НОД "Юные исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Салихова Светлана Викторовна

Цель мероприятия:  способствовать развитию у детей речевой  активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.     На занятии использованы   приемы мнемотехники, которые обеспечивают успешное запоминание  и воспроизведение информации  об особенностях объектов природы, окружающем мире. Данное событие является одним из мероприятий проекта «Жемчужина Сибири» по ознакомлению детей с достопримечательностью родного края -  озером  Байкал, его растительным и животным миром.                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_issledovateli.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР детский сад «Алёнушка»

                       Организованная образовательная деятельность  

«Юные исследователи»

Старшая группа

                                                        Воспитатель:

                                                                                                    Салихова С.В.

п. Селенгинск

2016 г.

                                   «Юные исследователи»

Цель:  способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

Задачи:                                                                                                                                    - Познакомить детей с эндемиком озера Байкал – голомянкой, ее внешним видом, образом жизни.                                                                                                        - Систематизировать и закрепить знания об эндемиках Байкала – нерпе и байкальском омуле.                                                                                                               - Расширять и обогащать словарный запас детей: «эндемики», «уникальный», «продухи»; «голомянка».                                                                                                 - Развивать связную речь, память, внимание, воображение, используя метод мнемотехники.                                                                                                                       - Развивать интерес к познанию природы,  исследовательские умения: наблюдение, проведение эксперимента, анализ, обобщение.                                                  - Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего сибирского края.

Предварительная работа:                                                                                      Беседы о Байкале и его обитателях, чтение легенд и сказок из цикла «Байкальские сказки», заучивание стихотворений о Байкале,  разучивание танцевальной композиции  «О, Байкал!»,  рисование на байкальских камнях на тему «Природа нашего края»,  коллективная лепка «Ушканьи острова» (нерпа),  сюжетно-ролевая игра «Путешествие на Байкал»,  проведение развлечения «Приключения красавицы Ангары», создание уголка «Жемчужина Сибири».

Материал:                                                                                                            Квадратная академическая шапочка на каждого ребенка, мультимедиа  об обитателях Байкала, мнемотаблицы для  составления рассказа детьми; для экспериментирования: пластиковый стакан  с водой, розетка с мелкими предметами (ракушки, камушки, пуговицы и др.) , шарик из свиного жира, зубочистка, зубочистка с жиром,  влажная салфетка и бумажная салфетка на каждого ребенка; эмблемы «Юный исследователь» на каждого ребенка.

                                                Ход занятия                                                                              Воспитатель приглашает  детей  пройти к стульчикам, на которых лежат квадратные академические шапочки.                                                                                              – Ребята, как вы думаете, люди какой профессии носят такие головные уборы?          

– Такие головные уборы называются академические шапочки и носят их ученые.                                                                                                                                - Ребята, скажите, кто такие ученые-исследователи?                                                     - Правильно.  Это очень умные люди, они много знают. Ученые наблюдают, размышляют, исследуют, испытывают,  при помощи различных опытов узнают что-то новое об окружающем нас мире. Сегодня я  предлагаю вам стать  учеными-исследователями. Я буду руководить нашей исследовательской работой, а вы будете под моим руководством осваивать профессию ученого-исследователя. (Воспитатель предлагает детям надеть академические шапочки.)  Итак, уважаемые коллеги, сейчас нам надо решить, что мы будем исследовать?  (Предложения детей)                                                                                              Загадка о Байкале:                                                                                                             Древен род его в природе,                                                                                                          Кличут озером в народе,                                                                                                                                              Волны моря плещут в нем,                                                                                                                                                        Как его мы назовем?  ….

1 слайд (Байкал)                                                                                                                    - Ребята, вы знаете, что мы живем на территории уникальных мест и обладаем мировым сокровищем – озером Байкал.  (Словарная работа: «уникальный»  -  редкий, необычный.)                                                                                              - Чем же уникален наш Байкал?                                                                                           2 слайд (знак «Внимание!»):                                                                                                                         Озеро Байкал – одно из самых древних озер в мире. Возможно, именно поэтому в нем обитает много уникальных растений и животных, которых называют эндемиками. Эндемики Байкала – обитатели, которые живут только в озере Байкал. (Словарная работа)  Давайте договоримся, что этот знак будет означать, что речь об обитателе, который является эндемиком Байкала.                                                                                                                                    3  слайд:                                                                                                                          - Сейчас я хочу вам рассказать о необычной байкальской рыбке, которую называют байкальским чудом.                                                                                                       Бледно-розова, нежна,                                                                                                           Студеная  вода нужна.                                                                                                                                                              Что за рыбка-невеличка -                                                                                                                        Меньше вашей рукавички?                                                                                                  А на солнце рыбка тает,                                                                                                             Рыбьим жиром истекает.                                                                                                        Что за рыба-иностранка?                                                                                                            Рыбка эта – голомянка.     (Словарная работа)

4 слайд:

- Голомянка – байкальская рыбка, которая всегда держится на большой глубине.  Солнечные лучи для голомянки очень опасны, так как тело голомянки состоит  наполовину из жира,  поэтому она  предпочитает плавать в прохладной глубине Байкала.   Голомянка так жирна, что если ее в жаркий день положить на лист бумаги, то через некоторое время от эндемика останется маленький скелет, а вокруг будет жирное пятно.

5 слайд:

 У голомянок нет плавательного пузыря, поэтому если бы голомянка не была такой жирной, то лежала бы на дне как байкальские бычки. Имея жир, который легче воды, голомянка прекрасно плавает.

6 слайд:

- Байкал – это единственное озеро на Земле, где обитает голомянка. Поэтому она является …..        (эндемиком Байкала - закрепление)

 Выглядит голомянка необычно – полупрозрачное тело без чешуи. Люди ее называют «стеклянная рыбка».

                                                                                                       

7 слайд:

- Огромные нежные грудные плавники совершенно прозрачны, точно сотканы из паутины. Расправив широченные плавники, голомянка словно парит на парашюте в толще вод Байкала вверх-вниз.  Плавает голомянка,  головой вверх, открыв огромный  рот в ожидании проплывающего корма.  

8 слайд:

- Голомянка  -  единственная рыбка в Байкале, которая  не мечет икру, а производит на свет живых мальков – уже готовеньких крохотных рыбок-личинок.

9 слайд:

- Голомянка питается подплывающими к ней  рачками и собственными мальками.

10 слайд:

- Однако без голомянки в Байкале  не могли бы существовать нерпа и омуль, так как голомянка – это их основная пища.    

                                                                                                                                                        11 слайд (мнемотаблица «Расскажи о голомянке)  …

- Мы узнали о самом необычном обитателе Байкала – голомянке. Однако, вы знаете, что очень многие  обитатели озера являются эндемиками. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать,  о каком эндемике идет речь?

Загадка про нерпу:

В снежном логове родятся,                                                                                                   Простудиться не боятся.                                                                                                                            Подрастут, начнут нырять,                                                                                                                                                      Шубки белые менять.                                                                                                                             Что за зверь такой с усами?                                                                                                                   Ну, подумайте-ка сами!       …                                                                                                           12 слайд (нерпа)

                                                                                                                                                 13 слайд (мнемотаблица «Расскажи о нерпе»)  

14 слайд (Охрана Байкала – беседа):                                                                                        - Тот, кто хоть раз побывал на Байкале, запомнит его навсегда. Он дарит людям радость общения с прекрасной сибирской природой.  Хорошо подышать его чистым воздухом, испить вкусной студеной водицы. Это уникальное творение природы, наша гордость и сокровище России. Как вы думаете, почему и от кого надо охранять озеро и его обитателей? …. Какие меры необходимо предпринимать, чтобы Байкал был чистым? Давайте будем беречь голубую жемчужину с названием Байкал.

Физминутка:                                                                                                              Рыбки плавают, ныряют в Байкальской чистенькой воде,                                                                      То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.                                                                               А мы к озеру спустились, наклонились и умылись.                                                                                                                 Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились! 

- Ну, а сейчас, уважаемые коллеги, мы пройдем  в  лабораторию, чтобы с помощью экспериментов подтвердить наши предположения о том, что жир в жизни голомянки играет огромную  роль.                                                                         Дети проходят за столы с материалом для экспериментирования.                                                                                               – Мы узнали, что у голомянки нет плавательного пузыря, и все же она плавает.  А  помогает ей держаться в воде …….?   жир, из которого  состоит тело голомянки. Сейчас при помощи эксперимента, мы убедимся, так ли это на самом деле?  

Эксперимент 1                                                                                                                Воспитатель предлагает опустить в стакан с водой поочередно: ракушку, пуговицу, бусину. Наблюдение, вывод:  все предметы тонут. Затем воспитатель предлагает опустить в стакан с водой шарик из жира. Наблюдение, вывод: жир не тонет, значит,  он на самом деле помогает голомянке держаться в воде и плавать.

Воспитатель предлагает вспомнить  детям, почему голомянка  плавает в глубинах Байкала, и предположить, что с ней может произойти, если во время шторма ее выбросит на берег.                                                                                                                

Эксперимент 2                                                                                                                            Воспитатель предлагает разогреть ладони рук:                                                                                         - Давайте представим, что наши ладони – это нагретые солнцем байкальские камушки, а эта зубочистка с жиром – «голомянка».  Сейчас мы  положим  на одну ладонь бумажную салфетку, на салфетку – зубочистку с жиром и сожмем  ладонь  в кулак. Пока согревается «голомянка», дети предполагают, что произойдет с салфеткой и  с «голомянкой».                                                                                – Итак, раскрываем ладонь.                                                                                                                    Наблюдение, вывод: на салфетке осталось жирное пятно и зубочистка – косточки  «голомянки».  Так как жир в тепле тает, а голомянка наполовину состоит из жира, то тепло для нее опасно.                                                                 Итог:                                                                                                                                                 - Мы сегодня очень хорошо поработали и отлично справились с ролью ученых. Мне хотелось бы знать, что больше всего вам понравилось и запомнилось.

- Я считаю, что с сегодняшнего  вы достойны носить звание «Юные исследователи».     Вручение эмблем   «Юный исследователь».    

                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...