Проект "Перелётные птицы"
проект по окружающему миру

 

Проект «Перелетные птицы»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-perelyotnye_ptitsy.docx113.37 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ №29 г. Нижневартовска ДС «Ёлочка»

Проект «Перелетные птицы»

Воспитатель: Городнова Наталья Викторовна

                                                                                                      Нижневартовск-2016

Место проведения: МАДОУ №29 г. Нижневартовска ДС «Ёлочка»

Дата проведения: Апрель 2016

Воспитатель:Городнова Наталья Викторовна

Тема: «Перелётные птицы»

Группа:  подготовительная группа общеразвивающей  направленности №2

Характеристика группы: в группе 25 детей

Проблема:  у детей недостаточно знаний о перелётных птицах ХМАО-Югры, не у всех детей хорошо сформирован и развит словарный запас

Цель: углубление знаний детей о перелётных птицах; активизация словаря по теме

Пояснительная записка

По плану лексических тем в подготовительной группе   в апреле реализуется  тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».

В ходе предварительной  работы  проводилась систематизация материала по теме, изучалась  методическая  литература, были подобраны произведения детской литературы по программе, составлена план-схема по изучению этой темы. В создании развивающей среды принимали участие  педагоги, дети и их родители.

Тема недели реализовалась  в совместной деятельности  воспитателя с детьми в режимные моменты, согласно план - схеме. В утренние часы проводились пальчиковые игры, читали художественной литературы, дидактические игры, разговоры-  беседы, рассматривание альбомов, разучивание физкультминуток, прослушивание аудиозаписей классической музыки, голосов птиц. Проводятся разные виды прогулок: целевая, экскурсия в парк, к местам гнездования птиц с целью систематизации знаний по теме, привития любви к природе родного края и бережного отношения к птицам.

В вечерние часы применялись ИКТ: «Почему плавают утки?», «Куда улетают птицы?», «Цветные перья, почему и зачем?»

В самостоятельной деятельности дошкольники  организовывали различные игры дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, тем самым развивали коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения, использовались  в играх полученные знания и опыт общения.

Задачи:

  • Развивать логические умения: доказательство, синтез, анализ, строить причинно- следственные связи.
  • Развивать  коммуникативную функцию речи и активизацию познавательной деятельности детей.
  • Формировать доброе отношение к птицам.

Ожидаемый результат:Дети знают и называют перелётных птиц, об особенностях внешнего вида (части тела), повадках, приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты). Сравнивают по нескольким признакам, находя сходство и различие. Дети могут составить описательный рассказ о перелётной птице, используя мнемотаблицы.У детей повысился уровень знаний по теме «Перелётные птицы». Дети научились:  моделировать птиц из цветной бумаги.  Обогатился словарь по теме «Перелётные птицы»

Существительные:Птица, грач, ласточка, гусь, утка, селезень, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, соловей, стерх,стая, клин, косяк, вереница, отлёт, перелёт, голова, глаз, клюв, туловище, грудка, крыло, хвост, лапка, оперение, перо, пух, яйцо, гнездо, скворечник, птенец, корм, насекомое.

Прилагательные:Перелётная, водоплавающая, быстрая, пёстрая, певчая, заботливая, юркая, голодная, сытая, лебединая, журавлиная, утиная, гусиная, соловьиная, грачиная.

Глаголы:Петь, кричать, щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать, плавать, нырять, сидеть, клевать, вить, нести, высиживать, заботиться, кормить, голодать, кружить.

Наречия: Громко, весело, холодно, голодно, быстро.

Практическая часть, выполнение проекта:

Образовательные области

Вид деятельности: формы и методы

Сроки

Социализация

Комплекс утренней гимнастики “Птицы и насекомые”;

Дидактические игры “Назови перелётную птицу”, «Кто улетел?»;

Настольная игра «Кто как устроен?»;

Дидактическая игра «Улетает – не улетает»;

Подвижная игра «Перелёт птиц»

Познание

Наблюдение за погодой во время прогулки.

Наблюдение за зимующими птицами.

Математические игры:

-упражнение «Посчитай и обведи цифру» (счёт перелётных птиц)

- упражнение «Собери фигуру» (закрепление геометрических фигур);

- игра на логическое мышление “Определи по контуру”,

- “Четвёртый -  лишний

Коммуникация

Пальчиковая гимнастика «Прилёт птиц»;

Загадывание  загадок;

Составление по плану описательного рассказа о ласточке;

Заучивание загадок по теме;

Заучивание пальчиковой гимнастики «Прилёт птиц»;

Составление загадок описательного характера (опираясь на таблицы – схемы);

Придумывание предложений с предложенными словами

Составление рассказа по серии картин

Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И.Соколова-Микитова «Улетают журавли».

Чтение стихотворения «Лебединое горе» ( А.Барто);

Знакомство с пословицами, поговорками и народными приметами

Дидактические игры:

- разгадывание ребусов по теме;

- определить первый и последний звук в названиях птиц;

- дидактическая игра «Выложи букву» из счётных палочек

-дидактические игры “Назови перелётную птицу”, «Кто улетел?»;

- настольная игра «Кто как устроен?»;

- дидактическая игра «Улетает – не улетает»

Художественная литература

Чтение адаптированного отрывка из рассказа И.Соколова-Микитова «Улетают журавли»;

Чтение стихотворения «Лебединое горе» ( А.Барто);

Знакомство с пословицами, поговорками и народными приметами;

Загадывание загадок о перелётных птицах;

Художественное творчество

Лепка «Ласточка» из пластилина;

Изготовление птицы из цветной бумаги;

Аппликация “Ласточка”;

Рисование “Ласточка”,

«Птицы – наши друзья»

Совместная работа с родителями

Совместно с детьми и воспитателем  создание альбома «Перелётные птицы»        

Повтор дома пословиц, поговорок и народных примет по заданию воспитателя;

Подборка литературы по теме «Птицы»

Заучивание  загадок и пальчиковой гимнастики с детьми по заданию воспитателя

Подбирают  игры по теме «Перелётные птицы»

Наблюдение за изменениями в природе  во время прогулки.

Создание картотеки дидактических игр по теме  

Д/И

Подвижная

Считалки:

Загадки:

 Игра «Отгадай птицу» (педагог описывает птицу, а дети отгадывают):

-этой птичке люди строят скворечники (скворец)

-эта птичка строит свое гнездо из глины и прутьев на крышах домов (ласточка)

-эта птичка маленькая и черненькая, а еще ее называют вестником весны (грач)

-эта птичка очень похожа на маленького воробья, только более яркого окраса (зяблик)

-эта птичка строит свои гнезда в щелях домов и в дуплах деревьях, а еще она передвигается прыжками и все время трясет хвостиком (трясогузка)

-у этой птицы длинная белая шея, белые крылья и тело (лебедь)

-а эта птичка живет в реках и водоемах, она крякает (утка)

- и еще одна птичка, которую можно встретить в пригороде нашего города  - это небольшая белая птица с красным клювом и перепонками на лапах ( гусь)

Игра «Отгадай и присядь» педагог называет перелетных и зимующих птиц, ребята если слышат название зимующей птицы, то приседают, а если название перелетной, то  машут руками: ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.

Игра «Перелетные птицы»

Ведущий: Есть у нас игра одна, вам понравится она.

Дети: Птицы все на юг летят, зимовать они хотят

Там где солнышко, тепло, ждать весны будет  легко

Только ветер им мешает и с дороги их сбивает

1 вариант: По считалке выбирается «ветерок». Дети стоят на одной стороне зала, читают речитатив, по окончанию слов дети перебегают на противоположную сторону зала «теплые страны», «ветерок» ловит их «сбивает с пути», кого запятнали, тот пропускает одну игру.

2 вариант: По считалке выбирается «ветерок», становится в середину круга. Дети идут по кругу читают речитатив, по окончанию текста разбегаются, «ветерок» ловит, кого запятнал, тот пропускает одну игру.

«Ветерка» выбрать по считалке:

Ветер за море летал,

Ветер певчих птиц считал.

Посчитал всех до одной!

А потом взял выходной.

Наша очередь считать!

Раз, два, три, четыре, пять!

 

Мы собрались поиграть.

Ну кому же начинать?

Раз, два, три –

Начинаешь водить ты!

 

Раз, два, три , четыре, пять,

Надо солнышку вставать.

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Солнце спит, на небе месяц.

Разбегайся кто куда,

Завтра новая игра.

     Гнездо под крышей ловко строит,

Птенцов своих постоянно выводит,

Перед дождём очень низко летает,

Эту птичку, каждый ребёнок знает,

За ней мы любим, наблюдать,

Эту птичку скажите как звать. /ласточка/

 

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица /грач/

 

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет./цапля/

 

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? /соловей/

Он твердит одно - га-га,

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь,

Ну конечно это./гусь/

 

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху – черное суконце,

Снизу - белое полотенце.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек./цапля/

 

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит. /жаворонок/

 

Важно по земле шагает,

Клювом почву протыкает,

Вредных — съест, он молодец!

А зовут его /скворец/

Пальчиковая гимнастика

«Прилет птиц»

Весна юная  пришла,      (Дети хлопают в ладоши.)

Птиц в дорогу позвала.     ( Машут сплетенными накрест пальчиками.)

Трудно будет птицам нашим.   (Грозят указательным пальцем.)

Давайте дружно им помашем.   (Машут обеими руками.)

Ласточки летят, кукушки,   (Дети загибают по одному пальцу)

Кружат гуси над опушкой. ( Машут сплетенными накрест пальчиками.)

Цапли, лебеди и утки (Дети загибают по одному пальцу)

В стаи собираются. ( Машут сплетенными накрест пальчиками.)

С их прилётом  на земле  (Изображают солнце)

Тепло начинается.    (Дети хлопают в ладоши)

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ:

- комплекс утренней гимнастики “Птицы и насекомые”;

- пальчиковая гимнастика «Отлёт птиц»;

- подвижная игра «Перелёт птиц»

ЦЕНТР НАУКИ:

-назвать перелётных птиц;

- рассмотреть перелётных птиц, назвать части тела;

-почему их называют «перелётными»?

- куда перелетают перелётные птицы?

- какая польза от птиц человеку?

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ:

- упражнение «Посчитай и обведи цифру» (счёт перелётных птиц)

- упражнение «Собери фигуру» (закрепление геометрических фигур);

- игра на логическое мышление “Определи по контуру”,

- “Четвёртый -  лишний”.

ЦЕНТР КНИГИ:

- Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И.Соколова-Микитова «Улетают журавли».

- заучивание и отгадывание загадок;

- составление по плану описательного рассказа о ласточке;

- чтение стихотворения «Лебединое горе» ( А.Барто);

- знакомство с пословицами, поговорками и народными приметами

Лексическая тема «Перелётные птицы»

Перелётные птицы картинки » Каталог

ЦЕНТР ГРАМОТЕЙКИ:

- звуковой анализ и синтез слов: кукушка;

- разгадывание ребусов по теме;

- определить первый и последний звук в названиях птиц;

- дидактическая игра «Выложи букву»

ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ:

- изготовление птицы из цветной бумаги

- лепка из пластилина «Ласточка»

ЦЕНТР ИСКУССТВА:

- рассмотреть картинки с изображением перелётных птиц (цвет, величина, части тела);

- нарисовать “Ласточку”;

- рисование «Птицы – наши друзья»

- аппликация “Ласточка”

ЦЕНТР ИГРЫ:

- дидактические игры “Назови перелётную птицу”, «Кто улетел?»;

- настольная игра «Кто как устроен?»;

- дидактическая игра «Улетает – не улетает»

Создание картотеки дидактических игр по теме

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....