Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей логопедической группе "Дом".( Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей логопедической группе, лексическая тема "Дом". Интеграция образовательных областей - познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dom.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

 учреждение

 «Детский сад № 7 «Журавушка»

«Наш дом»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей логопедической  группе.

 (познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие)

Воспитатель: Бобина Т.Ю.

Цель.  Расширение представлений о жилище человека.

Задачи.

Образовательные: Познакомить детей с историей появления жилищ людей разных времен и народов, познакомить с названиями домов разных народов: изба, хата, чум, яранга, сакля, вигвам. юрта;  расширять представления о традициях строительства русской избы: стены из сосновых бревен, тесовая крыша, глиняная печь, резная отделка  крыш, ставен, наличников; вспомнить русские народные сказки, в которых упоминается дом (теремок, избушка на курьих ножках и т.д). ; придумывать  узор для ставен, наличника. Активизировать в речи детей названия домов, частей дома;

Развивающие. Развивать познавательный интерес у детей, интерес к жизни других народов, эстетическое восприятие.

Воспитательные. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному дому.

Предшествующая работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций в энциклопедии о видах домов, рассматривание макетов домов, материалов, выполнение построек из строительного материала, работа со схемами; знакомство с видами узоров: растительный. Геометрический; знакомство с названиями частей дома.

Материалы. Игрушка Кузя, энциклопедия, макеты домов, набор видеослайдов, наборы цилиндров для сравнения по толщине, детали конструктора, иллюстрации Васнецова к сказкам, тетради в клетку, карандаши, силуэты ставен, наличников, печатки, краски.

     

Содержание.

1. Встреча с домовенком Кузей.

 -  Посмотрите, кто к нам пришел!

Домовенок :  -  ребята, вы меня узнали? Как меня зовут? Может быть. Кто-нибудь знает, где я живу?  От какого слова произошло слово «Домовой?»   знаете ли вы, как появились дома, кто их придумал? – высказывания детей.

2. Поможем Кузе узнать о том, как появились дома.

1) « О том, как появились дома» - рассматривание энциклопедии, рассказ об истории возникновения домов.

 - Сегодня просто невозможно представить жизнь людей без зданий и сооружений. Без жилья не может обойтись никто. У любого человека, кем бы он не был, где бы ни жил,  есть жилище. Интересно, а кто же первым придумал строить дома, и каким был он – самый первый дом?

Дом — это просто то место, где человек живет, и поначалу, как и другие живые существа, он искал себе укрытие где придется. Люди находили хорошее защищенное место и считали его «домом». Затем люди  стали улучшать свое жилище разнообразными способами. Мы не знаем, что появилось вначале, но самыми первыми домами были пещеры и сооружения на деревьях.
В теплых регионах первобытные люди могли жить на деревьях. Они сгибали ветки в некое подобие каркаса, после чего связывали их или сплетали. Затем они делали крышу из пучков травы, наложенных друг на друга. В таком домике человек был защищен от солнца, дождя, наводнения и диких животных, которые не могли лазить по деревьям. Но для холодного климата такой домик был неподходящим жилищем. Поэтому люди использовали пещеры, разводя костры перед входом. Вероятно, первые навыки строительства из камня человек получил, построив из незакрепленных камней стенку перед входом в пещеру. Когда человек сделал пещеру, вырыв отверстие в склоне холма, это стало следующим шагом. Затем люди стали строить дома из деревянных бревен, из глиняных кирпичей, древние племена строили хижины, укрывая их шкурами животных.

2) « Какими бывают дома» - просмотр слайдов, рассматривание макетов. Дома разных народов.

Изба- традиционное жилище на Руси. избу ставили из сосновых или еловых бревен. На крышу клали осиновые дощечки- лемех или солому.

Хата, (у украинцев), - жилое помещение с печью или вся постройка с сенями и хозяйственным помещением. Бывает срубной, плетнёвой, глинобитной .

Сакля В горах нет деревьев в таком количестве чтобы строить дома, поэтому дома там строят из камня или глины. Такое жильё называют САКЛЯ. Сакля, жилище кавказских народов. Часто ее строят прямо на скалах.

ЧУМ – кочевой, переносный шалаш сибирских инородцев; жерди, составленные сахарной головой и покрытые, летом, берестой, зимою — цельными и сшитыми оленьими шкурами, с дымовым выходом вверху.

Юрта, переносное жилище у монгольских народов-кочевников в Центральной и Средней Азии, Южной Сибири. Состоит из деревянных решётчатых стенок с куполом из жердей и войлочным покрытием.

Вигвам – жилище лесных индейцев Северной Америки.

Иглу Жилище из снежных или ледяных блоков строях эскимосы на севере, где кроме снега другого строительного материала нет. Называется жилище- ИГЛУ. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами,

3) Чем изба красна? – традиции строительства русской избы. Пословицы.

  В гостях хорошо, а дома лучше.

  Дом вести — не лапти плести.

Дома и стены помогают.

 Лучше дома своего нет на свете ничего.

  Мой дом — моя крепость.

Дом крепок не укладом, а ладом.

 - как вы понимаете пословицу: «Красна изба не углами, а пирогами». (Главное – это не красота и богатство в доме, а гостеприимство хозяина)

Любимым местом для возведения деревни и строительства русских изб был берег реки или озера.

Дом строился основательно, «на века», место для него подбиралось достаточно высокое, сухое, защищенное от холодных ветров – на высоком холме. Деревни старались располагать там, где были плодородные земли, богатые луга, лес, река или озеро. Избы ставились так, чтобы к ним был обеспечен хороший подъезд и подход, а окна были обращены «на лето» — на солнечную сторону.

Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, хоромы. Хоромы (изба) приравнивались к храму, ведь храм – это тоже дом, Дом Божий! А в избе всегда был святой, красный угол.

Дом традиционно в русском языке  может означать слово «Родина».  Если у человека нет чувства дома – то нет и чувства родины! Привязанность к дому, забота о нем считались добродетелью. Дом и русская изба- воплощение родного, безопасного пространства. Использовалось слово «дом» и в смысле «семья» — так и говорили «На холме четыре дома» — это означало, что четыре семьи. В русской избе под одной крышей жили и вели общее хозяйство несколько поколений рода – деды, отцы, сыновья, внуки.

4) Игровое упражнение «Построим избу».  Части дома, сравнение предметов по толщине, счет, конструктивная деятельность.

5. «По страницам русских народных сказок» - рассматривание иллюстраций Васнецова к сказкам.

6. Художественно – эстетическая деятельность:  «Украсим ставни и наличники Кузиного дома узором».

 - Для чего нужны ставни?   Где находятся наличники?  Как их украшали? Какие виды узора вы знаете? (растительный, геометрический)  - Как располагаются элементы узора? (Ритмично)

Самостоятельная деятельность детей -  украшение силуэтов ставен и наличников узором.

7. Итог:  - Чему радуется Кузя? Как мы  помогли ему?  Самоанализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и художественно-эстетического развития в младшей группе .По теме: "Зайчик в гостях у ребят"

Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и художественно-эстетического развития в младшей группе...

Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и художественно-эстетического развития в младшей группе. По теме: "К мишке в гости"

Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области  речевого развития и художественно-эстетического  развития  в младшей группе. По теме: "К мишке в гости"...

Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и художественного эстетического развития в младшей группе.По теме:"Медведь транспорт выбирал"

Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области  речевого развития  и художественного эстетического развития в младшей группе.По теме:"Медведь транспорт выбирал&qu...

Конспект открытого педагогического мероприятия на тему: "Дары Осени" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" /старшая группа/

Конспект занятия предназначен для педагогов, работающих в старшем дошкольном возрасте, по теме ознакомления с признаками осенних явлений природы и жизни людей....

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Сказка о мастерах" (Познавательное развитие, худжественно - эстетическое развитие)

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Сказка о мастерах".   Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речево...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Основная образовательная область: Познавательное развитие + «Художественно-эстетическое развитие» Рисование «Улица моего города»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиОсновная образовательная область: Познавательное развитие + «Художественно-эстетическое развитие» Рисование «Улица моего города»...