Конспект НОД «Волшебная водица» . Познавательное развитие. Старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кубанова Ирина Александровна

                                        

Цель: развивать интерес детей к исследовательской деятельности

Задачи:

Расширять знания детей о значении воды в жизни человека (вода- источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека).

 Развивать у детей внимание, память, мышление, связную речь, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать у детей интерес к экспериментированию, аккуратность в работе, умение работать сообща.

 

Предварительная работа: проведение мини-беседы «Если б не было воды»,

рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку.

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без… (воды) 

 

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Мама тучка»

 

Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя).

Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают).

 Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки к большой реке, путешествуют.

Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).

 

Воспитатель: Где встречается капелька воды? Отгадайте загадки.

 

Чуть дрожит на ветерке                       Бегу я как по лесенке,                                           

Лента на просторе.                               По камушкам звеня,

Узкий кончик – в роднике                   Издалека по песенке

А широкий в море.    (Река)                 Узнаете меня.     (Ручеек)

 

Не море, не земля,                                 Кругом вода

Кораблям плавать нельзя.                    А с питьём беда.

Все обходят это место.                         Кто знает,

Здесь земля как будто тесто,                Где это бывает.  (Море)                                                                                   

Здесь осока, кочки, мхи…                                                          

Нет опоры для ноги.   (Болото)                                                      

 

Воспитатель: А еще где?

( В луже, в пруду, в озере ….)

В группу заходит девочка в голубом плаще.

 

Воспитатель: А кто это к нам сегодня пришел? Ты кто?

 

Девочка: Я капелька

 

Воспитатель: Как зовут тебя?

 

Девочка: Меня зовут Капитошка.

 

Воспитатель: А зачем ты к нам пришла?

 

Девочка: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

 

Воспитатель: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе, и какую пользу приносят.

 

 Дети идут по группе и делают остановки.

 

1 - уголок природы - возле растений.  Цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода. (Приклеивают капельку)

 

2-мойка в подсобном помещении  Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (Приклеивают капельку)

 

3 –игровой уголок.

 

Воспитатель: А здесь где вода нужна? Зачем?

( Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду). (Приклеивают капельку)

 

4-туалетная комната.  Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования.  (Приклеивают капельку)

 

5 – У стола, где стоит кувшин с водой. (Приклеивают капельку)

Воспитатель: Ну вот, Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными.

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Ребенок: Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда! 

 

Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории.

 

Исследование «Волшебная водица»

 

 Опыт 1. Вода не имеет формы и принимает форму готового сосуда, в которой она налита. Показать это детям, налив в сосуды разной формы. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи. Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.

 Опыт 2. Вода не имеет вкуса. Спросить перед опытом: «Какого вкуса вода?». После этого дать попробовать кипяченую воду. Затем положить в один стакан немного соли, в другой сахар, хорошо размешать и дать попробовать детям. Задать вопрос: »Какой вкус приобрела теперь вода?» Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

 Опыт 3. Вода не имеет запаха. «Ребята, а чем пахнет вода?». После ответов детей  предлагаю им понюхать воду. Затем капаю в воду раствор валерианы.

 

Опыт 4. Вода не имеет цвета. В воде растворяем краски. Вывод: вода растворитель.                                                                                                                                                         

 

Воспитатель: Итог исследования – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

-не имеет формы

-не имеет вкуса

-нет запаха

- растворитель.

Молодцы! Хорошо  работали. А сейчас отдохнём.

 

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

 

Надо, надо нам помыться!

Где тут чистая водица?

Кран откроем:- ш-ш-ш!

Руки моем: -с-с-с!

Щечки, шейку мы потрем

И водичкой обольем!

 

Воспитатель: Ребята, я  предлагаю вам провести эксперимент самостоятельно. Проходите за свои столы. (На столах у детей лежат вязаные перчатки и кубики льда, 1/2 листа бумаги и карандаш).

Опыт 5. Лед это тоже вода.  Наденьте на руки перчатки и возьмите лед в руки. Как вы думаете, лед долго будет таить? (Ответы детей). А теперь снимите перчатки и возьмите лед в руки. Сейчас мы узнаем кто же прав! (Дети: Быстрее тает в голых руках).

Воспитатель: Ребята, а почему так происходит? (Ответы детей) .

Правильно, лед соприкасается с теплом рук и тает быстрее, а перчатки разъединяют тепло рук и холод льда, поэтому он тает медленно.

Воспитатель: Во что превратился лед, когда растаял?  Кто мне может объяснить, как мы получили лед? Правильно , я  налила в форму воду и поставила в холодильник. При низкой температуре вода замерзла и превратилась в твердый лед.

Воспитатель:  Давайте попробуем изобразить схему, нашего последнего эксперимента. Дети работают самостоятельно.  

 

Воспитатель выставляет свой образец на доску.

Воспитатель: Молодцы! Исследование прошло успешно! Поздравляем всех! (дети выполняют ритуал поздравления: похлопали друг другу, поклонились и пожали соседям руки)

Капитошка:

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без меня вам не прожить!

Вы меня в пруду найдёте,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница – вода!

Воспитатель: Молодцы ребята! Видишь, Капитошка , дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капитошка:

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без меня вам не прожить!

Вы меня в пруду найдёте,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница – вода!

 

Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №93 комбинированного вида»

Г.Электроугли, ул.Комсомольская д.5а

 

Конспект НОД

«Волшебная водица»

                  Познавательное развитие.

Старшая  группа.

Подготовила  воспитатель  

Кубанова И.А.        

                                         

Цель: развивать интерес детей к исследовательской деятельности

Задачи:

Расширять знания детей о значении воды в жизни человека (вода- источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека).

 Развивать у детей внимание, память, мышление, связную речь, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать у детей интерес к экспериментированию, аккуратность в работе, умение работать сообща.

Предварительная работа: проведение мини-беседы «Если б не было воды»,

рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку.

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без… (воды) 

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.

 

Игра «Мама тучка»

Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). 

Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают).

 Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки к большой реке, путешествуют.

Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках). 

Воспитатель: Где встречается капелька воды? Отгадайте загадки.

Чуть дрожит на ветерке                       Бегу я как по лесенке,                                            

Лента на просторе.                               По камушкам звеня,

Узкий кончик – в роднике                   Издалека по песенке

А широкий в море.    (Река)                 Узнаете меня.     (Ручеек)

Не море, не земля,                                 Кругом вода

Кораблям плавать нельзя.                    А с питьём беда.

Все обходят это место.                         Кто знает,

Здесь земля как будто тесто,                Где это бывает.  (Море)                                                                                    

Здесь осока, кочки, мхи…                                                          

Нет опоры для ноги.   (Болото)                                                      

 

Воспитатель: А еще где?

( В луже, в пруду, в озере ….)

В группу заходит девочка в голубом плаще.

Воспитатель: А кто это к нам сегодня пришел? Ты кто?

Девочка: Я капелька

Воспитатель: Как зовут тебя?

Девочка: Меня зовут Капитошка.

Воспитатель: А зачем ты к нам пришла?

Девочка: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

Воспитатель: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе, и какую пользу приносят.

 Дети идут по группе и делают остановки.

1 - уголок природы - возле растений.  Цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода. (Приклеивают капельку)

2-мойка в подсобном помещении  Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (Приклеивают капельку)

3 –игровой уголок.

Воспитатель: А здесь где вода нужна? Зачем?

( Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду). (Приклеивают капельку)

4-туалетная комната.  Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования.  (Приклеивают капельку)

5 – У стола, где стоит кувшин с водой. (Приклеивают капельку)

Воспитатель: Ну вот, Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными.

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Ребенок: Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда! 

Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории.

Исследование «Волшебная водица»

 Опыт 1. Вода не имеет формы и принимает форму готового сосуда, в которой она налита. Показать это детям, налив в сосуды разной формы. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи. Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.

 Опыт 2. Вода не имеет вкуса. Спросить перед опытом: «Какого вкуса вода?». После этого дать попробовать кипяченую воду. Затем положить в один стакан немного соли, в другой сахар, хорошо размешать и дать попробовать детям. Задать вопрос: »Какой вкус приобрела теперь вода?» Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили. 

 Опыт 3. Вода не имеет запаха. «Ребята, а чем пахнет вода?». После ответов детей  предлагаю им понюхать воду. Затем капаю в воду раствор валерианы.

 

Опыт 4. Вода не имеет цвета. В воде растворяем краски. Вывод: вода растворитель.                                                                                                                                                        

Воспитатель: Итог исследования – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

-не имеет формы

-не имеет вкуса

-нет запаха

- растворитель.

Молодцы! Хорошо  работали. А сейчас отдохнём.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Надо, надо нам помыться!

Где тут чистая водица?

Кран откроем:- ш-ш-ш!

Руки моем: -с-с-с!

Щечки, шейку мы потрем

И водичкой обольем!

Воспитатель: Ребята, я  предлагаю вам провести эксперимент самостоятельно. Проходите за свои столы. (На столах у детей лежат вязаные перчатки и кубики льда, 1/2 листа бумаги и карандаш).

Опыт 5. Лед это тоже вода.  Наденьте на руки перчатки и возьмите лед в руки. Как вы думаете, лед долго будет таить? (Ответы детей). А теперь снимите перчатки и возьмите лед в руки. Сейчас мы узнаем кто же прав! (Дети: Быстрее тает в голых руках).

Воспитатель: Ребята, а почему так происходит? (Ответы детей) .

Правильно, лед соприкасается с теплом рук и тает быстрее, а перчатки разъединяют тепло рук и холод льда, поэтому он тает медленно.

Воспитатель: Во что превратился лед, когда растаял?  Кто мне может объяснить, как мы получили лед? Правильно , я  налила в форму воду и поставила в холодильник. При низкой температуре вода замерзла и превратилась в твердый лед.

Воспитатель:  Давайте попробуем изобразить схему, нашего последнего эксперимента. Дети работают самостоятельно.  

Воспитатель выставляет свой образец на доску.

Воспитатель: Молодцы! Исследование прошло успешно! Поздравляем всех! (дети выполняют ритуал поздравления: похлопали друг другу, поклонились и пожали соседям руки)

Капитошка:

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без меня вам не прожить!

Вы меня в пруду найдёте,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница – вода!

Воспитатель: Молодцы ребята! Видишь, Капитошка , дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капитошка: 

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без меня вам не прожить!

Вы меня в пруду найдёте,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница – вода!

Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» по теме: «Волшебное путешествие в лес»

Цель:   Развитие познавательных  интересов  у детей.Задачи:  1. Обобщить  знания детей о животных (звери, птицы, рыбы). Закрепить умение ...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ФЭМП (математическое развитие) в старшей группе ДОУ «Волшебное путешествие»

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.Задачи:Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Ср...

Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательное развитие Тема: «Вода - водица»

Программное содержание. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;Познакомить со свойствами воды;Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;Воспитывать бережн...

Конспект занятия "Волшебная водица"

Занятие направлено на расширение знаний детей о свойствах воды. О.О. "Познавательное развитие". Для детей старшей группы....

Конспект занятия «Волшебная водица» направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3-4 лет .

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательнойдеятельности детей 3-4 лет и будет полезна в использовании в работевоспитателей работающих с детьми 3 – 4 лет....