конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебное свойство воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

показаны как формировать представление детей о свойствах воды, опыты с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_svoystva_vody.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе

             «ВОЛШЕБНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ»

        

                                                                                                 

Цель:
- совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:
- формировать представление о свойствах  воды;
- развивать наблюдательность, сравнивать, анализировать и делать выводы;
- воспитывать уважительное отношение к воде как удивительному веществу.

 

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки»
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»

Материал для занятий

- вода, глобус, прозрачные стаканчики,  кубик, шарик, узкая и широкая баночки, молоко, соль, сахар, мука, лимонная кислота, соломинки, пробирки..

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Игра «Дружба начинается с улыбки»

       - Здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнёмся. Я желаю вам хорошего настроения на целый день.

          Разминка для глаз.

         Глазками поморгали.
Зажмурили. Открыли.
Посмотрели глазками вправо,
влево, на потолок, на пол.
Зажмурили. Открыли.

Загадка:

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Глобус)

- А что такое глобус?  (Глобус - это  модель Земли.)

        - А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

        - А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)
- А что вы знаете о воде? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода?
 (Дети объясняют, делают выводы)

           

Кому и зачем нужна вода?
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!

И поэтому всегда,
Всем везде нужна вода.

Подвижная игра «Перепрыгни лужи».

        - Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводит опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся  некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по четыре человека за один стол.)

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. «Какой формы вода?»

(На столе лежит кубик и шарик.)
- Какой формы эти предметы? (ответы детей). 
- А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

        

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который её наливают. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

        Опыт 2. « Какого цвета вода?»

(Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком.)

- В каком стакане видна ложка? (ответы)

 - Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей).

- А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

        

          Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода  прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

 Опыт 3. «Вода не имеет вкуса»

- А есть ли у воды вкус?  Как можно определить вкус воды? (Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.)

- Правильно, её можно попробовать на вкус. Давайте, попробуем воду на вкус через соломку.

- У воды есть вкус?  У воды нет вкуса.

 (Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимонную кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.) 

- Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет.

Опыт 4. «Вода – растворитель»

- А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). 

- А теперь давайте попробуем растворить в воде муку, растительное масло.

Физкультурная минутка

        - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

 - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

(Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку, песок.)

- Что же мы видим? (ответы детей). 

          -  Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

   Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

        

    Опыт 5. «Способность воды отражать предметы»

 - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

 - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

   - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

  Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна,

то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия.

- Ребята, давайте с вами назовем все свойства воды, с которыми мы познакомились.

        Волшебные  свойства воды

 конспект по опытно – экспериментальной деятельности в     подготовительной группе

                                                                       воспитатель Ю.Н.Ловцевич

                                            ноябрь 2017 год