Главные вкладки

    Конспект занятия по экологии
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Мамайкина Юлия Федоровна

    Программное содержание:  Формировать представления детей о жизни насекомых весной;

    закрепить знания детей о весенних изменениях в живой  природе;

    о характерных признаках живой природы;

    способствовать формированию основ экологического самосознания, понимания ответственности человека за сохранение живой природы;

     развивать познавательную активность детей;

     воспитывать уважительное отношение ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от симпатии и антипатии;

    продолжать формировать основы системного мышления, логического анализа  окружающей действительности.

     

    Оборудование: схема «чудесница лестница», картинки времен года, картинки поведения в природе, подборка картинок к игре «Любимые и нелюбимые насекомые», изображения насекомых и различный фон.

     

    Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, художественное слово, методы и приемы ТРИЗ (схемы — алгоритмы)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologiyaicrosoft_word_-_kopiya.docx20.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитатель Мамайкина Ю.Ф.

    Программное содержание:  Формировать представления детей о жизни насекомых весной;

    закрепить знания детей о весенних изменениях в живой  природе;

    о характерных признаках живой природы;

    способствовать формированию основ экологического самосознания, понимания ответственности человека за сохранение живой природы; 

     развивать познавательную активность детей;

     воспитывать уважительное отношение ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от симпатии и антипатии;

    продолжать формировать основы системного мышления, логического анализа  окружающей действительности.

    Оборудование: схема «чудесница лестница», картинки времен года, картинки поведения в природе, подборка картинок к игре «Любимые и нелюбимые насекомые», изображения насекомых и различный фон.

    Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, художественное слово, методы и приемы ТРИЗ (схемы — алгоритмы)

    Ход занятия:

    Психогимнастика

    «Представьте себе, что у каждого из вас в руках волшебная чаша. По нашему желанию она сама может наполниться чем угодно. И сейчас мы наполним ее волшебной водой. А эта вода в свою очередь наполнит, нас волшебной силой. Даст нам положительный настрой бодрости, энергии, творчества на весь день. Сделайте глоток этой необычной освежающей воды. Чувствуете, как она растекается по вашему телу. Пейте медленно, ощущая каждую капельку воды. Сделайте еще несколько глотков воды, она дошла до каждой клеточки вашего тела. Теперь можете поставить чашу. Волшебная сила воды поможет нам сегодня во всех наших делах».

    Я хочу вам прочитать стихотворение, пожалуйста, внимательно послушайте:

    На дворе звенит капель,

    По полям бегут ручьи,

    На дорогах лужи.

    Скоро выйдут муравьи

    После зимней стужи.

    Пробирается медведь

    Сквозь лесной валежник,

    Стали птицы песни петь,

    И расцвёл подснежник.                                      

    О каком же времени года говорится в стихотворении? (о весне)

    -Какие слова вам подсказали это? (ответы детей)

    Назовите весенние месяцы по порядку (ответы).

     Сможем ли мы сейчас в данное время изменить ход событий, и переместиться в другое время года? Например: в осенний промежуток времени (да, нет) Почему?

    Вывод: В природе все закономерно, осень приходит после лета, а весна не может быть раньше зимы.

    -Ребята, покажите, пожалуйста, как вели себя маленькие человечки, которые жили в сосульке, когда она была еще очень твердой, холодной (дети показывают), а когда растаяла и превратилась в лужицу (дети показывают). Солнышко пригрело, и лужица стала испаряться, что же тогда делали эти необыкновенные жители (дети показывают).

    -И так, наступило чудесное время года - весна. Что же происходит в живой природе весной? (ответы)

    Да, ребята, весной природа оживает - просыпаются деревья, возобновляется сокодвижение, возвращаются в родные пинаты пернатые, появляются насекомые…

    Давайте же с помощью  «Кругов Эйлера» определим, что же относится к живой природе.

    (птицы, растения, насекомые, животные) - воспитатель называет различные особи, дети выкладывают кружочки).

    Индивидуально спрашиваю, как называются насекомые, которые выложили дети.

    -Молодцы, вы хорошо знаете, что же относится к живой природе.

    -Скажите мне, почему же и животные, и птицы, и насекомые, и деревья относятся к объектам живой природы? (ответы)

    -Давайте сделаем пальчиковую гимнастику: Мы пошли на луг гулять      («Ходьба» пальчиками по столу.)

    Стал кузнечик стрекотать:    (Удары по столу указательным и)

    «Ц-ц-ц-ц-ц-ц»                       (средним пальчиком.)

    Приглашаю детей в круг: игра с мячом «Ассоциация»

    (весна - капель, проталина, почки, подснежник, сосулька, тюльпаны, тропинка, листики и т.д.

    -А сейчас я вам загадаю загадку»

    Он зеленый, попрыгучий,

    Совершенно неколючий,

    На лугу весь день стрекочет,

    Удивить нас песней хочет (кузнечик)

    -Почему, вы, решили, что это кузнечик?

    А теперь вы придумайте загадку про кузнечика.

     Дети при помощи символов загадывают загадки: (зеленый, но не лягушка, прыгает, но не заяц, стрекочет, но не сверчок, стрекочет, но не сорока, маленький, но не муравей, скачет, но не лошадь)

    Что же вы знаете о кузнечике? Расскажите! (имеет слуховое отверстие на передних лапках, звук передает, играя передними лапками о задние и т. д.)

    Как же кузнечик спасается от врагов? У кузнечиков есть костюмчики-невидимки. Что это за костюмчики? (окраска)

    -От чего зависит окраска кузнечика? (от среды обитания)

    Одни кузнечики прячутся в сухой траве: стебельки травы, земля — серовато — бурая и кузнечики такие же. А если кузнечик живет среди зелени, то он, конечно, какого цвета? (зеленого). Есть даже желтые кузнечики.

    Игра «Спрячь насекомое»

    Задание: Спрячьте насекомое на том фоне, на котором считаете нужным, и объясните почему?

    Вывод: Легче спрятать на том фоне, где цвет (окраска) насекомого соответствует выбранному фону.

    Работа со схемой — алгоритмом

    «Чудесная лестница»

    1. Знак вопроса.

    о ком мы будем говорить?

    2. Квадратики

    Где мы можем увидеть кузнечика?

    3. Сектор круга, отдельная часть

    Назвать части тела кузнечика

    4. Сравнение в целом и частичном

    Если захотели нарисовать кузнечика, то какие геометрические формы можно выбрать.

    5. Определение цвета

    Какой цвет мы выберем для изображения кузнечика? Почему?

    6. Соотношение по размеру

    В одном домике живет волшебник Уменьшения, а в другом Волшебник Увеличения. Что произойдет с кузнечиком, если Волшебник Уменьшения уменьшит его, а Волшебник Увеличения увеличит. Что хорошего? Что плохого?

    7. Рука

    Какая польза от кузнечиков? (питание для птиц, рыб, лягушек и т. д.)

    Вред? (уничтожает посевы)

    8. Продвижение по времени

    Кем был? — яйцом

    Кем стал? — маленьким кузнечиком

    Кем будет? — взрослой особью

    9. Крестик

    Решение проблемной задачи

    Что произойдет, если вдруг исчезнет веселый кузнечик, и все — все насекомые (бабочки, пчелки, жучки) с нашей планеты? (варианты ответов)

    (Исчезнут цветы, погибнут рыбы, птицы и т. д.)

    10. Буква Я (эмпатия)

    А сейчас представьте себя кузнечиками.

     Ответьте на вопросы:

    о чем думаешь сидя на зеленом листке?

    о чем мечтаешь тихим летним вечером?

    с кем хотелось подружиться?

    что ты чувствуешь, когда чья-то рука хочет тебя поймать?

    Обобщающий рассказ о кузнечике одним ребенком, остальные помогают.

    Минутка для отдыха

    «Кузнечики!

    Поднимайте плечики,

    Прыгайте кузнечики.

    Прыг-скок, прыг-скок, сели.

    Травушку покушали,

    Тишину послушали,

    Выше, выше, высоко,

    Прыгай на носках легко.

    Дидактическая игра «Любимые и нелюбимые насекомые»

    На нашей планете есть много различных насекомых. Одни насекомые нравятся людям, других почему — то не любят. Вам необходимо разместить насекомых вокруг кругов (красный — нравится, черный — не нравится), и объяснить, почему вам это насекомое нравится, а другое нет.

    Карточки: муха, комар, бабочка, жуки, пчелка, осы, муравьи, пауки

    Конечно, муху не любят за то, что она садится на пищу, разносит болезни, надоедливая, кусается. Мы часто расцениваем мух, комаров, как вредных насекомых, забывая при этом, что в природе сложилась непрерывная цепочка питания, равновесия. Оказывается и мухи, и комары приносят огромную пользу, они служат кормом для птиц, лягушек, стрекоз, пауков. В то же время божья коровка поедает тлю, клещей. Все, наверное, помнят, песню «Про кузнечика», в которой говорится о том, как лягушка съела кузнечика.

    Какой же вывод нужно сделать? В природе не существует не вредного и ненужного. Каждый выполняет свою важную совершенно определенную роль. Да, какая удивительная наша планета Земля! Здесь все связаны между собой как звенья в одной цепочке. Если порвешь одно звено, то рассыплется вся цепь.

    Предлагает вспомнить правила поведения в природе

    2 — команды (допустимые и недопустимые) (дети подбирают карточки)

    -Молодцы, ребята, вы хорошо знаете правила поведения в природе, и, я, надеюсь, что никогда не будете их нарушать.

    Читаю стихотворение:

    Никого не обижай

    Ни пчелу, ни мушку,

    Ни улитку, ни жучка — темненькое брюшко,

    Ни кузнечика,

    В траве, скачущего ловко.

    Ни блестящую в листве —

    Божию коровку.

    Ни синицу, ни дрозда,

    Ни крота слепого...

    Ни за что,  и никогда

    Не обижай живого!

    А сейчас я вас приглашаю пройти к компьютеру и поиграть в интересную игру.

    ИГРА «Что лишнее?» (варианты ответов различные)

    Рефлексия (дети оценивают свою работу)

    Я предлагаю вам оценить свою работу на нашем занятии.

    Улыбку рисует тот, кто считает, что хорошо потрудился и доволен своей работой.

    Кто считает, что мог бы работать лучше, нарисует прямой ротик.

    Кто не справился, кому было трудно отвечать на вопросы, нарисует грустное личико.

    Даже, если у кого- то что-то и не получилось, все равно вы все молодцы, потому что старались, были внимательны, смекалисты, и в другой раз обязательно все получится. Спасибо, ребята.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

    На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

    Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

    Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

    Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

    Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

    Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

    Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....