Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Мы-друзья природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кривошеина Елена Александровна

Конспект занятия по экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_tablitse.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 46 «Светлячок»

 Организованная образовательная деятельность

в подготовительной группе

«Мы-друзья природы»

Подготовила воспитатель:

Кривошеина Елена Александровна

Г. Рубцовск 2018 г.

Образовательная область:

«Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие» (развитие диалогической формы речи),

«Социально-коммуникативно развитие» (развитие у детей интереса к окружающему);

Художественно-эстетическое развитие

Здоровьесберегающие технологии

Цель: Cистематизировать представления детей о многообразии природы. Обеспечить психологический комфорт.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить детей с понятием «этажи леса»;

-упорядочить знания детей о птицах, насекомых, животных, деревьях;

-закрепить правила поведения в природе;

-продолжать формировать представление о разновидностях лесов;

-закреплять представление детей о родном крае, о его растительном и животном мире.

Развивающие:

- расширять словарный запас детей, диалогическую речь;
- развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы используя вопросы, проблемно-игровые ситуации;
- закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи, развивая интерес к проблемам экологии;.
Воспитывающие:

-воспитывать любознательность, наблюдательность;

 -воспитывать бережное отношение к природе, стремление заботиться о ней;

-воспитывать чувство ответственности перед своей командой,
взаимовыручку, самостоятельность.

Форма работы - фронтальная, индивидуальная.
Тип занятия – закрепление.

Этапы занятия:
1. Организационный момент. Сюрпризный момент.
2. Мотивация - постановка цели и задачи перед детьми.
3. Основной - непосредственная работа с детьми.
4. Закрепляющий – выводы, награждение.
Используемые методы:
 словесные (метод бесед, дискуссий), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические (создание плаката «Этажи леса»), рефлексия (итоги, выводы, беседы по вопросам), контроль во время работы (устный, фронтальный, поощрение)  сюрпризный момент; худ. слово.

Оборудование: презентация, ноутбук, магнитные доски, природоохранительные знаки, эмблемы, фишки, дерево, кормушка, боченок,2 чёрных ящика, плакат «Этажи леса», заготовки животных, листочки, клей, птицы зимующие и перелётные, конверт.

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Осень», рассматривание плаката «Правила поведения в лесу»,  чтение произведений о природе, заучивание пословиц, стихов о лесе, рассматривание альбома «Природа Алтайского края», дидактическая игра «Кто где живёт» , «Чьи следы?».    

Словарь:

Активный: животные, птицы, растения, муравейники, гнёзда, деревья, кустарники.

Пассивный: березняк, ельник, дубрава, березовая роща, сосновый бор, смешанный лес.

                     

Ход организованной образовательной деятельности:

  1. Организационный момент, начало образовательной деятельности.
  2. Цель: Формирование у детей позитивной мотивации к познавательной деятельности, установление эмоционального контакта.

   Деятельность

         детей

                      Деятельность педагога

      Примечание

Дети встают вокруг воспитателя,

здороваются с гостями,

проходит ритуал приветствия, отвечают на вопросы

Дети представляют свою команду

Дети рассказываю о том, что нельзя делать в лесу

 

 Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!

 Сегодня к нам пришли гости.  Давайте поздороваемся с ними. «Здравствуйте, гости!»

Ребята, я предлагаю отправиться в путешествие   в форме викторины – «Мы - друзья природы». Играть мы будем командами. Оценивать нашу игру будут наши гости. За каждый правильный ответ команды будут получать фишки-кристаллики.

Играть будут 2 команды: «Солнышко» и «Радуга».

Девиз команды «Солнышко»

Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде!

Девиз команды «Радуга»

Семь цветов – одна семья! Друг без друга нам нельзя!

- Ну, вот и познакомились. А отправимся мы в лес.

 Хотите?

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

(Детям показываются карточки с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу")

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр. (Слайд 1)

Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.

-А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу?

Что такое лес?  (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)

Сосны до небес, (Слайд 2)
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
И. Никитин

 

Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща) (Слайд 3)

-А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес) (Слайд 4)

-Много дубов? (дубрава) (Слайд 5)

-А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель) (Слайд 6)

-Молодцы! Закройте глаза, откройте – мы с вами уже в лесу. (слайд 7)

Занятие начну с

ритуала «Приветствие» использование этого приёма позволит мне эмоционально настроить детей на появление гостей, вызвать радость от игровых действий.

Этот приём позволит мотивировать детей на выполнение совместных заданий и получение положительного результата.

Использую слайды

Подвожу итог, определения леса.

Читаю четверостишие

Использую слайды, чтобы дети запомнили разновидности лесов

                                   2. Основная часть образовательной деятельности.

                            Цель: обобщить и уточнить полученные знания детей

        Деятельность

            детей

                            Деятельность педагога

        Примечание

Дети слушают и отвечают на вопросы

Представитель от каждой команды на мольберте вставляет птиц.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом, под музыку.

Дети внимательно слушают загадки и отвечают, обосновывая свой ответ.

Стараются быстро дать правильный ответ

Дети должны назвать растение, ягоду или животное не произрастающее в нашем крае

Дети наклеивают животных и насекомых

1 задание. «Чьи следы?»

Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:1)   1)1к  Каждый пальчик – лепесток,

 На вершине – коготок ,

 А ладошка – кулачком.

След такой вам не знаком? (белка) (Слайд 8)

2)  2к Следы этого зверька

Перепутаны слегка:

 Впереди – от задних лап ,

 Позади – передние,

Первые – большие,

Меньшие – последние (цепочкой друг за другом).

Может двигаться по кругу .

По лесу бежит прыжками.

Догадались уже сами? (заяц)  (Слайд 9)

3)  1к Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны (медведь) (слайд 10)

 4)Зимой холодной, снежной, вьюжной,
Голодный, воет на Луну.
Зачем, скажите, зайцам нужно
Так классно прятаться в снегу? (волк) (слайд 11)

2 задание  А Дядюшка Ау из леса, приготовил для нас «Заморочки из бочки» (достаю вопросы из бочонка) (слайд 12)

1команда – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.(медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)

2 команда - Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)

1 команда – Назовите перелетных птиц.

2 команда – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.

1 команда – Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)

2 команда – Что птицам страшнее голод или холод? Почему?

1 команда – Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов?

2 команда – Приведите примеры живой и неживой природы.

 

(и ещё задание на мольберьте) представитель от каждой команды должен подойти к мольберту,

1 команда –на дерево поместит и назовёт перелетных птиц.

2 команда – на кормушку поместит и назовёт птиц, которые зимуют в нашем крае.

Дополнительные задания для команд «Чёрные ящики» (звучит музыка)

1 команда: -Какая птица воровала зёрна, а люди бегали за ней и кричали: (вора бей)

2 команда: - На ней белое оперение, похожее на сорочку  (сорока)

3. задание

Игра «Отгадай и назови» (ответ на слайде)

 1 к(Кто) забрался под листья (ёж) (слайд 13)

2 к(Кто) залез в берлогу. (медведь) (слайд 14)

1 к(Кто) юркнул в дупло.  (белка) (слайд 15)

2к(Кто) укрылся под кустом. (заяц) (слайд 16)

1 к(Кто) шмыгнул в логово. (волк) (слайд 17)

2 к(Кто) спряталась в нору (лиса) (слайд 18)

4.Физкультминутка «Звериная зарядка» (слайд 19)

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

 5 задание «Загадки- задачки» задание в конверте от Лесовичка: (слайд 20)

- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

- кто про себя может сказать такое: «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать?» (лиса)

- про кого говорят: «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, и не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать?» (еж)

 

6.А теперь небольшой блиц-опрос:

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

– Какое животное называют “кораблём пустыни”

– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

 - Какие звери летают? – летучие мыши.

- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)

- Почему листву нельзя сжигать? (Ухудшают условия существования деревьев и кустарников. Листва – это дом для насекомых. Ущерб здоровью жителей.)

- Что такое загрязнение? (Это вредные вещества, которые накапливаются в воздухе)

- Что происходит с лесами на нашей планете? (Исчезают.)

7. конкурс. Ребята у Мудрой Совы ещё вопросы к нам. (слайд 21)

-Ребята, а мы с вами в каком крае живём?(Алтайском). И у нас в Алтайском крае много лесов, где живут животные и птицы, растут деревья и растения, расскажите ей кто же здесь лишний

Игра «Четвёртый лишний»

1 к-Какое дерево не растет в нашем крае? (пальма) (слайд 22)

2 к-Какое животное лишнее? (Лев) (слайд 23)

1 к-Ягода, которая не растёт в Алтайском крае? (морошка) (слайд 24)

2к-Лишняя птица? (павлин) (слайд 25)

- О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.

8 конкурс последний

1 команда – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?

2 команда – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям.

1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.

(После ответа воспитатель выставляет картину леса)

- Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница.

(слайд 26)

 В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.

- Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире - свои жильцы.

- Давайте заселим наш лесной дом. (дети наклеивают животных)

-Вот какая картина получилась.

-Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны растения, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки.

-Сегодня все вы были умницами и умниками, и победила (слово жюри) сегодня дружба.

Переключаю внимание детей на другой объект.

При помощи загадок дети угадывают следы животных

Переключаю внимание детей на другое задание.

Использую сюрпризный момент на слайде. Этот приём позволит мотивировать детей на выполнение  заданий и получение положительного результата. Способствовать развитию умения анализировать,  рассуждать.

Выношу «чёрные ящики» в сопровождении с музыкой, чтобы заинтересовать детей.

Отгадка сопровождается слайдом.

Для снятия утомляемости, дети совместно со взрослым выполняют движения

(слайд 4)

«Задания на сообразительность». Сюрпризный момент , конверт от Лесовичка

Периодически хвалю детей за правильные ответы

 

За правильный ответ кладу фишки

Вопрос от Мудрой Совы на слайде

 

Показываю плакат

Показываю гостям,что получилось

Предоставляю слово жюри


3.        Заключительная часть образовательной деятельности.

Цель: Подведение итогов.

Ответы детей

- Ребята, какое мы совершили путешествие?

-Что вам больше всего запомнилось?

-Что узнали нового?

-Какие задания вам понравилось выполнять?

-Кто из ребят был самым активным?

-Кому было интересно возьмите красный листок и поместите его на доску.

-Кому не очень интересно-жёлтый.

-А кому было трудно-зелёный.

-Спасибо за работу!
- Я за ваши знания хочу всех ребят похвалить и вручить всем призы, которые будут напоминать о нашей встрече.

Дети  выбирают листок.

Дети получают сюрприз и постепенно возвращаются к своим играм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с миром природы на тему: «Белая береза»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с миром природы на тему: «Белая береза»...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «В гостях у Феи Природы»

Цель:Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.Воспитывать в детях...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (в рамках тематической недели «Наши верные друзья» (Домашние животные и птицы))

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (в рамках тематической недели "Наши верные друзья"Тема: "Коровка Буренка"Цель: создание социальной си...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Ромашка» на тему: «Осенняя красота в жизни, природе и искусстве»

Интегрированное занятие (аппликация и формирование целостной картины мира) на тему «Осенний лес»Задачи:учить детей создавать образы разных деревьев и составлять из них композицию «Ос...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «В гостях у Феи Природы»

Цель:Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.Воспитывать в детях...