Вода - это жизнь
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Макушина Ирина Николаевна

Конспект занятия "Вода это жизнь" с презентацией ( http://serpuhov20.russia-sad.ru/download/154591 ) с интеграцией областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально -коммуникативное развитие. Для детей подготовительной группы. Связь с Международной программой Финансового и социального образования детей Афлатот. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вода - это жизнь27.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Дашковский детский сад «Колобок»

Конспект занятия в кружке «Наш друг – Афлатун»

 в подготовительной группе

Тема: «Вода – это жизнь!»

Подготовила воспитатель Макушина Ирина Николаевна

Подготовительная группа №15

Программные задачи:
- уточнить  и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о видах водоёмов  (ручей, река, озеро, море, океан), о круговороте воды в природе и состояниях воды;
- дать представления об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению  загрязнения;
- воспитать бережное отношение к воде, понятие  экономного расходования;

- развивать экологическое мышление и экологическую культуру.

Материал:

Презентация «Вода на планете Земля», капли из бумаги голубого цвета на липкой ленте, раскраски: вода - жизнь, карандаши цветные.

Интеграция областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально–коммуникативное развитие

Предварительная работа:

Экспериментально-опытная деятельность с водой. Беседа «Берегите воду»

Ход занятия:

Ребята, послушайте загадку

Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это? (вода)

Приглашаю вас просмотреть презентацию о воде. А вместе с вами приглашаю и Афлатуна. Ему, конечно же, будет интересно узнать, какую роль для человека и всей природы играет вода. Думаю, что вы  и расскажете нашему гостю о том, что уже знаете, и найдете для себя что-то новое.

Встречаем Афлатуна и предоставляем ему место среди ребят.

С3 Ребята. Вода на планете – это жизнь для всего живого на Земле.

Посмотрите на нашу планету. Так Земля, наш родной дом выглядит из космоса. Отчего же так много голубого цвета?

Да, всё это вода.

С4 Это моря и океаны. Скажите, а сколько у нас океанов? (4) Кто, ребята, из вас помнит их названия? (Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-ледовитый)

С5 Это реки большие и малые, равнинные и горные, протекающие по суше.

А какие реки есть в нашей местности ? (Ока, Нара)

С6. Озёра , круглые , как блюдца,  и имеющие причудливые очертания.

С7 Родники и быстрые лесные ручьи, радующие веселым журчанием.

С8.Ледники - огромные ледяные пустыни на полюсах нашей планеты. Запас воды в замороженном состоянии.

Ребенок: Жить без воды невозможно,
Будьте с водой осторожны:
Не лейте напрасно чистую воду.
Вода - это лучшая часть у природы:
Реки, пруды, моря и озёра,
Ручьи, океаны и айсбергов горы.
Без чистой воды не сготовишь еды…
Всё живое на Свете,
На нашей планете,
В основном состоит из воды.
Если кончится вдруг вода,
То исчезнем и мы навсегда.

С9

Воспитатель: Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей.

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.

Воспитатель: Афлатун, а там, где ты живешь, есть вода?

Афлатун: нет, нигде-нигде в своём мире я не видел воды!

Воспитатель: Ну тогда смотри дальше.

С10Ребята, а почему же нам всем так нужна вода? (ответы)  Да, вот , например, животные не могут без неё обходиться. А для некоторых она –дом. Многие животные устраивают свои жилища на воде и под водой, здесь безопасно и много пищи. А для рыб водная стихия родная.

С11 Необходима вода и растениям. Ведь она- их жизнь, она через корни питает все части растений. Поэтому не обойтись без воды в сельском хозяйстве. Некоторые культурные растения, например, капуста или рис, для хорошего роста требуют много воды. На полях для полива устанавливают оросительные системы.

С12 Вода – добрый друг и помощник человеку. Какая же польза от воды людям? (ответы) С момента рождения человека вода становится его спутником на всю жизнь. Мы ежедневно используем воду в быту: пьем, умываемся, принимаем душ, готовим пищу, моем посуду, стираем бельё.

С13 Вода – это и отдых, и развлечения, и спорт.

С14 Вода – это дорога. Во все времена люди пользовались водой для передвижения и с древних времен научились строить большие и малые суда. По морям и рекам проложены водные пути. Речной и морской транспорт ежедневно перевозит людей и грузы в разные города и страны. А на этом слайде современные корабли. Назовите их.

С 15 Вода – кормилица. Всем известно, что вода кормит людей вкусной и полезной рыбой: река- речной, а море-морской, а ещё  и морепродуктами. Кто из ваших пап и дедушек ездит на рыбалку? А кто уже и сам пробовал поймать рыбку?

А многие страны, располагающиеся на берегу моря или океана продают рыбу в другие страны. А так же создают целые морские фермы, на которых выращивают и рыбу, и моллюсков, и морскую капусту, и креветок.

А уж какие рыбы водятся в морских глубинах, вы , наверное, помните из нашего занятия.

Давайте поиграем в морскую игру «Море волнуется раз…» Приглашайте Афлатуна поиграть с нами.

Давайте продолжим смотреть.

С16 Вода большая труженица и помощница человека. Воду используют в промышленности при производстве стали, бумаги. 
Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ткань для одежды, ни резину, ни лекарства, ни конфеты. Гидроэлектростанции устраивают на больших и быстрых реках, и они  вырабатывают электрическую энергию, которая поступает в наши квартиры.

Давайте послушаем стихи про добрую помощницу воду.

Дети: Для чего нужна вода?
Сразу даже не ответить.
Знают взрослые и дети -
Для всего нужна вода.

По воде корабль идёт,
Лодка-лодочка плывёт,
Здесь в воде у рыбки дом,
Хорошо, прохладно в нём.

Будем в садик собираться –
Утром надо умываться,
Чистить зубы до еды.
Как тут будешь без воды!

А когда в бассейн придём,
Так приятно плавать в нём…
Если б воду не налили,
Так красиво мы б не плыли.

Мама стряпает обед,
Без воды - обеда нет:
Надо всё помыть, сварить…
Без воды - ну как тут быть!

Загорелся чей-то дом.
Испугались люди в нём.
Надо быстро всё тушить
И огонь водой залить.

Если есть вода на грядке,
Значит, будет всё в порядке:
Лук, морковка и чеснок
Всё созреет точно в срок.

На реке каток из льда.
Лёд - замёрзшая вода.
Иней - это тоже льдинки.
Из воды у нас снежинки.

Как приятно воду пить!
Как приятно воду лить!
Вот ведь как! Вот это да!
Для всего нужна вода!

С 17 Физминутка

К речке быстрой мы спустились,

(Ходьба на месте.)

Наклонились и умылись.

(Наклоны вперед.)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

(Хлопки в ладоши.)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

(Круговые движения руками.)

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

(Прыжки на месте.)

И отправились домой.

(Ходьба на месте.)

С18 Вот три состояния воды.  Лед - твёрдое состояние, жидкое состояние и пар  при закипании.

С19 А стихи о состояниях воды  нам прочитает …

Ребенок: Стала твердою вода.

Превратилась в лед она.

Да, в природе так бывает,

И водица замерзает.

Если нам нагреть водицу?

То водица испарится!

Так бывает! Облака,

это бывшая вода!

А как в небе охладится

Станет дождиком водица.

Если сильно замерзает,

Снегом с облаков слетает

С20 обратите внимание на то, как вода перемещается в природе. Называется это «круговорот»- вода испаряется с поверхности водоёмов под действием тепла Солнца, поднимается вверх в виде пара, собирается в облака и тучки, ветер перемещает их, пар охлаждается и превращается опять в капли воды, и проливается на землю дождём. Опять стекает через почву в водоёмы , и всё повторяется.

Всем нам нужна вода

Дети: Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!

С21.К сожалению, люди не всегда берегут воду. Бывает, что  большие предприятия загрязняют водоемы. В реки и моря попадают вредные химические вещества, отравляющие всё живое. Поэтому государство заботится о том, чтобы на заводах строили специальные очистительные сооружения.

С22. Из-за безответственного отношения к природе людей происходят страшные вещи - кучи мусора, целлофановых пакетов, бутылок плавают в водоёмах и губят природу.

С23 Может быть кто-то из вас станет большим ученым и придумает новый способ очистки воды. А что же сделать нам с вами прямо сейчас , чтобы сберечь воду?

(не бросать мусор, закрывать краны, экономить воду)

Да, верно. Всегда плотно закрывать кран, как закончишь пользоваться водой. И не лить воду напрасно!

Ребенок: Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!

А теперь мы превратимся в следопытов и найдём все места в нашей группе, где используется вода, отметим их при помощи капелек. Афлатун отправится с нами и посмотрит, где  в нашей группе  можно взять воду (напоминать,  как можно бережнее использовать воду)

В заключении я предлагаю вам, ребята, раскрасить картинки «Вода – это жизнь!" и подарить их Афлатуну на память о нашем занятии.