воспитывать  бережное отношение к окружающей действительности, способствовать воспитанию экологической культуры.

-формировать умение анализировать поступки людей и свои, делать экологические выводы.

-воспитывать экологическую культуру, осознанное гуманное отношение к природе.

-воспитывать любовь к природе и ее сохранению.

Предварительная работа: беседа о русских народных сказках; просмотр мультфильма «Царевна-лягушка», «Гуси-Лебеди»; беседа с детьми по экологическим проблемам; беседы о воде и ее роли в жизни человека; о необходимости воздуха для дыхания живых существ; проведение экспериментов с водой. игры с воздушными шарами; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его силой, направлением;

Словарная работа:ловкий, смелый, отважный, смекалка,избушка,углекислый газ, кислород, очистительные сооружения ( фильтры).

Индивидуальная работа: индивидуальные вопросы, индивидуальная помощь детям.

Методы и приемы:

-Наглядные (рассматривание картинок, просмотр мультфильма);

-Словесные (беседа, рассказ, разъяснение, объяснение;);

-Практические (действие с предметами – карточками).

Оборудование и материал:деревянные кочки; гимнастическая доска; искусственная  ёлка; голубая ткань; игрушки-лягушки; стрела; кувшинки вырезанные из зелёного картона ;цветы лилии сделанные способом оригами; фланелеграф;  картинки для фланелеграфа деревья, кустарники; избушка с изображением Бабы- яги в окне, кукла- царевна, кукла мальчик в русском костюме, поднос, серебряные яблочки; мультимидийный проектор, ноутбук.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Часть

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Основная часть

-Здравствуйте ребята! Давайте с вами поздороваемся:

«Утром солнышко проснулось и ребятам улыбнулось,

Мы за ручки все возьмёмся, и друг другу улыбнемся!»

-Молодцы.

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправится  в путешествие в страну сказок, где нас ждут волшебные превращения, приключения и трудные задания. 

С собой мы возьмём карту. Как вы думаете для чего она нам нужна? Что означают стрелки на карте, нарисованные картинки? Итак смотрим на карту. Куда нам предстоит отправиться сначала?

На карте нарисован водоём значит нам надо к нему. Но перед ним есть препятствие, это болото, как нам через него перебраться?

Что за необычная лягушка живёт в этом озере? Из какой она сказки?

-Назовите настоящее имя Царевны - лягушки

-Почему Василиса Премудрая оказалась у Кощея в Тридевятом царстве?

-Какие качества помогли Ивану победить Кощея?

 Ребята, а мы с вами сможем расколдовать Василису, ведь мы с вами тоже обладаем такими качествами.

Тогда слушайте первое задание Кощея.

1 задание Кощея

-Сосчитать кувшинки ( счёт от 1-10)

-Сколько кувшинок с цветками?

-Сколько кувшинок без цветков?

-Каких кувшинок больше, с цветками или без цветков?

-На сколько больше?

-Что надо сделать чтобы и тех и других кувшинок стало поровну?

2 задание Кощея.

Вот послушайте загадку.

-На листьях кувшинок сидело б лягушек одна спрыгнула в воду. Сколько лягушек осталось?

Нам с вами удалось справиться со всеми заданиями Кощея Бессмертного  и через несколько секунд лягушка превратиться в царевну. Закрывай те глаза считай те до 10 (воспитатель достаёт куклу- царевну).

 Отправляемся дальше. Смотрим на карту. Куда показывает стрелка?

 А слева о т неё стоит ёлочка, значит нам тудатуда.

Дети подходят к избушке в окне Баба- яга, а около избушки сидит мальчик держит в руках блюдичко с серебрянными яблочками.

 Как вы думаете из  какой сказки эти персонажи.

-Кто в сказке унёс брата?

-Почему это случилось?

-Кто помог девочке убежать от Гусей лебедей?

Вдруг дети слышат голос Бабы- яги(аудиозапись).

-Как вы посмели явиться сюда людишки, мало вы погубили нашего  леса?!

-Ребята, что могло случиться? Почему Баба- яга такая злая на людей.

-Уважаемая Баба-яга вы можете объяснить нам что, произошло?

Голос Бабы-яги: людигубят природу, вырубают лес и строят заводы, оставляют после себя мусор, загрязняют воду.Воздух стал грязным, животные остаются без дома, а вода в реке стала такая мутная и грязная от сточных вод с завода,что рыбы теперь в ней не живёт. И мы все жители сказочного леса стали болеть, плохо спать, я даже теперь колдовать не могу.

Ребята, надо срочно исправлять ситуацию.

Вы готовы помочь сказочным героям?

-Ребята, можем мы дышать грязным воздухом?

-А можем мы совсем не дышать?

-Правильно, а так же всё живое на земле.

-  Что мешает воздуху быть чистым?

-- А может сейчас человек прожить без машин, заводов и фабрик?

- Что нужно сделать чтобы природа не страдала?

(на экране появляется заводская труба, на неё ставиться фильтр,появляется завод для утилизации мусора, мусорная свалка исчезает)

-А зачем нам нужны растения?

-  Но  как они это делают?

- Получается, чем больше будет растений, тем больше будет кислорода.

-Что мы с вами можем сделать для сказочных жителей чтобы воздух в их лесу стал чище?

- Какие деревья, кустарники  растут в лесу?

-Вот это панно мы с вами должны оживить.

Давайте  посадим деревья и кустарники.

(на экране появляется красивый, густой лес с животными и птицами).

-Давайте теперь поможем очистить реку.

Экспериментальная деятельность:

Дети подходят к столам. Каждый ребёнок пропускает грязную воду через простой фильтр (воронка и ватный диск)

-Ребята, как изменилась вода?

-Какая сначала была вода?

-А после фильтрации что с ней стало?

-А можно ли её пить?

-А в такой воде может жить рыба?

( на экране появляется красивая, чистая река в которой плавают рыбы)

-Мы всё поправили и помогли сказочному лесу.

-На заводе поставили очистительные сооружения.

- Почистили реку.

- Посадили деревья и кустарники.

-Построили завод по переработке мусора.

-Здравствуйте

Дети дружно повторяют стих за воспитателем и выполняют соответствующие действия.

-Да любим

-Чтобы не заблудиться

-Стрелки показывают в каком направлении нам надо идти, а картинки помогают нам понять, что в этом месте находится.

-Нам надо повернуть налево

-Надо пройти по кочкам

Дети подходят к водоёму, там сидят три лягушки одна из них во рту держит стрелу.

-Царевна-лягушка.

-Василиса Премудрая.

-Иван Царевич сжёг в печи лягушечью кожу.

-Смелость, ловкость, сила, ум, смекалка, отвага.

-Да мы тоже сможем спасти Василису.

Дети считают кувшинки

-10 кувшинок.

-6 кувшинок с цветками.

-5 кувшинок без цветков.

-с цветками больше

-на 1 больше

- добавить ещё один цветок на пустую кувшинку.

-Осталось 5 лягушек.

-Дети радуются тому, что им  удалось справиться с заданиями.

-на тропинку  справа.

Дети идут по гимнастической скамейке.

 дети попадают в лес, там стоит избушка в ней живёт Баба-Ягя.

-Эта сказка Гуси- Лебеди.

Густ-лебеди

Девочка оставила брата одного и убежала играть с подружками.

Печка, яблонька, речка кисельные берега.

Предположения детей

-Можем, но это плохо, мы будем болеть, плохо себя чувствовать. У нас не будет сил заниматься, играть.

-Нет,человек без воздуха жить не может.

-Дым из заводских труб, выхлопные газы от машин, мусорные свалки.

-Нет человек уже не сможет жить без заводов и фабрик.

-Надо на заводские трубы ставить фильтры.

-Построить заводы для переработки мусора.

- Они очищают воздух.

-Поглощают вредный  углекислый газ и выделяют кислород которым мы дышим.

-Посадить деревья, кустарники, цветы.

(ответы детей)

Дети выкладывают на фланелеграфе деревья, кустарники.

-Она стала чище, прозрачнее.

-Мутная, грязная с мусором.

-Она стала чище.

-Нет, сырую воду надо кипятить, или нужны специальные фильтры.

-Да, может.

Заключительная часть

- Вам понравилось путешествовать по сказочномулесу?

- Абыть защитниками природы, помогать ей?

Ответы детей.

Список литературы:

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  2. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! / Ковинько Л.В. - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

Аннотация: конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развития, тип: комплексное. Конспект может быть использован при организации НОД в старшей группе детского сада, с детьми 5-6 лет. В конспекте прослеживается решение задач экологического образования, математического развития и развития речи. Прослеживается интеграция таких образовательных областей, как речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, в соответствии с ФГОС ДО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49» Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе (с использованием ИКТ) Тема: «Идём спасаем сказочный лес» Разработчик: Вяткина Светлана Петровна в оспитатель первой квалификационной категории

Слайд 2

Система экологического воспитания и образования

Слайд 3

Методическая основа Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. С.Н. Николаева (…содержание экологических знаний: …человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств…). ФГОС ДО: интеграция образовательных областей социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие (математическое развитие).

Слайд 4

2017 Год Экологии в РФ «Сегодня разговор об экологических проблемах надо вести в наступательном и практическом ключе и выводить природоохранную работу на уровень системной ежедневной обязанности государственной власти всех уровней» В.В. Путин Основные задачи: - Развитие экологической ответственности всех слоёв общества; - Привлечение граждан к сохранению природных богатств страны Годовая задача ДОУ 2016-2017 уч.год : создание условий в ДОУ для организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в контексте ФГОС ДО и обогащение содержания работы по региональному компоненту

Слайд 5

Актуальность Экологические проблемы: сохранение окружающей среды от загрязнения хозяйственной деятельности человека. Сделать среду обитания для человека и всего живого на Земле приемлемой для существования. Задача НОД: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Слайд 6

Практическая значимость Конспект НОД является завершенным, логически выстроенным. Конспект НОД может быть использован воспитателем в работе по экологическому воспитанию, не зависимо от стажа работы, квалификации.

Слайд 7

Инновационный характер Использование современных образовательных технологий Информационно-коммуникационные технологии Здоровьесберегающие технологии

Слайд 8

Логичность построения конспект является частью работы по экологическому воспитанию и образованию; сохранена и выдержана структура написания конспекта которая включает в себя три части: вводная часть, основная часть, заключительная часть, содержание которых взаимосвязано между собой.

Слайд 9

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие капельки"

Занятие «Путешествие капельки» носит познавательный характер, направленный на развитие исследовательской деятельности детей.Данное занятие проведено в игровой форме с частой сменой деятельности:...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Взаимодействие человека и животных" старшая группа

Закреплять знания детей о домашних животных и их детенышей. Расширять представление о домашних животных, дать понятие о верблюде, как о домашнем животном....

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию с использованием ИКТ в старшей группе "Береза - красавица лесов ".

Цель: формировать элементарные экологические представления детей о природе.Задачи: - расширить и уточнить представления детей о березе; учить замечать красоту родной природы; расширить знания де...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Вода-это жизнь, бесценный дар, ботатство страны"

Цель данного занятия-формирование основ экологического мировоззрения и прородоохраняемого сознания, ответственного отношения к окружающей среде....

Интегрированное занятие по экологическому воспитанию в старшей группе «Воздух»

Цель: формирование представлений об основных свойствах воздуха.Задачи:Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место...

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Спасем родную природу"

Экологическая ситуация в современном мире сложилась таком образом, что оставаться равнодушным к проблемам экологии никак невозможно.Действительность требует активного отношения к проблемам окружа...