Интернет -конкурс "Использование семейной геральдики в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
статья по окружающему миру (старшая группа)

попова марина васильевна воспитатель

Воспитание в детях любви в своей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интернет-конкурс695.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2013-2014 учебный год)

Номинация конкурса:         Педагогические идеи и технологии:

                                Дошкольное образование.

Использование семейной геральдики в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Автор:                                        

Попова Марина Васильевна                

воспитатель                                 

высшая категория                        

Место выполнения работы:        

МБДОУ  д/с № 12                        

г. Челябинск, ул. Лермонтова, 19        

Опыт использования семейной геральдики в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Тема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста  всегда была актуальна для системы дошкольного воспитания. Актуальна она и в настоящее время. Проводя занятия по нравственно патриотическому воспитанию детей, я всегда обращалась к теме семьи.

Семья, как основной элемент государства, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит его формирование как гражданина своего государства. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. 

Это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Создавая семью, люди, стремящиеся скрепить свой брак не только печатью в паспорте и контрактом, но и укрепить, защитить свой союз романтикой традиций, все больше стали обращать свое внимание на исключительность и торжественность обрядов, на вековую мудрость наших предков. Ничто так не цементирует семейные узы, как фамильный герб - символ особой ответственности  за свое будущее. За будущее своих близких и детей, за будущее всего рода. Потому что, переходя  к  следующим поколениям, герб становиться родовым символом.

Родословие – неотъемлемая составляющая истории каждой семьи, каждого человека. К сожалению, чаще всего история семьи, происхождение рода и фамилии сокрыто в глубине веков, не сохранено в человеческой памяти. Знать свою родословную до «7-го колена» сейчас практически невозможно, но начать её создание вполне по силам даже дошкольникам. Раньше, на Руси практически у каждого фамильного рода был свой Герб. Герб передавался из поколения в поколение, был для человека символом семьи, дома, Родины.

Создание личных, семейных и фамильных гербов уже несколько лет не выходит из моды. Интерес к ним настолько велик, что ими вплотную заинтересовались на уровне многих государственных ведомств. Это породило тенденцию к отделению функций герба, как знака принадлежности к дворянству, к функции герба,  как личной или семейной эмблемы. В основе интереса россиян к личным гербам лежит чувство собственного гражданского достоинства. Сегодня герб уже не выполняет функцию определения имущественного статуса. Каждый индивид творит свою историю и продолжает свой род, который накапливает не только материальные, но и моральные, духовные ценности. С помощью личного герба люди хотят дать окружающим представление о том, какие у них корни, что они собой представляют, каково их историческое предназначение. На личных и семейных гербах отражается символически обработанная информация о качествах, достоинствах и достижениях одного человека или целого рода.

Целью своей работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей я определила формирование у дошкольников ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своим родным и близким. Разработка и составление семейного герба является одной из задач нравственно-патриотического воспитания детей, а также формой  объединения семьи.

Фамильный, семейный герб это символ семьи. Он показывает интересы, увлечения, желания членов семьи, рассказывает о прошлом, настоящем семьи, предсказывает будущее.

Составление собственного герба оказалось делом непростым, но очень увлекательным для большинства семей воспитанников группы. Участвуя в этом мероприятии, родители и дети  узнавали много нового не только о себе, но и о своих предках. А, узнав, стали еще больше любить и уважать историю своей семьи. В составлении семейного герба принимали участие все члены семьи. О каждом родственнике нужно было собрать информацию. Обязательным условием было участие детей в создании герба. Составляя герб, родители отдавали детям свою любовь. А дети чувствовали это и становились более уверенными в себе. Если дети были слишком малы, для того чтобы высказывать собственное мнение, родители сами придумывали художественный элемент, который их характеризовал.

В гербах нашли отражение особенности каждой семьи, труд родителей, дедушек, бабушек, семейные традиции. Многие семьи написали свой семейный девиз.

Ничто так не объединяет людей, как общее дело. Изготовление семейного герба увлекло и родителей, и детей. Фантазия родителей и детей оказалась безграничной: гербы были нарисованы, сделаны аппликативно, или выполнены на компьютере. Появились целые шедевры.

Было очень приятно наблюдать, как дети делились своими впечатлениями о проделанной работе. Они узнали много о своих семейных традициях, важных событиях, о прошлом семьи, многие с гордостью рассказывали о своих прадедушках и прабабушках.

Такая  работа  по составлению семейных гербов проводится мною уже с двумя поколениями детей, и каждый раз я радуюсь, видя счастливые лица детей и их родителей. Они всё ещё не верят в то, что у них получилось  чудо!

Ничто так не объединяет людей, как общее дело. Изготовление семейного герба увлекло и  родителей и детей.

А у меня  появилась новая коллекция семейных гербов        

И пусть эти работы не выстроены в основных принципах геральдики, но они отразили главные ценности современной молодой семьи – любовь друг к другу и детям, уважение к старшему поколению в семье и перспективы на будущее развитие семьи.

Хорошее настроение, любовь к своей семье, гордость за принадлежность к своему роду, развитие нравственных чувств – вот итог нашей совместной работы.

Ну а мы, воспитатели детского сада, узнали, насколько талантливы родители наших воспитанников. «Когда семья вместе, и сердце на месте» - говорят с древних времен.


Перспективный план нравственно-патриотического воспитания детей средней группы

№ п/п

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

"День рождения города" - беседа

Рассматривание, фото, иллюстраций с видами города

"Памятники нашего города" - рассказ

Оформление фотоальбома "Мой город"

Октябрь

История возникновения города - рассказ

"Как жили люди на Руси"-беседа

"От крепости к городу" - рассказ

Выставка рисунков "Мой город"

Ноябрь

"Богатырь Урал" - беседа

Чтение мифов и сказов об Урале

"Край мой уральский…" слушание народных песен

Дидактическая игра "Собери картинку"

Декабрь

"Моя семья" - рассказ

"Рисуем маму и папу"

"Новый год моей семьи" - составление рассказа

Оформление фотоальбома  "Моя семья"

Январь

"Праздники моей семьи" - составление рассказа

Экскурсия в зимний лес

"Я пеку, пеку, пеку всем родным по пирожку" - лепка из солёного теста

Сюжетно-ролевая игра "Семья"

Февраль

Родительское собрание "Генеалогическое древо моей семьи"

"Моя семья" - выпуск домашней газеты

"Наша армия" - рассказ

"Мой папа- самый лучший" - конкурс рисунков

Март

"Что в имени моем?" - рассказ о том, как образовывается отчество

"Подарок маме" поделка к празднику

«Ласковое слово в шкатулку» - дидактическая игра

Продолжаем составлять альбома "Я и моя семья"

Апрель

Знакомство с государственной символикой  (герб, флаг, гимн)

"Чей я внук?" беседа о родственных отношениях

"Рисуем дерево семьи" (совместно с родителями)

Дидактическая игра "Собери флаг"

Май

Символика моего города - рассказ

"Аллея славы" - экскурсия к памятнику.

Знакомство с гербами древних рыцарей

Современный герб России, родного города

Перспективный план нравственно-патриотического воспитания детей старшей группы

№ п/п

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

"Здравствуй, город мой, родной" - беседа к дню рождения города

Экскурсия в детский досуговый центр "Аквариум"

Составляем альбом "Край, в котором я живу"

Рисунки детей "Мой любимый город"

Октябрь

"Моя семья" - рассказ

Сюжетно-ролевая игра "Дом: бабушка заболела"

Игра с элементом ТРИЗ «Хорошо -плохо»

"Дом, в котором я живу" - рисунки детей

Ноябрь

"Семейные традиции" - рассказ

"Правила нашей семьи" - рассказы детей

Составление альбома "Папа, мама, я - дружная семья"

Изготовление подарков ко дню матери

Декабрь

"Мое дерево - мои родные люди" "Знакомство с генеалогическим деревом"

"Я кузнец, а ты -сапожник" рассказ о том, как появились фамилии

"Учимся составлять генеалогическое древо"

"Маленькие поэты" - учимся рифмовать слова сочиняем стихи о семье

Январь

"Путешествие в страну Геральдики"

"Откуда герб пришел?"  - история возникновения герба

Рассматривание картины В.Васнецова "Три богатыря"

Чтение русских народных сказок  о подвигах русских богатырей

Февраль

"Древние защитники рода" - беседа

"Мой папа – Рыцарь" конкурс рисунков

Дидактическая игра "Создай своего рыцаря"

Выставка военной техники

Март

"Моя мама красавица" - конкурс рисунков

"Вкусные сюрпризы" - совместное чаепитие, изготовление детьми блюд к празднику

Мастер-класс бабушек по вязанию, вышиванию, плетению

Родительское собрание "Герб моей семьи"

Апрель

Дерево моей семьи - рассказ о достижениях и успехах своих родственников

"Знакомство с законами геральдической науки

Рисуем герб семьи

Семейный праздник "Цветок семейного счастья"

Май

Рассматривание эмблем, гербов, фирменных  знаков

"Боевая слава" - встреча с ветеранами

"Создаем герб группы"

Выставка семейных гербов и  генеалогических деревьев


Литература

  1. Далецкая В. Знакомим детей с прошлым/Мой ребенок – 2004.3.-20-22.
  2.  Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 1998.
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников./Р.С. Буре и др. – М.: Просвещение, 1989.-96с.
  4. Воспитателю о работе с семьей./ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.- 192с.
  5. Лунина Г.Н. Гуманистические идеи русской народной педагогики. – М., 1995.
  6. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999-122с.
  7. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.-156с.
  8. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания.// Дошкольное воспитание 2003г. ,№ 6 С. 45-55
  9. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста.// Дошкольная педагогика 2006, №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через ценностные ориентиры"

Районное педагогическо - творческое объединение + открытое музыкальное занятие подготовительная группа...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

работа с родителями по теме « Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Проблема патрио...

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...