Образовательная ситуация с дошкольниками "Зима в лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сисина Елена Борисовна

сценарий занятия построен в технологии деятельностного метода «Ситуация». Тип занятия – затруднение в ситуации. Основные формы работы – индивидуальные задания. В ходе образовательной деятельности идёт закрепление знаний об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, еж) зимой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_v_lesu.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

ОО (регион, город, поселок и др.): город Екатеринбург

Наименование ОО: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 233»

Ф.И.О. педагога: Сисина Елена Борисовна

Электронный адрес педагога: sisina.72@mail.ru

Номинация: образовательная ситуация с дошкольниками

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: старшая группа   (5-6 лет)

Тема: «Зима в лесу»

Цель: создать условия для развития познавательных способностей детей старшей группы при знакомстве с жизнью лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, еж) зимой.

Задачи:  

- расширить представления детей об образе жизни лесных зверей зимой;

- закрепить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи;

- развивать логическое мышление, память, речь;

-активизировать словарь: «нора», «дупло», «хищник»

-воспитывать  умение проводить  мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение.

Краткая аннотация к работе: сценарий занятия построен в технологии деятельностного метода «Ситуация». Тип занятия – затруднение в ситуации. Основные формы работы – индивидуальные задания. В ходе образовательной деятельности идёт закрепление знаний об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, еж) зимой.

 

                                         

 Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

1Дети стоят во круг воспитателя. В гости к ним пришел Незнайка. Он принес картинки с изображением животных. Все рассматривают эти картинки.

Незнайка. Эти животные живут в лесу, но сейчас очень холодно-зима. Наверное, и им тоже холодно, голодно, вот я и решил их домой забрать: буду ухаживать за ними, кормить.

Педагог. Дети, разве можно взять этих животных домой?

Дети. Нет, нельзя. Им нужна свобода, и в любую пору года они находят себе пищу и не мерзнут.

2. Актуализация

Педагог: Ребята, вы все так быстро говорили, что Незнайка не понял, почему же животным в лесу лучше. Давайте расскажем ему все-все о том, как зимуют звери.

Не мышь, не птица

В лесу резвиться,

На деревьях живет

И орешки грызет. (Слайд с изображением белки)

Незнайка: Этого зверя я знаю. Летом в лесу много раз виделЗимой ведь для нее пищи нет надо о ней позаботиться, домой взять и покормить, а лучше до весны спать уложить.

Педагог: Можно ли так поступить с белкой? (Нет.) Вопросы: Где живет белка? (Прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его, живет в нем.) Чем питается? (С осени запасает орешки, грибы.) Как спасается от врагов? (Умеет быстро перебираться с дерева на дерево – это ее и спасает.)

Незнайка: Ладно, белку я оставлю в лесу. А вот эту зверушку я обязательно возьму домой: он такой маленький, любой его обидит. Отгадайте кто это.

Зимой белый, летом серый. (Заяц.) (Слайд)

Педагог предлагает детям рассказать, как зимует в лесу заяцВопросы: Как заяц готовиться к зиме? (Меняет шерсть, цвет, линяет.) Чем питается? (Кора деревьев, ветки, побеги.) Есть ли у зайца враги? Как он от них спасается? (Лиса, волк, спасают быстрые ноги, цвет шерсти.)

Незнайка: Ладно, я все понял и зайчика тоже оставлю в лесу, не буду брать домой. А кто же еще питается корой деревьев и ветками? Посмотришь – в зимнем лесу и на высоких деревьях веточки съедены – ведь зайцу не достать.

Педагог: Дети, кто же это может быть? (Лось.) (Слайд)

А люди помогают лосю перенести тяготы зимы? (Ставят кормушки с сеном, солью.)

Какой у лося враг? (Волк.) Как он спасается от него? (Либо убегает. Либо защищается передними ногами (копытами).

Незнайка: Вот, оказывается, какой волк плохой – он и за зайцами охотится. И за лосями, и за косулями. Пожалуй, возьму я его к себе домой и научу питаться травой. А не бегать по лесу.

Педагог: Дети, а сможет ли волк выжить дома у Незнайки? (Слайд с изображением волка.)

Вопросы: Как волк добывает себе пищу? (У него сильные ноги, выносливый. Бегает на большие расстояния в погоне за добычей. Обычно попадаются ему слабые и больные животные. Является «Санитаром леса».) Где волк живет? (Кочующий образ жизни, волчьи стаи, лишь на время размножения поселяется в норе. Нору роет волчица.)

Незнайка: Нет, я лучше не буду волка домой брать, пусть он работает «Санитаром леса».

(Слайд с изображением леса)

Незнайка: Да, это лес зимой. Сугробы большие. А из этого сугроба пар идет. Кто бы это мог быть?

Педагог: Вот загадказимой спит, летом ульи ворошит. Кто там спит, дети?

Дети: Медведь.

Вопросы: Как медведь готовится к зиме? (Накапливает подкожный жир. Впадает в спячку.) Чем он питается зимой? (Спит, жизнь его сохраняется, за счет использования организмом подкожного жира.)

Незнайка: Спасибо, ребята, я много интересного узнал о жизни животных в лесу зимой. Пойду и расскажу своим друзьям.

Педагог: Дети, про каких животных мы сегодня рассказали Незнайке? (Ответы детей) Почему Незнайка ни одного животного не взял к себе домой? (ответы детей).

3. Затруднение в ситуации

 Педагог: Ребята, посмотрите какое красивое панно. Оно называется « Городок в лесу». Только в этом городке пока никто не живет. Давайте поселим в нем разных зверей. Согласны? Попробуем расселить всех животных. (заяц под кустом, волк в норе, медведь в берлоге, белочка в дупле и т.д.)

- А это кто? Как зовут? Где он живет? Чем питается? Где мы можем взять ответ? Правильно, посмотреть в хрестоматии, в интернете, спросить у взрослых

 4. «Открытие» нового знания (способа действия) Просмотр презентации.

       Барсук. Морда узкая, вытянутая, с характерными продольными полосами. Шея и ноги короткие. У барсука мощные когти, приспособленные к рытью земли. Он роет глубокие норы. Примерно в ноябре- декабре животное впадает в спячку. Но перед этим барсук усиленно кормится. Барсук – животное всеядное. Ест он насекомых, червей, лягушек, мелких мышевидных грызунов, моллюсков, ящериц, а также грибы и ягоды, орехи и траву. Впадает ли в спячку барсук? Да. С наступлением холода эти животные окапываются во вместительных норах и выходят из гнезда все реже. Затем они заваливают входы землей и сухими листьями и засыпают до весны.  Как – рано или поздно – барсуки впали в спячку, определяют в народе, насколько суровой будет зима.  

-Куда, ребята мы поселим барсука? Правильно в нору.

Физкультминутка «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом -                                     дети изображают лису.

Есть нора – надежный дом.                    «крыша над головой»

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.                                      дети изображают белку.

Под кустами еж колючий                        ладошки раскрыты.

Нагребает листья в кучу.                        «нагребают»

Спит в берлоге косолапый,                     руки под щёчку.

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,     ударяют кулачками, ладошками друг о друга.

Всем тепло, уютно в нем.

 

Молодцы, присаживайтесь на свои места.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка

Игра «Чья морда, чей хвост»

(разрезные картинки)

Педагог: Что это?

Дети: Это лисья морда, это лисий хвост.

Это волчья морда, это волчий хвост.

Это медвежья морда, это медвежий хвост.

Это заячья морда, это заячий хвост.

Это беличья морда, это беличий хвост.

Это барсучья морда, это барсучий хвост.

Дети собирают разрезные картинки

6. Осмысление

- Где мы сегодня побывали?

- Кому мы помогли?

- Что нового вы узнали?

- Какие знания и умения помогли вам справиться с заданиями?

- Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД образовательной ситуации на тему "Правила поведения в лесу"

Данное занятие способствует систематизации у детей знаний о правилах безопасного поведения в лесу и их применении. Дети приобретают опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переж...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ») «МЫ ДРУЗЬЯ ЛЕСА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.Обогащать словарь, совершенствовать диалогическую форму речи.Развивать логическое мышл...

Конспект игровой образовательной ситуации для детей 6-7 лет Тема: «Музыка осеннего леса»

Конспект   игровой образовательной ситуации для    детей   6-7 лет...

Образовательная ситуация «Задания королевы сказочного леса»

Образовательная ситуация - это форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкре...