занятие "Удивительная соль"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Никитина Марина Дмитриевна

Целью моего занятия явлляется изучить  свойства соли, ее особенности и применение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл удивительная соль20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

 Задачи:

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Материал и оборудование: посылка с тремя видами  соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему«Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль.

Ход занятия

Утреннее приветствие

Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся

Мы по кругу пойдем, хоровод заведем! (ходьба по кругу)

Приходит мишутка с кастрюлей каши, не соленая

Расскажу я вам, ребята, сказку про Ивана – купца, как ходил он за тридевять морей за товаром, торговал лесом да пушниной. И поднялась однажды буря на море, шторм начался и выбросило корабль на остров А на  острове том,  были белые горы  повсюду, но не песок то был, а соль, самая настоящая! Велел нагрузить корабли свои солью купец и отправился в обратный путь. Долго ли коротко ли, но пристал корабль к берегам королевства. Пошел купец к королю, чтобы просить разрешения солью торговать, но король с усмешкой сказал ему, что это белый песок и никто его покупать не станет! Опечалился Иван и решил на кухню пойти -  посмотреть, как кушанья для короля готовят! А там улучил минутку и посолил все блюда королевские! Пришло время подавать обед королю, и когда король попробовал- все ему таким вкусным показалось! Велел он поваров своих позвать и наградить, а повара на Ивана показывают: «Вот, дескать, кто пищу вкусной сделал!» Разрешил король торговать Ивану солью и мы всегда соль используем для приготовления пищи . Например?? (ответы детей) Как вы, ребята, думаете, важна соль в жизни человека и почему?. Недостаток соли может негативно сказаться на работе сердца, мышц, пищеварении. Избыток соли тоже нежелателен, все должно быть в меру! Хотите еще узнать где используют соль? Показ слайдов Соль- природный элемент и далее до животных..

Гимнастика для глаз

Ветер дует нам в лицо (часто моргают веками)

Закачалось деревцо (не поворачивая головы смотрят вправо- влево)

Ветер тише, тише, тише (медленно приседают, опуская глаза вниз)

Деревца все выше, выше!(Встают и глаза поднимают вверх)  После гимнастики потянуться, хорошо зевнуть и часто поморгать, у кого очки- снять!

  Приходит мишутка и тащит по полу тазик с солью (помочь ему детям) и просит рассказать ему о соли (потому что кашка подсоленная понравилась)

Переходим к опытам (мишка смотрит)

Опыт № 1«Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Выводсоль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)

Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем

А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

А Соль исчезла(Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

ВыводСоль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 5. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт №6

В стакан налить воды, добавить масло подсолнечное + пищевой краситель. Масло легче воды, поэтому оно на поверхности и не смешивается с водой, добавим соли. Что мы видим? Соль тяжелее масла, поэтому она опускается на дно вместе с частичками масла и на дне растворяется, отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность снова, поэтому видим пузырьки, а краситель помог сделать опыт более зрелищным

Физминутка (массаж)

Соли в речку брошу я, выйдет море у меня

Чайки в небе закричат, черепахи зашуршат

И веселые дельфины из воды покажут спины

Соли в речку брошу я- выйдет море у меня, только где бы по пути, столько соли мне найти!

Я предлагаю детям проблемный вопрос: «Что же нам мишке подарить, чтобы он нас запомнил?»- рисуем цветной солью,( которую мы сделали заранее) картинки,  лепим что то из соленого теста (по желанию, )но в начале делаем …

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять

(идут по столу указательными и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(лепят комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили

(Крошат хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались

(ведут указательным пальцем правой руки по ладошке левой)

А еще в снегу валялись

(кладут ладошки на стол, то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли

(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

Рассматриваем работы, говорим, что заберет, как подсохнут, мишка уходит

Рефлексия: предложить взять улыбающееся солнышко, если понравилось и грустное, если нет, прикрепить магнитом на доску

Приходит медведица , благодарит за мишутку, приносит подушки для релакса, укладываются на ковер, включаю музыку в соляной пещере, представляем…провожаю медведицу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).

С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"

Конспект занятия по познавательному развитию...

НОД "Волшебная соль,свойства соли"

НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...

проект "Соль-друг, соль-враг"

Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...

«Соль и его свойства. Рисуем солью»

laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...