Большая и малая Родина
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

попова марина васильевна воспитатель

Воспитание в детях любви и уважения к родному краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Большая и малая Родина» 

Цель: Знакомство с историей родного города и поселка. Зарисовка любимого уголка.

Задачи:

  • Расширить представление детей о Родине малой через поэзию, музыку и художественное искусство.
  • Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Челябинска, п. Новосинеглазовский.
  • Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины- малой и большой.
  • Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами.
  • Воспитывать  чувство патриотизма.

Материал: репродукции с изображением пейзажей, изображение герба и флага России, фото «Достопримечательности нашего города и поселка», цветные карандаши. Музыкальные произведения: Музыка В. Баснера на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?»; стихотворения:  М. Пляцковского «Родина»; презентация

Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! ( Дети стоят около воспитателя.)

Встаньте дети, встаньте в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг, другу улыбнёмся.

Воспитатель: Мы часто  раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? …

Но сначала вспомним уже знакомое слово. А поможет нам игра «Подбери словечко». Послушайте внимательно и вспомните секрет слов «родная, родной». Нужно придумать к этим словам подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

(Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край).

Воспитатель: Молодцы! (Дети сели за столы).

          А теперь скажите «Родная сторона» - как вы думаете, что это?

Дети: «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.

Воспитатель: Такое место по-другому еще называют - «Родина».

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум  ветвей,

И в саду смородина – это тоже Родина.

(М. Пляцковский)

Воспитатель: Родина – это значит родная, как мать и отец. Родина у каждого  человека одна.

Как называется наша огромная страна, в которой мы живем?

Дети: наша Родина – Россия.

Воспитатель: А как называется главный город в нашей стране?

Дети: Москва.

Воспитатель: Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб нашей страны.(фото№1)

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он – России дух свободный.

Воспитатель: Герб России – золотой двуглавый орел, могучий и гордый. На его груди – Георгий Победоносец. Он, сидя на коне, пронзает серебряным  копьем ужасного дракона. Герб напоминает нам об историческом прошлом нашей Родины. Орел – символ солнца и небесной силы, а герб России символизирует - победа добра над злом, красоту и справедливость

Воспитатель: Назовите  президента нашей страны.

Дети: В.В. Путин.(фото№2)

Воспитатель: А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. (фото№3) Все это наша большая Родина. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.

Воспитатель: У каждого из нас есть малая Родина. Как называется город, в котором, мы все с вами живем?

Дети: Челябинск.

Мы живем, Мы растем

В нашем городе родном.

Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живет! Пусть растет!

Город наш огромный!

Воспитатель: Наш город и есть наша «Малая Родина». А кто знает, какие памятные места есть в нашем городе?

Дети:

Просмотр фото: «Достопримечательности нашего города».

Воспитатель: Послушаем стихотворение: «С чего начинается Родина?».  

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

Воспитатель: А как вы считаете поселок, улица, дом, в котором вы живёте это Родина?

Дети: да.

Воспитатель: Мне очень интересно узнать какие они, те улицы, на которых вы живете?

Дети: (Описание улиц, название).

Просмотр фото «Достопримечательности нашего поселка»).

Динамическая пауза:

Дома бывают разные:

 Высокие и низкие,

 Зеленые и красные

 Далекие и близкие.

 Панельные, кирпичные

 Вроде бы обычные.

(Чтение сопровождается действиями детей)

Воспитатель: Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу: ваш родной дом, детскую площадку, парк…

 Вспомните правила работы: графитовым и  цветными карандашами,  правильном закрашивании, расположении рисунка.

Дети рисуют самостоятельно, воспитатель проводит индивидуальную работу.

В конце мероприятия проводится выставка детских работ.

Воспитатель: Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город.

Берегите Россию – нет России другой. 
Берегите ее тишину и покой, 
Это небо и солнце, 
Это хлеб на столе, 
И родное оконце 
В позабытом селе… 
Берегите Россию – 
Без нее нам не жить. 
Берегите ее, 
Чтобы вечно ей быть!
  (Е. Синицин)



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Россия — наша Родина»

Цель: развивать у воспитанников чувство патриотизма и любви к Родине.

Программное содержание:

Задачи:

образовательные - расширить и углубить знания детей о России; способствовать формированию уважительного отношения к государственным символам; закреплять названия народных промыслов; закреплять представление детей о малой Родине;

развивающие - развивать интерес к своей стране, к национальной культуре; развивать умение согласовывать движения со словами, сохраняя хороводный ритм, развивать музыкальный слух;

воспитательные - воспитывать любовь к Родине; толерантность по отношению к людям разных национальностей.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, изобразительная, музыкальная.

Атрибуты: макет книги, карта мира, изображения герба и флага России, дидактическая игра «Народные промыслы», карта мира на каждого ребенка, лупа, гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки на каждого ребенка, дидактическая игра «Животные России».

Предварительная работа:

с детьми: беседы о родном городе, о государственной символике, стране, рассматривание изображений родной природы, животных; чтение стихотворений о родном городе, стране; знакомство с пословицами и поговорками о Родине; прослушивание записей песен о Родине, гимна; разучивание хоровода «Во поле березка стояла»; рассматривание иллюстраций декоративно-прикладного искусства.

воспитателей: подобрать музыкальное сопровождение, наглядный материал, демонстрационный материал, провести предварительную работу с детьми.

Дети входят в зал, и им предлагается сесть на стульчики.

Воспитатель:  Здравствуйте мальчики и девочки! Сегодня мы не просто так собрались здесь, мы поговорим о нашей Родине.На нашей планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?

Дети:  Россия.

Воспитатель:   Правильно, у нашей страны удивительно красивое имя Россия. А какая она наша Россия?

Дети: Любимая, красивая, огромная.

Воспитатель:  Да, правильно, Россия - наша Родина. Дети, а вы можете объяснить, что такое Родина?

Дети: Родина – это где мы родились, живем. Это наш дом.

Воспитатель:  А как вы думаете, как можно выразить любовь к Родине, через что ее выражают люди?

Дети: Через песни, картины, стихи.

Воспитатель:  А может кто-то знает стихотворение о Родине? (ребенок читает стих).

- Еще о нашей стране можно сказать, как об огромной книге, с бесчисленным количеством страниц, которую можно бесконечно познавать и любоваться ею. И я вам сегодня принесла такую книгу. Выносится макет книги с несколькими страницами.

- Ой, а в нашей книге пустые страницы, все куда-то исчезло, только остались какие-то еле видные линии, знаки, что же делать? (ответы, предложения детей). Предлагаю вместе заполнить страницы нашей книги о Родине.

Раздается стук. Входит русская девица в русском народном костюме.

Девица: Здравствуйте мальчики и девочки! Я – русская девица. Я слышала, что вы хотите составить книгу о нашей Родине России. И мне захотелось с вами поучаствовать в этом и может даже помочь вам. С давних времен нашу страну называли Матушкой Русью. У русского народа есть много пословиц и поговорок о Родине. Может кто-то знает их?

Дети: «Родина – всем матерям мать», «У народа один дом – Родина», «Одна у человека мать, одна у него и Родина» и т. д.

Девица: А как вы думаете, чему могут научить нас пословицы и поговорки о Родине?

Дети: Они учат нас любить Родину, защищать от врагов.

Воспитатель:  Ребята, мы с вами знаем, что наша страна большая. А как вы думаете, на чем можно изобразить территорию нашей страны?

Дети: На карте, глобусе.

Открывается первая страница книги и на ней изображена карта мира зеленого цвета, где Россия не выделена. Ведущая показывает детям карту мира.

Воспитатель:  А хотели бы вы увидеть нашу страну на карте мира, поближе рассмотреть ее? Дети проходят за столы, и каждому ребенку раздается карта мира.

- Как вы думаете, а что нужно, чтобы можно было лучше рассмотреть карту.

Дети: Лупа.

Воспитатель:  Правильно, предлагаю исследовать карту через лупу.

Дети рассматривают карту.

Воспитатель:  Что вы видите? Может кто-то уже нашел нашу страну?

Дети отвечают, как они определили, где наша страна – кто-то прочитал название на карте – Россия, кто-то увидел флаг России на карте.

Воспитатель:  Вот как много места занимает территория России. И на карте она отмечена розовым цветом. Проведите пальчиком по границе нашей страны, посмотрите, какая она большая.

Далее воспитатель показывает шаблон территории России, совпадающий с картой в книге.

Девица: Посмотрите, а на карте, которая на первой странице нашей книги, территория России не отмечена, а что же нам делать, как вы думаете?

Дети:  Приложить шаблон к карте и обвести территорию России.

Воспитатель:  Итак, на первой странице мы отметили территорию нашей страны. А теперь переворачиваем страницы дальше.

Девица: Ой, а что за непонятные линии, знаки на странице?

(на странице нарисованы контуры флага и герба России). А вы догадались что это?

Дети:  Похоже на флаг и герб.

Девица: Как вы думаете, как это можно отнести к нашей книге о Родине?

Дети:  Это символы государства нашей страны.

Воспитатель:  Правильно. У каждой страны есть свои государственные символы. К ним относятся гимн, флаг и герб. Вспомним, какие цвета на флаге нашей страны.

Дети:  Белый, синий, красный.

Девица: Наша страница совсем бесцветная и блеклая, как вы думаете, как можно сделать ее интересней?

Дети:  Раскрасить ее.

Далее детям предлагается раскрасить каждому флаг России, а одному из детей раскрасить в книге.

Воспитатель:  Еще на нашей странице вы узнали герб. Герб – это эмблема государства. Где его можно увидеть или вы его уже видели?

Дети:  На монетах, печатях, на паспорте и т. д.

Воспитатель:  Правильно. Он изображается на всех печатях, денежных знаках: бумажных и металлических. На паспортах и документах.

(Один из детей наклеивает на страницу герб России).

Девица: А кто знает, что такое гимн?

Дети:  Гимн – это торжественная, главная песня страны.

Девица: Правильно. Гимн слушают стоя (дети слушают отрывок из гимна России). А как на нашей странице мы можем изобразить музыку?

Дети:  В виде ноток.

На странице рисуется скрипичный ключ с нотками.

Девица: Посмотрите, теперь наша страница стала красочной и интересной. А теперь переворачиваем следующую страницу.

На странице нарисовано дерево береза, но ствол не до конца раскрашен и рисунок леса без животных.

- Посмотрите, о чем нам может рассказать эта страница?

Дети: О лесе, природе.

Воспитатель:  Правильно. Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы?

Дети: Тополь, липа, осина, ель, береза.

Девица: А вы знаете, что белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, она прекрасно в любое время года. Березка в России самое красивое и самое любимое дерево. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни. Предлагаю нам вместе спеть хоровод.

Хоровод «Во поле березка стояла».

- А я вижу, что лес на нашей странице совершенно пустой. Такое может быть?

Дети:  Нет, там живут животные, птицы.

Воспитатель:  Предлагаю вам поиграть в игру «Рассели животных». Дети из предложенных животных выбирают только тех, кто живет в России.

Итак, на этой странице мы изобразили богатство нашей страны – лес и животных. А мы переходим на следующую страницу.

(На странице в центре черно-белая грустная матрешка, которая прикрывает цветную матрешку за ней, а вокруг разные виды росписи, прикрытые белыми бумажками, сквозь которые видны фрагменты росписи) .

Девица:  Что за непонятные узоры, сохранились только местами и матрешка грустная, бесцветная? А вы уже догадались, о чем эта страница?

Предположения детей.

- Наша матрешка совсем грустная. Что мы можем сделать, чтобы развеселить ее?

Дети:  Раскрасить ее, поиграть с ней и т. п.

 Воспитатель: Молодцы, хорошо нарядили. Посмотрите, а наша матрешка повеселела.

Воспитатель:  А кто может сказать, какие национальности проживают кроме русских ещё  в нашей стране?

Дети: Дагестанцы,чеченцы,буряты,удмурты,цыгане,марийцы.

Девица:  Правильно, и еще народы разных национальностей живут в нашей стране. Все они живут дружно и имеют равные права. А как вы думаете, как мы можем объединить все национальности на нашей странице?

Ответы детей.

Далее дети расклеивают изображения пар мужчины и женщины разных национальностей вокруг территории России.

- А мы с вами перелистываем на следующую страницу.

А она совершенно пустая.

Девица: Как вы думаете, а мы и вы можем быть в этой книге? Почему?

Дети: Да. Потому что мы живем в России и др. варианты ответов.

Девица: Правильно, мы с вами тоже являемся частичками это огромной страны, под названием Россия.

- А как мы можем себя занести в книгу.

Дети: Нарисовать, сфотографироваться и наклеить.

Девица: Предлагаю перенести нашу книгу в группу и будем ее постоянно пополнять.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Путешествие по родной стране - России»

Цель: Развитие чувства патриотизма у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Расширить представление детей о Родине. Познакомить с обозначением герба, флага Росии.

- Учить отвечать на вопросы. Развивать навыки правильного грамматического строя речи и навыки речевого общения.

- Воспитывать интерес, любовь к Родине через стихи, беседу, рассматривание фотографий, иллюстраций.

Ход занятия:

Организационный момент

Звучит музыка. Дети заходят в группу, становятся в круг.

 - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и возьмите друг друга за руки. Поздороваемся. Мы вместе ходим в наш детский сад         «Улыбка». Мы дружные. Мы живем все в одном поселке. Как он называется? (Ново-Синеглазово).

Воспитатель: Мы все живем в одной стране. Как она называется?            (Россия).

А мы - россияне.  Мы знаем русский язык. Мы – русские.

Правильно. Молодцы. Присаживайтесь.

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

В. Степанов

Воспитатель: — А хотите, ребята, больше узнать о России? Тогда я предлагаю отправиться в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Основная часть

Станция географическая

Беседа о России.

Воспитатель демонстрирует слайд «Россия на политической карте мира».

Воспитатель: — Начинаем наше путешествие по России. Что вы видите на слайде?

Дети: — Это карта мира, на ней обозначена наша страна.

Воспитатель:

— На коврик похожа на разноцветный,

Или на фантик пестрый конфетный,

Или, быть может, на покрывало —

Красок на карте мы видим немало.

На ней все на свете сейчас мы найдем:

Вот город любимый, в котором живем.

Вот озеро, речка, а это — гора,

И Северный полюс нашли мы, ура!

Посмотрите ребята на экран.  Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает). Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и много других. Реки России большие и полноводные. Какие реки вы уже знаете? (ответы детей) Обь, Енисей, Лена, Волга. Ребята, самое глубокое озеро находится в России и называется Байкал. Населяют Россию люди разных национальностей. Всех их объединяет язык общения — русский. Наш поселок только маленький кусочек огромной страны, которая называется Россия.

Отправляемся дальше 

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи

Воспитатель: Мы отправляемся дальше.

Станция называется “Лесная”

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Нам в дождь и в зной,

Поможет друг

Зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук, 

И тысячи ладошек. (Дерево.)

Воспитатель: Правильно! Это дерево. 

– Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Береза, дуб и т.д.)

– Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы.)

– Еще в наших лесах живут птицы, животные. Каких животных вы знаете? (Медведь, лиса и т.д.)

– А каких птиц вы знаете? (Дятел, скворец и т.д.)

Отправляемся дальше 

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи

Воспитатель. Станция называется «Историческая». Посмотрите, ребята, кто нас здесь встречает.

Входят  Иван и Марья. (здороваются)

Марья. Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан. Рубаха — из белого полотна украшена вышивкой. Сарафан — красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный — тепло, праздник. Жёлтый — солнце, богатство. Голубой — небо, молодость. На голове женщины носили головной убор.. Кокошники носили замужние женщины, а девушки- венки, ленточки и повязки.

Иван. Основными частями мужского костюма были — косоворотка, порты, онучи, лапти. Косоворотка — она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»). Вниз костюма одевали брюки. — Как они назывались — порты. — На ноги наматывали онучи и обували лапти. Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски — широкие, украшены бисером, мехом; у бедных — узкий).

Марья. Руси было очень много мастеров, которые изготавливали различные изделия.

Иван. Стихотворение:

Славилась Россия чудо — мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Марья: некоторые изделия сохранились до наших времен. Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.) 

— Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.) — Следующая загадка.

Иван. Эта роспись — просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком. (Гжель.)

 Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота.

Марья. Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

Иван. Все игрушки — непростые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)

Какая красивая посуда была.

Марья: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия русских промыслов. Иван. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру «Золотые ворота». 

Иван и Марья уходят

Воспитатель: Мы отправляемся дальше.

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. - Следующая станция «Главная». Ребята, мы знаем, что наша родина - Россия.

Россия - наша родная страна. Но страна – это не только природа, города и сёла, в которых живут люди. Россия – это государство, со своими законами, традициями, правительством. В каждой стране много городов, но есть главный город – это столица.

- Как называется столица нашего государства?

(Ответы детей).

В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент.

Как зовут президента РФ?

- каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы.

- Что это за символы? (флаг, герб и гимн).

- У России тоже есть государственные символы, и сегодня мы поговорим о них.

Ведущий Государственный флаг – один из важнейших символов государства. Он имеет три цвета. Кто мне назовёт цвета российского флага? (Белый, синий, красный).

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Каждый цвет имеет определённый символ. Белый – означает мир, синий – небо, красный – героизм. Кто прочтёт стихотворение о российском флаге?

1 ребёнок Белый – облако большое,

Синий – небо голубое,

Красный – солнышка восход.

Новый день Россию ждёт.

Символ мира, чистоты –

Это флаг моей страны.

Ведущий Ребята, где можно увидеть российский флаг?

(ответы детей: на праздниках, олимпиадах, на кораблях, самолётах)

Ведущий Второй символ нашего государства – герб – отличительный знак, эмблема нашего государства. На нём изображён двуглавый орёл, на груди орла изображение всадника. это  святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Дракон – это символ зла. Герб России символизирует победу добра над злом.

А теперь послушаем стихотворение о гербе.

2ребёнок Герб страны – орёл двуглавый,

Гордо крылья распустил,

Держит скипетр и державу,

Он Россию сохранил.

3ребёнок На груди орла – щит красный,

Дорог всем: тебе и мне.

Скачет юноша прекрасный

На серебряном коне.

4 ребёнок Развевается плащ синий,

И копьё в руке блестит.

Побеждает всадник сильный,

Злой дракон у ног лежит.

5 ребёнок Подтверждает герб старинный

Независимость страны.

Для народов всей России

Наши символы важны.

Ведущий Ребята, а где можно увидеть герб России?

(ответы детей – на знамёнах, денежных знаках, наградах, значках, открытках, почтовых марках и т. д.) .

Ведущий: А сейчас мы поговорим о торжественной песне нашего государства – о гимне. Это очень торжественная песня, в которой отражается любовь к Родине – России. Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают. Давайте мы сейчас встанем и послушаем главную песню нашей Родины.

Слушаем гимн.

Физкультминутка.

Мы учили песенку

А в песенке слова ( дети маршируют)

Здравствуй наша Родина

Город наш Москва ( руки поднимаем вверх)

Что за площадь есть в Москве

Там где башня Спасская ( руки разводят в стороны)

Эту площадь знают все

Это площадь красная ( руки вперёд)

- Молодцы, ребята. Закончилось наше путешествие по нашей Родине.

- Сейчас я вам предлагаю пройти к столам, и каждый сделает свой флаг. На столе лежат цветные полоски, и мы приклеим их в нужном порядке на бумагу.

 Итог занятия:

Ребята,  понравилось вам наше путешествие? (ответы детей) Кому из вас, что запомнилось?

А сейчас я предлагаю зажечь салют знаний из звездочек, а будут они разные.

Выберите звездочку в соответствии со своим настроением и успехами :

- Если все прошло удачно (активно участвовали в работе, с заданиями справились успешно, доволен собой) – красная

- Если не все задания оказались легкими, было трудно, но вы справились, доволен собой – желтую

- Сегодня задания оказались трудными,  мне нужна помощь – синюю.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Путешествие по родному городу»

Цель: Развитие чувства патриотизма у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Расширить представление детей о родном городе, о природе родного края, его достопримечательностях. Познакомить с обозначением герба Челябинска.

- Учить отвечать на вопросы. Развивать навыки правильного грамматического строя речи и навыки речевого общения.

- Воспитывать интерес, любовь к родному краю через стихи, беседу, рассматривание фотографий, иллюстраций.

Работа над словарем:

- природа, достопримечательность, театр, вокзал,  площадь, памятники.

Материал к занятию:

телефонный аппарат; имитация автобуса; фотографии: театров, памятников, вокзала,  дидактическая игра «Назови профессию».

Совместная деятельность:

- экскурсии по городу;

- рассматривание фотографий  «Мой город»;

- рассматривание иллюстраций в рекламно-информационных альбомах;

- чтение стихотворений о городе.

- изобразительная деятельность «Любимый город», «Моя улица»;

Взаимодействие с семьей:

- экскурсии по улицам города, к памятникам, в театр.

- рассказы родителей о своем труде, где и кем работают, что делают и т. д;

- фотографирование детей на экскурсиях;

- составление рассказов «Мой любимый город», «Мой домашний адрес»;

- составление альбома «Мой город»

 Ход занятия

Разгадывание загадки. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие, но в какое, подскажет стихотворение - загадка.

Эти стихи написаны искренне, с любовью к родному городу, своей малой родине. А это, ребята, перед вами герб Челябинска (дети рассматривают герб, воспитатель рассказывает о том, что обозначают его символы).

Беседа воспитателя с детьми.

- Догадались, куда мы отправились в путешествие? (ответы детей: по нашему городу).

- Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие по городу? (ответы детей: на автобусе, на машине и т. д.)

- Что нужно сделать, чтобы за нами приехал автобус? (ответы детей: по телефону обратиться в туристическое бюро).

Диалог детей с диспетчером туристического бюро.

Воспитатель предлагает детям позвонить в туристическое бюро (диспетчер-воспитатель)

- Алло, диспетчер туристического бюро слушает.

- Здравствуйте, мы бы хотели заказать автобус для экскурсии по городу.

- Назовите, пожалуйста, адрес, куда автобус должен приехать?

- К детскому саду номер 12 «Улыбка»

- В каком районе находится ваш детский сад?

- В Советском.

- Спасибо, объяснили доступно. Ожидайте автобуса.

Проблемная ситуация:

Где взять автобус? Из чего сделать? (ответы детей: сделать автобус из стульев).

Игровая ситуация: «Построим автобус». Воспитатель предлагает детям сделать автобус из стульев.

Воспитатель объясняет детям, для того чтобы отправится в путешествие, необходимо составить маршрут, куда поедем. Дети совместно с воспитателем моделируют маршрутный лист.

Воспитатель: - Ребята, наш автобус подъехал. Предлагает занять места Дети «рассаживаются» в автобус.

Воспитатель:

Двери закрываются,

Автобус отправляется.

Мы в автобус всей гурьбой

Сели прокатится.

Наш автобус голубой

По дороге мчится.

Итак, отправляемся мы в путешествие от нашего родного детского сада «Улыбка».

Игра-путешествие по улицам города Челябинска.

Остановка (выставляется фотография  ЖД Вокзала).

Беседа с детьми.

Вопросы:

- Вы узнали, куда мы поехали? (ответы детей: нет)

Воспитатель предлагает детям подойти поближе и отгадать задание (дети узнают здание ЖД Вокзала ).

- Обратите внимание на здание, какое оно? (большое, привлекательное, огромное, величественное, высокое, красивое, и т. д.)

- Для чего построен Вокзал? – Беседа.

Экскурсия продолжается.

 - Следующая остановка – показ фотографии.

Эта площадь. (Проводится беседа о том, что находится на площади – магазины, музеи, административные здания, зимой – снежный городок)

- Следующая остановка «Спортивная». В нашем городе есть «Дворец спорта».

Физкультминутка «Мы спортсмены».  Повторяем дни недели.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

- Следующая остановка (показ фото) - памятник «Вечная слава героям»

-Кому посвящён этот памятник? Рассказы детей.

-Да, ребята, на праздник Победы здесь проходит митинг, вспоминают имена погибших во время войны, жители города приносят цветы.

 -В городе есть и другие памятники. Какие вы знаете, расскажите? (если затрудняются, воспитатель рассказывает и показывает фото: памятник В. И. Ленину, памятник – танк и др.)

- Ребята, а где вы ещё любите бывать в нашем городе? (Ответы детей.)

Наша экскурсия по городу закончена. Садимся в автобус и едем в детский сад.

Чтение стихотворения о городе.

 



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для старших дошкольников «Я знаю, я помню, я горжусь!»

Цель:

Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких.

Задачи:

Развивающие:

- Углублять и расширять знания детей о ВОВ;

- Помочь детям сохранить в памяти подвиг народа.

Образовательные:

-Формировать историческую память и преемственность поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников;

- Формировать у детей правильное отношение к войне;

-Продолжать формировать умение детей вести диалог между воспитателем и детьми на тему беседы.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них;

- Воспитывать личные качества: патриотизм, справедливость, благоразумие, доброту;

- Воспитывать на примерах мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла.

Методы и приемы:

- Словесные (чтение стихов, рассказ, беседа) ;

- Наглядные (показ слайдов, презентаций) ;

-Практические (пение песни, исполнение танца, поездка к памятнику ВОВ) ;

Предварительная работа:

Проведение бесед с детьми о Великой Отечественной войне.

Просмотр иллюстративных материалов, мультфильмов и презентаций.

Рассказы родителей детям о тех родственниках, которые воевали, просьба принести их фотографии и награды на занятие.

Организация совместной с родителями выставки детского рисунка.

Слушание песен военно-патриотической тематики, заучивание стихов о войне, о победе.

Подготовка песни и танца для исполнения на занятии.

Уборка могилы неизвестного солдата вместе с детьми.

Материал и оборудование для занятия:

детские рисунки на тему войны и победы, награды и фотографии из семейных архивов, баннер по теме занятия, макет вечного огня, атрибуты для украшения зала, аудиозаписи песен о войне, атрибуты для танца, Георгиевские ленточки и цветы на каждого ребенка.

Ход занятия.

На стене вывешены детские рисунки военной тематики.

Дети входят в зал и выстраиваются полукругом (звучит песня Вечный огонь)

Дети рассказывают стихи:

1-й реб. Шло детство, поспела клубника…

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей.

2-й реб. Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слёз удержать не могла.

3-й реб. И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик

И было нам, детям, непросто

Понять этой скорби язык.

Слова Левитана о начале войны.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Вот так неожиданно, в обычный летний день началась самая страшная, самая долгая и жестокая из всех войн - Великая Отечественная война.

Может кто-то помнит когда она началась? (ответы детей)

Кто напал на нашу родину? (ответы детей)

Зачем фашисты пришли к нам с войной? (ответы детей)

Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. И память о ветеранах навсегда останется в наших сердцах. В эти страшные дни войны, все мужчины ушли на фронт, защищать нашу огромную страну. Среди них были и ваши родственники: прадедушки, прабабушки. В нашей группе есть мальчик, который расскажет о своём прадедушке, воевавшим в ВОВ.

Рассказ ребёнка

Воспитатель: Молодец, спасибо тебе за твой рассказ.

К сожалению, не все солдаты вернулись домой с войны, они погибли, защищая свою родину, свои семьи. Давайте в память о героях той войны споём замечательную песню.

Песня «О той весне»

В годы войны тяжело приходилось не только бойцам, но и женщинам и детям. Женщины работали вместо мужчин на заводах, делали снаряды, танки, самолёты для солдат, садились за трактора и комбайны, выращивали хлеб. Шили одежду для бойцов, работали с утра до ночи. Бывало дети ждут, ждут свою маму, и засыпают не дождавшись её.

Стихотворение Мишка. Совместное чтение воспитателя и ребёнка

Беседа по содержанию стихотворения. (О чём девочка говорила с мишкой? Было ли девочке страшно? Почему? За что девочка хотела отомстить и кому? Какие чувства вы испытываете, слушая это стихотворение

Воспитатель: Сколько лет длилась война? Да, 4 трудных, голодных и холодных года пережил наш народ. И всё это время дети приближали Победу как могли.

Как же они это делали?

Вывод воспитателя: Война отняла у ребят детство, но не смогла отнять у них любовь к родине, дружбу и желание делать добро.

Воспитатель: Время очень быстро идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В этом году исполняется 70 лет со дня её окончания. Но война не стёрлась из людской памяти и забыть те дни нельзя.

Почему, ребята, нельзя забывать о горестных годах войны? (ответы детей). Да, вы правы, память о войне должна оставаться в сердце каждого из нас. Именно поэтому, поэты продолжают сочинять стихи на эту тему, писатели пишут свои произведения, художники рисуют картины, режиссеры снимают фильмы, композиторы пишут музыку, а хореографы ставят танцы. Танцем без слов мы можем показать то, что чувствуем сердцем.

Танец «Закаты алые».

 Воспитатель: Остались позади 4 года жестокой и страшной войны. Победа! Мы победили! Так ликовал наш народ, когда по радио сообщили об окончании войны. Скажите, когда закончилась война? (ответы детей) Как мы отмечаем День великой Победы? (ответы детей)

Я желаю всем вам жить в мире и дружбе, любить и уважать своих родных, друзей, окружающих. Старайтесь мирно преодолевать все препятствия, которые встречаются на пути! Помните, жить в мире, это значит жить счастливо

Ребята, эти ленточки – символ Победы. Я помогу каждому из вас прикрепить её к одежде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая и малая Родина

Расширить представление детей о Родине. Воспитывать чувство гордости к родному краю....

конспект комплексного занятия для детей старшего возраста "Большая и малая Родина"

Конспект комплекного занятия для детей старшего возраста "Большая и малая Родина"...

Конспект занятия в старшей группе "Большая и малая Родина"

Понятие Родина Россия и Родина наш край.Знакомство с достопримечательностями края......

Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию "Большая и малая - Родина"

Программное содержание:Расширять представление детей о Родине, его животном мире, о главных природных богатствах родного края.Развивать способности действовать по образцу и самостоятельно;Воспит...

Доклад на тему: "Явления общественной жизни. Большая и малая родина"

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением....

Сценарий конкурса чтецов "Моя большая и малая родина"

Сценарий разработан непосредственно о городе Шарыпово Красноярского края, но можно использовать его и для других городов, взяв за основу его содержание....