Сценарий игры - викторины «Как узнать зиму?»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Барановская Наталия Ивановна

Игровое и познавательное развлечение в детском саду. Материал предназначен для воспитанников старшего дошкольного возраста. Викторина проводится в конце зимы (февраль).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий игры - викторины «Как узнать зиму?»

для старших дошкольников

Игровое и познавательное развлечение в детском саду

Автор: Барановская Наталия Ивановна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 «Рябинушка»

города Полесска»

Описание работы: Материал предназначен для воспитанников старшего дошкольного возраста. Викторина проводится в конце зимы (февраль).

Цель: создать атмосферу соревнования, сплочённости детей.

Задачи: обобщить знания детей о зиме, способствовать развитию связной речи, обогащать активный и пассивный словарный запас, развивать логическое мышление, слуховое внимание и память.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация «Зимующие птицы», магнитофон, аудиозапись, иллюстрации, изображающие зимующих птиц, эмблемы участникам команд («Снегири», «Синицы»), магнитная доска, разноцветные магниты, призы для награждения команд, картинки с изображением диких животных, призы.

Ход игры-викторины

Дети входят в группу под песню «Ужасно интересно, все то, что неизвестно».
Воспитатель:
 
Мы начинаем нашу викторину. В ней участвуют две команды:

«Снегири» капитан  команды -Семён,

и «Синицы» капитан команды – Настя.


1 ребенок.

Приветствуем сегодня всех
Мы рады встрече с вами
И не случайно в этот зал
Всех вместе мы собрали.


2 ребенок

Детей и взрослых позвала
Игра и викторина.

И думаем, пройдет она
Не скучно и активно.


Воспитатель: команды занимайте свои места. Для начала нашей игры нам надо выбрать жюри. (вызываются члены жюри).

Ребята, вы уже много знаете о зиме, и о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. И думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас.

Ведущий читает стихотворение «Вы узнаете зиму?»

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд не кину,

Метёт и кружится пурга

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли, недвижимы.

Горят сугробы серебром.

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаете зиму?

Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый.

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаете зиму?

Задание №1. «Назови признаки зимы»

Ведущий: Каждая команда по очереди перечисляет признаки зимы. (По каким признакам мы узнаем зиму?)

*Зимой самые короткие дни и длинные ночи.

*Солнце стоит высоко и греет мало.

*Небо часто серое.

*Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.

*Реки и озёра покрыты льдом.

*На окнах мороз рисует причудливые узоры.

*Деревья и кусты стоят без листьев.

*Все насекомые спрятались в трещины коры, под листья и в землю.

*Остались только зимующие птицы.

*Зайчик и белочка поменяли свои шубки.

*Медведь, барсук, ёж накопили за лето и осень толстый слой жира, спят в берлоге и норах.

*У детей зимние забавы – лыжи, коньки и санки.

*На полях делают снегозадержание.

*Люди носят зимнюю одежду и т.д.

Задание №2. «Расскажи стихотворение»

Ведущий: Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов писать музыку, поэтов – стихи. Недаром зиму называют «волшебница, кудесница, кружевница, красавица».

Ведущий предлагает каждой команде рассказать стих о зиме. 

Задание №3. «Подбери слово»

Каждая команда подбирает слова-признаки к заданным словам.

1 команда. Заданное слово «ЗИМА» – холодная, суровая, морозная, метельная, длинная и т.д.

2 команда. Заданное слово « СНЕГ» – белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, чистый, сверкающий и т.д.

Задание №4. «Угадайте, что за птица?»

Вы должны будете отгадать загадки. Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл или один магнит на доске.
Слайд №2

Серый маленький комочек

Чик-чирик - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей!

Кто тепла ждет? (воробей)

Слайд №3

Черный жилет,
    Красный берет,
    Нос как топор,
    Хвост как упор.  (дятел).

Слайд № 4

Длиннохвостая она,
   Со спины черным - черна.
   Брюхо белое по плечи,
   Тарахтенье вместо речи.
   Хоть кого увидит – вмиг
   Поднимет стрекот –  крик! (сорока).

Слайд №5

Непоседа, невеличка,
   Желтая почти вся птичка,
   Любит сало и пшеничку,
   Кто узнал ее?(синица)

Слайд №6

Эта птица сизокрылая любит семечки клевать
   И тихонько ворковать. (голубь)

Слайд №7

Чернокрылый, красногрудый,
   И зимой найдет приют:
   Не боится он простуды,
   С первым снегом
   Тут как тут! (снегирь)

Слайд №8

Кар-кар-кар! - кричит плутовка
   Очень ловкая воровка!
   Все блестящие вещицы
   Подбирает эта птица!
   Вам она, друзья, знакома,
   Как ее зовут?( ворона)

Слайд № 9

 Северные гости
    Клюют рябины грозди.
    Так нарядны и ярки,
    На головках хохолки! (свиристели).

Слайд №10

Кто зимой средь хвойных веток
   В феврале выводит деток?
   Необычный клюв - крестом,
   Птичку ту зовут... (клестом).

Слайд №11

Тащит в дупла лип упорно 
   Желуди, орехи, зерна, 
   Как заправский кладовщик 
   Бойкий ... ямщик. (Поползень.)

Физминутка. Подвижная игра «Птица без гнезда» 

  Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит первым, т. е. ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица.

  В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: «Раз...» - игроки, изображающие гнезда, ставят руки на пояс; «Два...» - игрок-птица кладет руки на плечи впереди стоящему, т. е. птица садится в гнездо; «Три!» - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего «Все птицы по домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т. е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд.

 При повторении игры дети меняются ролями.

   Правила игры. Птицы вылетают только на счет «Три!». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

Задание №5. «Доскажи слово»

а) Ведущий каждой команде читает предложение, но не до конца, дети должны добавить последнее слово:

1 команда. - Заяц зимой белый, а летом…

- Белка живёт в дупле, а ёж …

- У лисы хвост длинный, а у зайца …

- Сова спит днём, а охотится …

2 команда.  - Заяц пушистый, а ёж …

- Белка зимой серая, а летом …

- Лиса живёт в норе, а волк …

- У зайца хвост короткий, а уши …

б) Ведущий: Я называю слово – признак, а вы должны определить к какому животному или птице это относится, например: мудрая – сова.

1 команда. Трусливый… (заяц)

Голодный… (волк)

 Колючий … (ёж)

2 команда. Хитрая… (лиса)

Косолапый… (медведь)

Зубастый… (волк)

Задание №6. «Загадки»

Ведущий: Самое приятное и лёгкое задание – это отгадывание загадок. Группа поддержки может помогать своей команде.

1. Наступили холода,

Обернулась в лёд вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?  (зимой)

2. Кто поляны белит белым.

И на спинах пишет мелом.

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (зима)

3. Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнёт перинки – над миром пушинки? (зимушка-зима)

4. Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – уголки,

Руки – сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая? (снежная баба)

5. Я катаюсь на нём до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу,

И коня своего за верёвку вожу (санки)

6. Деревянные кони

По снегу бегут,

А в снег не проваливаются (лыжи)

7. Два коня у меня, два коня,

По льду они возят меня,

А лёд твёрдый, каменный (коньки)

8. Кто зимой в трубе гудит? (ветер)

9. Как по небу с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала – сыпала

На поля, озёрушки

Белый пух да пёрышки (снежная туча)

10.  Подморозило вчера

Налетела мошкара.

И от этой мошкары

Стали белыми дворы (снег)

Задание №7. «Игра в слова» (Можно выполнять стоя около столов).

Ведущий: Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите слово, которое подходит к заданному слову. Например: заданное слово – волк. Я перечисляю слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышали слово, которое подходит к волку – «пушистая» не подходит, «берлога» тоже не подходит, «голодный» - подходит, значит нужно хлопнуть в ладоши.

1 команда: Заданное слово «лиса».

Рыжая (хлопок), скачет, колючий, воет, волчонок, пушистая (хлопок), нора (хлопок), лисёнок (хлопок), хитрая (хлопок), логово, и т.д.

2 команда: Заданное слово «заяц».

Маленький, длинноухий (хлопок), колючий, фыркает, косолапый, белый (хлопок), хищник, зайчонок (хлопок), неуклюжий, скачет (хлопок) и т. д.

Ведущий: Задания закончились. Команды справились со своими заданиями. Жюри подсчитывает результаты, а я хочу закончить нашу викторину стихотворением.

Пройдёт зима холодная,

Настанут дни весенние.

Теплом растопит солнышко

Как воск, снега пушистые.

Листами изумрудными

Леса заколыхаются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые!

Жюри объявляет результаты и начинается награждение победителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В ЫПОЛНИЛА: барановская наталия ивановна ВОСПИТАТЕЛЬ 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 2 « рябинушка » Г. полесск ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Слайд 2

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ Серый маленький комочек: Чик-чирик - замерз он очень! Солнце, выгляни скорей! Кто тепла ждет? (воробей).

Слайд 3

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ Черный жилет, Красный берет, Нос как топор, Хвост как упор. (дятел).

Слайд 4

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ Длиннохвостая она, Со спины черным - черна. Брюхо белое по плечи, Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит – вмиг Поднимет стрекот – крик! (сорока).

Слайд 5

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ Непоседа, невеличка, Желтая почти вся птичка, Любит сало и пшеничку, Кто узнал ее? (синица).

Слайд 6

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ Эта птица сизокрылая любит семечки клевать И тихонько ворковать. (голубь).

Слайд 7

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды, С первым снегом Тут как тут! (снегирь).

Слайд 8

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ Кар-кар-кар! - кричит плутовка Очень ловкая воровка! Все блестящие вещицы Подбирает эта птица! Вам она, друзья, знакома, Как ее зовут? (ворона).

Слайд 9

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ Северные гости Клюют рябины грозди. Так нарядны и ярки, На головках хохолки! (свиристели).

Слайд 10

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ Кто зимой средь хвойных веток В феврале выводит деток? Необычный клюв - крестом, Птичку ту зовут... (клестом).

Слайд 11

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ Тащит в дупла лип упорно Желуди, орехи, зерна, Как заправский кладовщик Бойкий ... ямщик. (Поползень.)

Слайд 12

Использованные интернет ресурсы: roditeli-i-deti.ucoz.ru kartiny.ucoz.ru blog.kp.ru chitalnya.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры-викторины "Самое дорогое, что есть у меня-это семья"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста и родителей...

Сценарий игры-викторины «В гости к дедушке Корнею» для младших дошкольников

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитание внимательного чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценк...

Сценарий игры-викторины для старших дошкольников по произведениям К.И. Чуковского

показать детям удивительный мир сказок К.И.Чуковского, их мудрость и красоту; закрепить уважение и любовь к сказкам;развивать память, внимание, умение выразительно, эмоционально читать стихи.воспитыва...

Сценарий игры - викторины по произведениям К. И. Чуковского

Игра - викторина проводится с целью закрепления пройденого материала. Тематическая неделя "Читаем Чуковского"...

Игра-викторина " Как узнать зиму ?"

" Как узнать зиму?"-сценарий развлечения для детей старшей группы. Проводится для определения и укрепления знаний детей  о признаках зимы, о жизни диких животных и зимующих птиц....

"Сценарий игры-викторины "Как узнать зиму?"

Цель:создать атмосферу соревнования, сплочённости детей.Задачи:-обобщить знания детей о зиме, способствовать развитию связной речи.-способствовать развитию связной речи,обогащать активный и пассивный ...

Игра-викторина "Как узнать Зиму"

Различные задания на развитие логического мышления...