"Наш край"
консультация по окружающему миру

Брусликова Елена Васильевна

Я люблю красоту природы этого сурового климата и разнообразие животного мира.

Меня привлекает своеобразная жизнь жителей Севера: ненцев, хантов, их обычаи, традиции, образ жизни, необычные для средней полосы ремесла, национальное искусство.

В своей работе с детьми стараюсь передавать свое видение красоты нашего края, показать добрые чувства, которые бытуют в отношениях людей. И всю эту любовь, которую испытываю к родному краю, я и пытаюсь вложить в души маленьких человечков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_kray.rar14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ работы

воспитателя д/с «Брусничка» Брусликовой Е.В.

тема: «Наш край»

Я работаю в детском саду «Брусничка»  с 1989 года, считаю себя коренным жителем этого края. Пуровская земля стала моей второй Родиной.

Я люблю красоту природы этого сурового климата и разнообразие животного мира.

Меня привлекает своеобразная жизнь жителей Севера: ненцев, хантов, их обычаи, традиции, образ жизни, необычные для средней полосы ремесла, национальное искусство.

В своей работе с детьми стараюсь передавать свое видение красоты нашего края, показать добрые чувства, которые бытуют в отношениях людей. И всю эту любовь, которую испытываю к родному краю, я и пытаюсь вложить в души маленьких человечков.

«Ой, ты, край мой, край любимый,

светом залитая тундра.

Возрожденная, как в сказке,

обновленная земля».

Этот эпиграф проходит красной чертой на всех занятиях, беседах, проведенных по ознакомлению, расширению и закреплению знаний у детей о нашем Северном крае.

С чего начинается Родина? С любви к родной улице, к родному селу, городу, где родился и вырос.

Тот же принцип - через малое к большому, я сохраняла при воспитании у детей любви к своему городу, к своему краю. Дети моей группы уже хорошо усвоили, что их город, далекий северный городок с названием Тарко-Сале, их лес, река Пур - частица огромной Родины.

«Пусть беден ты, Север, травой и листвой.

  Пусть взял ты в подруги метели и вьюги,

  земли снеговой, - и все же ты самый любимый».

В доступной форме я знакомила своих детей с историей создания нашего государства. Во время бесед дети получали некоторые сведения исторического характера: они знают, как жили народы Севера раньше, как живут народы Севера сейчас. Для лучшего усвоения знаний, углубления представлений, сложившихся при знакомстве конкретных людей, я проводила с детьми экскурсии. В начале учебного года была проведена экскурсия в национальный краеведческий музей с целью, вызвать у детей интерес к жизни людей на Севере, к их труду, обычаям, национальному искусству, показать добрые чувства, которые бытуют в отношениях народа. Познакомить с животным и растительным миром нашего края. Как охраняется природное богатство государством.

Постепенно во время бесед, экскурсий, показа картин, у детей накопились представления об особенностях труда и быта людей на Севере, у детей появилось желание подражать их благородному отношению к животным. Так беседа по рассказу "Окся - труженица" послужила основанием для игр зимой, которые формируют глубокий интерес к нелегкому труду жителей Севера - к оленеводам, пастухам, ветеринарам, лечащим оленей, к летчикам, в тяжелых условиях спасающих охотников, попавших в беду.

Во время бесед я обобщаю и уточняю знание детей о народах Севера (ханты, ненцы), их быте, культуре, о растительном и животном мире. Знают и любят северного оленя.

«Стройный, с тонкими ногами

  И ветвистыми рогами

  Он на Севере живет.

  Люди Севера на нем

  Ездят в нартах и верхом.

  Через тундру и тайгу

  И в метели и в пургу.

  В ночь полярную и день

  Мчится северный олень».

Знакомя детей с достопримечательностями нашего поселка, мы с детьми побывали на улице Тарасова и все дети хорошо знают, что она так названа в честь первооткрывателя нефтяных залежей на Пуровской земле. Побывали с детьми у доски почета "Пурнефтегазгеологии" - познакомились с лучшими людьми труда.

Дети знают, что, добывая нефть, своим доблестным трудом, люди прославляют не только наш поселок, но и всю страну. Очень уместно в конце экскурсии было прочтено стихотворение:        

«Нефтяной столб виден очень далеко,

  От него по норам спряталось зверье.

  Даже волк матерый оробел конец,

  И забились в норы заяц и песец.

  Величав и чуден день на буровой

  Дарит тундра людям клад старинный свой.

В беседе рассказала детям о памятнике погибшим Пуровчанам - экскурсия была проведена ко дню Победы - куда пришли все люди нашего поселка поклониться погибшим героям и возложить цветы. Понимание того, что поселок дорог и интересен всем, рождает гордость за родной край, за его связь с большой страной. Подвожу детей к обобщению очень важного понятия. Мы победили в тяжелой битве с фашистами, потому что советские люди защищали свою Родину, трудились, не покладая рук, помогая фронту. В беседах я рассказывала детям, как Родина чтит отдавших жизнь за свободу и счастье людей. Заканчивалась беседа стихотворением М.Исаковского.

«Куда б ни шел, ни ехал ты,

  Но здесь остановись.

  Могиле этой дорогой

  Всем сердцем поклонись.

  Кто б ни был ты - рыбак, шахтер,

  Ученый иль пастух,

  Навек запомни: здесь лежит

  Твой самый верный друг.

  И для тебя, и для меня

  Он сделал все, что мог,

  Себя в бою не пожалел,

  А Родину сберег».

В начале учебного года у нас была экскурсия в школу. Дети полюбовались спортивной площадкой, школой, зашли в просторные классы, посидели за партами.

Очень интересные экскурсии были проведены в новые микрорайоны на строительство домов, в СОК, в библиотеку, на почту и т.д. После каждой экскурсии я стараюсь довести до сознания детей, что все, что мы имеем, чего достигла наша страна - это благодаря огромному труду нашего народа.

Очень интересные беседы были подготовлены и проведены о зимующих птицах нашего края, животных леса и тундры, как они готовятся к зиме и зимуют.

Много беседовали об устном народном творчестве народов Севера «Мальчик Акуто» С. Снегирева, серия рассказов Снегирева «Про оленеводов», стихи Л. Лапцуя, А. Кымытвала и многие другие сказы, сказки, легенды, стихи, загадки, пословицы - в которые народ вложил думы о свободной радостной жизни. Уточнить, обобщить, активизировать знания, закрепить возникшие чувства детей помогли тематические вечера досуга «Здравствуй, Север-Северович!», «Наша Родина», занятия: «Беседа о родном крае», «Жизнь детей на севере», «С чего начинается Родина" и другие, разучивание национальных игр, отгадывание загадок.

Национальные игры:

«Тройной прыжок», «Прыжки через нарты», «Ловля оленей», «Охота на волка», «Олени и оленевод», «Охота на куропаток».

Пословицы:

«Из куропачьего мяса сало не вытопишь», «От хорошего хозяина собака не убежит», «Сеткой воды не зачерпнуть», «С не пойманного песца шкуру не снимешь», «Песец сам в мешок не полезет», «У зазнавшегося человека нос хореем не достанешь», «Куда мышь бежит, туда песец стремится».

 Загадки:

«Не из камня, не из бревен, из оленьих шкур построен, а живут в нем люди (чум)», «Легкие, быстрые, седоку послушные (нарты)».

Вся работа, проводимая нами с детьми, оставляет заметный след в их сердцах. Наши дети не живут изолированно от жизни родителей и страны. Мимо них не проходит ни одно событие, к которому приковано внимание взрослых.

Мы постоянно учим любить Родину, жить с ней одной жизнью. Для них, маленьких граждан большой Отчизны, все должно быть дорого на родной земле - и ее народ, и ее история, и ее завтрашний день.

Они сами - наш завтрашний день. Значит будущее Родины в наших руках.

«Живем мы в радостном краю

  И знать его должны мы –

  Страну Российскую свою,

  Свой светлый край любимый».

Велика, необъятна наша Родина. На сотни километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Разные народы и народности со своим языком, обычаями, культурой населяют ее. Климат, природа тех мест, где живет человек, во многом определяют его занятия, привычки, образ и способ жизни, даже характер.

На Крайнем Севере, в холодной тундре, у берегов полярных морей живут ненцы, эвенки, юхагири, манси, эскимосы, чукчи. Это смелые и красивые люди. Их творчество помогает детям увидеть синекрылые волны бурных рек, россыпь звезд на зимнем небе, веселый огонь костра на снегу, быструю погоню за лисицей, маленького пушистого олененка. Знакомство дошкольника с национальными особенностями своего края имеет большое значение для эстетического, патриотического и интернационального воспитания.

Сохранить и развить крупицы национального искусства, литературы малых народностей севера, вкрапить их в общую культуру народов России, обогащая ее, - задача огромной важности. Решению этой задачи мы уделяем большое внимание, стараемся, как можно раньше приобщить к национальной культуре. Ознакомление дошкольников Крайнего Севера с местной литературой не является особенной темой. Эта работа органически входит в воспитательно-образовательный процесс детского сада и строится с учетом общепедагогических принципов: целеустремленности, связи с современной жизнью. Уже в старшей группе у нас была возможность использовать на занятии и в свободное время произведения национальной литературы, художественное слово. Творчество народов Севера является сильнейшим средством эстетического воспитания. Оно рождает в душе ребенка гармонию прекрасных и сильных чувств: заставляет пережить чужое горе, радость, вызывает сочувствие к слабым, восхищение отважным. Богатый иллюстративный материал способствует более яркому восприятию каждого произведения, развивает образное видение ребенка, а все это оказывает огромное воздействие на эстетическое развитие детей, приобщает их к прекрасному. Хочется остановиться на литературно-музыкальных вечерах «Здравствуй, Север Северович!» - где звучали стихи, песни и пляски народов Севера.

«Песня мальчика – оленевода»

Где долгою ночью сменяется день,

Живет длинноногий полярный олень.

Еще олененком узнал я его,

Всегда олененка любил своего.

Ему не страшны ни метель, ни пурга,

Сильны и красивы оленьи рога!

Он мчится, как птица, простором седым.

Никто не сравнится с оленем моим.

Творчество местных поэтов, писателей помогает сформировать у детей разнообразное представление о явлениях общественной жизни, природе, труде тружеников Крайнего Севера. И, действительно, кто больше знает и может лучше рассказать о Севере, чем люди, любящие его, из поколения в поколение живущие там? Те, для кого великий северный край - Родина!

Лиричны и образны стихи северных поэтов. В них живут, мелькают, шелестят звуки и краски Севера.

«Лица не имеет изменчивый ветер,

  Но все же его мы узнаем, заметим -

  В наклонах травинок белоголовых

  И в тихой беседе листов тальниковых,

  И в том, как озера наморщились хмуро,

  А по небу туча ползет, словно шкура», -

неторопливо поговаривает ребятам юхагарский поэт Уморо Адо. И вдруг неожиданно так заканчивает свое стихотворение:

«Вот так же всегда и людей узнаем,

  Они раскрываются в деле своем».

Видя и воспевая красоту, своеобразие родной природы, северные жители хорошо знают и тяжелый нрав, и суровость климата в своих местах. Только трудолюбивые, ловкие, умелые люди могут жить на Севере.

Используя различные методы и средства эстетического воспитания, мы учим детей видеть, понимать и ценить все красивое, благородное: коллективный труд людей нашего края, родную природу, музыку, произведения живописи, литературы, народное творчество.

При планировании по чтению и рассказыванию заранее отбираю «материал местный», связываем его логически с программным. В библиотеке детского сада у нас выделен специальный раздел «Писатели Севера о родном крае». Здесь же помещены книги со сказаниями, легендами, сказками народов Севера. Это служит хорошим подспорьем при подготовке к занятиям. Старших дошкольников я познакомила с более серьезными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса: легендами, былинами, сказками. Здесь особую роль играет беседа воспитателя, предворяющая чтение - она подводит дошкольников к пониманию идейного смысла произведения.

Так, перед рассказыванием легенды о Солнце, я провела такую беседу: «Зима, кругом белизна снегов. Над горизонтом повис желтый диск солнца. Вожак стада - северный олень с большими ветвистыми рогами отбежал в сторону и застыл в такой позе, что солнце оказалось как бы у него на рогах. Олень держит Солнце!»

Легенда - дань глубокого уважения северян великому человеку земли. Наши дети в подготовительной группе уже знают, что не всегда народы нашей страны жили богато и счастливо. Поэтому детям понятен рассказ о том, что в свои сказки, легенды народ вложил думы о своей радостной жизни.

«Российский Север,

Зори огневые!

Куда ни глянь -

Простор и ширь.

Под солнцем мира России

Цвети ненецкий край,

Моя Сибирь!»

Значительное место я отводила изучению прикладного искусства народностей Крайнего Севера. Рассказываю детям, что основными украшениями одежды, обуви северных народов является бисер, мех, ткани. Простота и строгость узоров северных народов подчеркивается сдержанностью колорита. В нем преобладают сочетания естественных цветов оленьего меха, шкурок нерпы и кож: коричневого с белым, рыже-красного с белым, темно-серого со светло-серым... В таком скромном наборе тонов тепло и нежно отображается скупая красота северной природы. Объясняю детям, что с бисером работа очень кропотливая, требует много выдержки, терпения, старания и умения. Обращаем внимание на то, что творчество северянок воспето в стихах местных поэтов, рассказах писателей, где говорится о красоте северного орнамента, о величии народного таланта. Особенно образно выразил эту мысль хантыйский поэт Микуль Шульгин:

«Хантыйские орнаменты красивы,

  В них все приметы Родины моей.

  Ты больше не найдешь во всей России

  Таких сказочных цветов и зверей,

  Узоры на одежде и посуда,

  Красны, как солнце и белы, как снег,

  На них, с измальства глядя, наши люди,

  С прекрасным не расстанутся вовек,

  Они явились в жизнь не просто

  Из под иглы и резца.

  Ведь мастера по дереву и кости

  В них вкладывают души и сердца».

Всегда обращаю внимание на то с какой теплотой поэт пишет о мастерицах, об их творчестве, какие приводит сравнения, как воспевает их труд: «ты больше не найдешь во всей России таких цветов и красочных зверей», подчеркивает, что люди с этим «прекрасным не расстанутся вовек» - так как оно является частицей их культуры и бережно передается из поколения в поколение.

Много впечатлений получили дети от экскурсии в местный национальный музей. Они увидели выставку национальной одежды, посуды, познакомились поближе с природой родного края.

Знакомя детей с народно-прикладным творчеством, важно показать, как оно неотделимо от природы родного края. Северная природа, хотя и сурова, но разнообразна и прекрасна. Различны изделия одежды и быта, в украшении которых народные мастера творчески воплотили и нежную зелень болотистых низин, и темные массивы лесов, и переливчатую игру света голубого неба, и сеневу рек, красную и синюю россыпь ягод, и цвета мхов от зеленовато-желтоватых до бархатисто-черных. Очень интересно детям узнавать, как издавна на Севере шьют одежду и обувь из оленьих шкур. Меховая одежда народов Севера чрезвычайно разнообразна. Она различается по крою, колориту, орнаменту. Многие элементы геометрических орнаментов, их композиция и колорит воспроизводятся детьми в аппликации. Учу детей рассматривать мазаику из меха и сравнивать ее с орнаментом на бумаге, предлагая определить сходство деталей орнамента с рогами оленя, чумом, заячьими ушками, дать название орнаменту и нарисовать его. В начале я давала детям для рисования белую бумагу в виде полоски, краску коричневого или черного цвета дети выбирали сами. Затем предлагала детям бумагу в форме плоскостного изображения бурок, варежки, сумки, малецы, которые дети украшали по своему вкусу. Для заготовок давала бумагу серого цвета, который позволяет использовать большую гамму красок. Это развивает творческое воображение детей, закрепляет умение подбирать и сочитать цвета. У детей развивается чувство симметрии, закрепляются знания о жизне, быте, искусстве народов Севера. Выполненные детьми поделки и рисунки помещаем на выставки для родителей.

Знакомясь с искусством народов севера, дети получают представление об их быте и обычаях. В группе организован «Северный уголок», где собраны изделия из оленьего рога, образцы меха, растения тундры (мох, ягель), а также создана «Красная книга» растительного мира Севера, альбомы, наборы открыток и др.

Знакомить детей с творчеством народов Севера, мы продолжаем и на вечерах досуга, где звучат песни, сказы, пословицы, загадки, стихи, национальные игры - это Поле чудес.

Использование народных традиций развивает у детей сообразительность, умение выделить главное в предмете, способность анализировать. На вечере «Здравствуй, Север Северович» группа детей очень хорошо исполнила танец - песню «Олененок», песню «Дяландя» и др. Разучивая песню, рассказала детям, как эта песня создавалась, что отражает. Народные песни и танцы являются замечательным средством ознакомления с прошлой жизнью своего народа. В сюжетно-ролевых играх «Концерт», «Праздник оленя», «Праздник кита» дети могут полнее использовать свои знания, опыт после всей проделанной работы.

Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве.

Работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви к Родине и ее великому народу. В целом у детей формируется нравственно-эстетическая воспитанность, способность эмоционального сопереживания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...

ПРАЗДНИК «КРАЙ ТЫ МОЙ, ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»

Цель:прививать любовь к родному краю, воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свой народ Оборудование:выставка продукции заводов, фабрик города и фотовыставка «Кольчугино – мой...

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Сценарий "Край родной - Чувашский край"

Сценарий развлечения о Родном крае....

Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."

Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...

Интегрированное занятие, посвящённое 73 годовщине Приморского края (музыка, окружающий мир, аппликация): "Край мой любимый"

Данное занятие - совместная разработка воспитателя Бельковой Алёны Михайловны и музыкального руководителя Манжуриной Натальи Викторовны. В занятии использованны подборка стихов о Приморском крае, позн...