познавательно-исследовательская деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Швырёва Нина Николаевна

Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий в рамках введения ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЗНАКОМСТВО С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ».

Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий в рамках введения ФГОС ДО.

Програмные задачи:

-познакомить детей со свойствами песка и глины, их добычей и использованием;

ваться полных, четких и правильных ответов детей;

-прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Ход занятия:

1 часть.

Дети, давайте вспомним, как мы ходили на экскурсию в рощу и что там видели?

Мы отправились гулять и попали в чудо!

И хотим Вам рассказать, что мы помнить будем.

Заросли густые – из высоких трав,

Гуляют в них кузнечики и каждый из них прав.

Когда гуляя важно ушами шевеля –

Красуется на солнышке. Смотрите на меня!

Жизнь протекает сложная на каждом стебельке.

И самое надёжное, Вы не мешайте ей.

Пусть бабочки летают, кузнечики звенят,

Жучки пусть не боятся пришедших к ней ребят!

В природе все святое и всё надо беречь.

Любую травку малую, люби, но не калечь.

Теперь мы узнаем, что нужно, чтобы сохранить всё живое вокруг нас. Мы все стараемся любить и беречь природу, но нам еще много нужно узнать обо всем.

И вот сегодня мы поговорим о таких природных богатствах, как песок и глина. От куда они взялись и для чего они нужны. Сегодня мы узнаем все секреты песка и глины.

Перед каждым из вас лежит лупа, коробочки с песком и глиной, стоят стаканы с водой.

1.Посмотрите на песок и глину, как вы думаете, как они появились в природе?

(песок и глина образуется, когда разрушаются горы и камни под воздействием солнца, воды и ветра. Камни рассыпаются на мелкие частицы и появляется песок и глина).

2.Возьмите песок и глину и рассмотрите их, определите какого цвета песок и глина (песок -серый, глина -коричневая).

3.Рассмотрите песок и глину под лупой. Из чего состоит песок?

(из мелких крупинок, частичек). А как вы думаете, песчинки между собой скреплены? (нет). Поэтому песок можно пересыпать с одного места на другое.

4.Возьмите глину. Рассмотрите её под лупой. Из чего она состоит?

(из мелких частичек похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой). Поэтому глину очень сложно пересыпать.

5.Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах? (нет)

6.Слегка намочите и помните глину. Какое свойство глины вы обнаружили?

(она мнется).

2.ОПЫТ.

А сейчас мы выясним, как песок и глина пропускают воду.

1.На дно воронок положите по небольшому кусочку ваты, чтобы песок и глина не просыпались. В одну воронку насыпьте песок, а в другую – глину.

Налейте воду. Что вы заметили?

(через песок вода проходит очень быстро, а через глину медленно).

А почему так происходит, как вы думаете?

(песок рыхлый, песчинки находятся отдельно друг от друга вот вода и протекает очень быстро. А глина плотная, поэтому воду пропускает медленно).

Дети, подумайте и скажите, почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых скапливается много воды)- ответы детей.

3. Как вы думаете, для чего нужны песок и глина?

(без песка и глины невозможно построить дом, завод и т.д.).

Песок нужен для строительства дорог – его добавляют в цемент. Песок используют для изготовления стекла. Песок нужен в аквариуме рыбкам и птицам зимой.

Для того чтобы растения хорошо росли в землю добавляют песок и земля становится рыхлой, вода хорошо проходит до корней растений.

Из глины делают кирпичи, красивую посуду, игрушки.

Выставка дымковской игрушки.

Теперь мы знаем всё о песке и глине.

Итог:

Рассуждали малыши о песке и глине-

Ну зачем они нужны, грязные такие?

А ребята старшие вопросов не боятся-

Надо знания иметь, а потом смеяться.

Знаем, что из глины делают надёжные-

Для большущей стройки кирпичи всевозможные.

А ещё из глины делают свистульки, игрушки интересные.

И песок не просто для игры, как тесто-

Делают стёкла из него чудесные!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....