Конспект открытого занятия по окружающему миру "Экскурсия в лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ершова Ольга Владимировна

Продолжать знакомить детей с лесом, профессиями, связанными с лесом; лесными обитателями. Воспитывать бережное отношение к лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eeskursiya_v_les.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГБОУ «Центр инклюзивного образования «Южный»

Конспект открытого занятия по окружающему миру

 

Тема: «Экскурсия в лес»

Подготовила воспитатель

старшей группы № 5

Ершова О.В.

Москва 2014 г.

Цель: продолжить знакомить детей с лесом; с профессиями, связанными с лесом; лесными обитателями.

Образовательные задачи: способствовать углублению и обогащению представлений детей о лесе: в лесу растут разные растения (деревья, кусты, травы) и живут разные животные (звери, птицы, насекомые); установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания;

Развивающие задачи: развивать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу; воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к лесу.

Материалы: бумажные листья осенних красок, рисунки деревьев, ядовитых и полезных грибов (или макеты грибов), репродукции картины или фотографии леса, грамзапись пения птиц.

Ход занятия

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, воспитывать интерес и доброе отношение к лесу.

     Воспитатель собирает детей около себя. Дети, загадаю я вам загадку, а вы отгадайте, чему будет посвящено наше занятие.

Встал стеною до небес

Перед нами чудо … (лес).

 Звучит грамзапись пения птиц.

- Ребята, чьи это голоса? Где их можно услышать? (Ответы детей.) Воспитатель делает вид, что кто-то стучится в дверь, незаметно одевает куклу Незнайку (персонаж кукольного театра) на руку и подходит к доске.

- Дети, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он решил нарисовать лес. И хочет, чтобы мы ему помогли, а потом все вместе отправились бы на экскурсию в лес.

- Поможем Незнайке?

Воспитатель дает Незнайке в руки мел, и тот рисует лес.

- А что же такое лес? Дети, посмотрите, какой красивый получился лес. Кажется, вот-вот подует ветерок, и затрепещут осинки, закачаются лапы елей и ветви берез.

- Как называется участок леса, где растут ели? (Ельник)

- А там, где дубы? (Дубрава)

- А где растут одни березки? (Березовая роща)

2. Игровая деятельность: затруднение и осмысление.

Игра «Помоги Незнайке дорисовать картину».

Дидактические задачи: сформировать представление о вертикальном строении леса.

Воспитатель снова подходит к доске и аккуратно стирает листья и ветки с картины Незнайки. И когда Незнайка взглянул на картину, то увидел вместо зеленых елочек и берез только одни сухие стволы. Незнайка удивился.

- Почему засох мой лес? Дети, давайте подскажем Незнайке, почему засох его лес. Что он забыл нарисовать? (Дети вместе с воспитателем рассматривают фотографию или репродукцию картины с изображением леса). Дети перечисляют, что необходимо нарисовать в незнайкином лесу. Незнайка дорисовывает все необходимое для леса, чтобы он жил.

 - Вот видите, дети, теперь не только мы, но и Незнайка знает, что многоэтажным бывает не только дом, но и лес. На нижних этажах – трава, грибы, ягоды. Затем идут кустарники. Следующий этаж – деревья поменьше, и самый верхний – высокие дубы и сосны.

3. Включение нового знания с систему знаний и повторение.

Дидактическая игра «Узнай дерево по листу»

Дидактические задачи: тренировать умение находить деревья по характерным внешним признакам листьев.

Воспитатель подбрасывает вверх листья деревьев, раскрашенные в осенние цвета.

Листья разноцветные

На ветру кружатся,

И на землю падают,

И ковром ложатся.

Дети ловят листья.

- Посмотрите на листья. На каких деревьях растут эти листья? А какие листья бывают по форме? На что похожи листочки каштана? Клена? Березы? Осины?

Какие красивые листья: желтые, красные, оранжевые. А почему они такие? Какие были летом? Какие весной? Что с ними будет, когда зима придет? (Ответы детей)

Физкультминутка.

- А знаете, мне кажется, что Аня очень похожа на березку, Егор на дуб, а Ксюша стройная как осинка молоденькая. Давайте представим, что мы деревья. (Дети изображают то дерево, листочек которого у них в руках.)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише –

Деревцо все выше, выше.

- А я буду ветром. Подул ветерок… (дети изображают качающиеся деревья. Тише или сильнее, в зависимости от силы ветра. В конце игры листья опадают, и ветер собирает их в кучу).

Дидактическая игра «Грибная грамота»

Дидактические задачи: сформировать представление о полезных и ядовитых грибах.

     А сейчас мы возьмем корзинки и пойдем в лес за грибами. Грибы селятся на опушках, в старой хвое и листьях. Каждый гриб дружит со своим деревом. Дети находят грибы (макеты или картинки), разложенные в разных местах в группе, и при этом называют, какой это гриб и рядом с каким деревом растет. Воспитатель показывает картинки с ядовитыми грибами. Запомните, не каждый грибок кладут в кузовок! Эти грибы собирать нельзя. Они ядовиты!

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Дидактические задачи: закрепить знания об обитателях леса и их жилищах, умение правильно называть детенышей разных зверей.

     Лес – большой дом. Кто в нем живет? Назови обитателей леса и их жилища. Дети встают в круг с мячом. Один ребенок называет лесного зверя и передает мяч другому ребенку, который должен назвать его жилище и т.д. (Например: у медведя – берлога, у волка – логово и т.д.) А, как назвать детенышей разных зверей? (Например: у зайчихи – зайчата, у лисицы - ?... и т. д.)

Беседа «Лесные профессии»

Дидактические задачи: познакомить детей с лесными профессиями, учить бережному отношению к лесу.

     Ребята, а теперь давайте познакомим Незнайку с лесными профессиями.

Дети по картинкам, которые они рисовали дома по заданию воспитателя, рассказывают Незнайке о лесных профессиях – это рабочие, лесорубы, трактористы, крановщики, водители, лесники. Видишь, Незнайка, как много людей работает в лесу. Но самый главный – лесничий. Он руководит посадкой нового леса, назначает участки для рубки, оберегает лес от насекомых-вредителей, пожаров и людей, которые без разрешения рубят деревья и стреляют зверей. Лес разбит на участки. За каждый отвечает лесник.

     Ребята, а вы знаете, зачем нужно беречь лес? Какую пользу лес приносит человеку? Какой вред приносит вырубка лесов? Почему исчезают многие лесные обитатели? (Выслушиваются все ответы детей.) Воспитатель рассказывает детям о «Красной книге». Приводит примеры редких лесных животных. (Зубр и другие.)

Пословицы о лесе.

     А в завершении нашей прогулки по лесу давайте познакомимся с пословицами о лесе.

Растение – земли украшение.

Рощи да леса – всему свету краса.

По лесу ходи – под ноги гляди.

Лес не школа, а всему учит.

Лес и вода – брат и сестра.

Ну а вот это правило леса вы должны обязательно знать и соблюдать:

Много леса не руби,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

 Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает:

- Что вам понравилось? Что нового узнали? Что было интересного в сегодняшней встрече с лесом. Говорит, что Незнайка очень благодарен детям за помощь, хвалит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по окружающему миру старшая-подготовительная группа"23 февраля"

Программное содержание: уточнять и обобщать знания детей о Российской армии, воспитывать патриотические чувства, уважение к солдатам и офицерам; приучать чтить память павших бойцов.  Матер...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Дикие и домашние животные» в форме КВН.

Познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких и домашних животных, их пользе для человека и природы. Закрепить и обобщить знания детей о диких  и домашних животных, их приспособлен...

Конспект открытого занятия по окружающему миру «Путешествие в деревню»

В ходе занятия малыши учатся  узнавать овощи и фрукты в натуральном виде и на картинке, за счёт этого в активный словарь детей входят  понятия «овощи», «фрукты»...

конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей логопедической группе \'\'Герб Рязани\'\'

Цели:закреплять знания детей об истории родного города; Об истории быта; Развивать память,мышление,речь...

ГБОУ СОШ № 657 Дошкольное отделение № 2 Конспект открытого занятия по окружающему миру в средней группе № 4 На тему: « Будни и праздники »

Цель: продолжать знакомить детей с традиционными праздниками.Задачи: -  показать отличие праздничных дней от будней; закрепить знания о традиционных праздниках.- воспитывать уважительное, заботли...

Конспект открытого занятия по окружающему миру на тему: «И помнит мир спасённый…».

Цель:  Формировать уважительное отношение к героям Великой Отечественной Войны, к прошлому нашей Родины.Задачи: Формировать знания об исторических фактах и явлениях.Образовательные:Формировать зн...

Конспект открытого занятия по окружающему миру на тему "Космическое путешествие"

Конспект открытого занятия по окружающему миру на тему «Космическое путешествие»Возрастная группа: вторая младшая группа «Боровички»Педагог: Ланщикова Софья Андреевна, воспитательТема: «Космическое пу...