НОД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Коломникова Жанна Сергеевна

Материал предназначен для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zim_ptitsy.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.o-detstve.ru Портал «О детстве»

Непосредственно образовательная деятельность

по формированию целостной картины мира

«Зимующие птицы нашего края»

(для детей средней группы)

Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах родного края.

Задачи:

  • расширять представления детей о зимующих птицах (воробей, синица, ворона, снегирь), об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;
  • закреплять умения детей сравнивать птиц по признакам (по размеру, действию, цвету);
  • активизировать словарь детей, пополняя словарь глаголами (ходит, прыгает), прилагательными (маленький, большая, желтая, красная), существительными по названию животных и птиц;
  • развивать речь, используя малые формы фольклорного жанра;
  • воспитывать у детей сочувствие, сопереживание к зимующим птицам, желание оказать помощь;
  • воспитывать коммуникативные навыки общения детей в группе.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, колонки, набор картинок с зимующими птицами.

Время реализации НОД: 15 минут.

При подготовке к НОД были использованы возможности программ Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office Power Point 2007, ресурсы Интернета.

Вид медиапродукта – наглядная презентация.

Слайд 1 «Название»

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

Слайд 2 «Оформление начала НОД»

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы любите играть?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Теремок». Сегодня в теремке живут дикие животные нашего леса. Становитесь за стульями. Вы будете идти по кругу, а когда закончим проговаривать слова игры «Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, невысок. А в теремочке живет …» Тот, кто назовет, дикое животное нашего леса садится на стул.

В ходе игры ребенку затруднившемуся дать правильный ответ остальные ребята группы оказывают помощь, называя правильный ответ.

Начинается игра.

Воспитатель (дети повторяют): «Стоит в поле теремок, он не низок не высок, а в теремочке живут дикие животные нашего леса».

Ответы детей (ответивший садится на стул): Волк, лиса, заяц, медведь, белка и другие.

Воспитатель: Молодцы, как много вы знаете диких зверей.

  1. Основная часть.

Слайд 3 «Сюрпризный момент»

  1. Сюрпризный момент.

Раздаётся стук.

Воспитатель: Кто это к нам пришел? Давайте посмотрим.

На экране появляется Снеговичок и воробышек Чив-чив.

Снеговичок:

Здравствуйте, Ребята!

Помните меня?

Я Снеговичок.

Вы меня слепили ловко

Вместо носа вот морковка,

Уголечки вместо глаз.

Снеговичок: Слышал, слышал, как Вы играли. Какие вы молодцы, вы так много знаете диких животных.

Я пришел к вам с помощником воробышком Чив-чив.

Мы пришли к вам поиграть.

Про друзей вам рассказать.

Воспитатель: Здравствуйте, Снеговичок и Чив-чив, мы очень рады вас видеть. О каких друзьях вы нам хотите рассказать?

Снеговичок: Отгадав загадки, вы узнаете кто наши друзья.

Воспитатель: Да, мы с детками согласны и с радостью отгадаем все ваши загадки.

  1. Отгадывание загадок.

Слайд 4 «Отгадай-ка»

Снеговичок:

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

Ответы детей: Воробей.

Слайд 5 «Воробей»

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Ответы детей: Синица.

Слайд 6 «Синица»

Чернокрылый, красногрудый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Ответы детей: Снегирь.

Слайд 7 «Снегирь»

Окраска сероватая,

Повадка вороватая.

Известная персона

Кто она?

Ответы детей: Ворона.

Слайд 8 «Ворона»

Снеговичок: Вот здорово! Какие детки молодцы все загадки отгадали.

Кто наши друзья, узнали?

Ответы детей: Птицы.

  1. Сообщение темы НОД.

Воспитатель: правильно ребята, это птицы. И сегодня мы с вами и нашими гостями поговорим о зимующих птицах нашего родного края.

Воспитатель: Каких еще зимующих птиц нашего родного края вы знаете?

Ответы детей: Свиристель, сова, глухарь, дятел.

  1. Сравнение птиц по строению, внешнему виду, питанию.

Слайд 9 Игра «Чем похожи?»

Снеговичок: Предлагаем поиграть в игру, Воробышек Чив - чив, поиграешь с нами.

Воробышек Чив-чив: С большим удовольствием.

Слайд 10 «Игра»

Воробышек Чив-чив: Ребята, а чем птицы похожи?

Ответы детей: У них у всех есть голова, клюв, глаза, туловище, две лапки, тело покрыто перьями.

Снеговичок: Какие молодцы! Хотите с нами еще поиграть?

Ответы детей: Да!

Слайд 11 Игра «Назови отличия по признаку»

Слайд 12 «Отличия по признаку «Размер»

Снеговичок: Чем птицы отличаются друг от друга по признаку «Размер»?

Ответы детей: Воробей маленький, а ворона большая.

Слайд 13 «Отличия по признаку «Действие»

Воробышек Чив - чив: По признаку «Действие», чем птицы не похожи?

Ответы детей: Синичка прыгает, а ворона ходит.

Слайд 14 «Отличия по признаку «Цвет»

Снеговичок: В чем различие птиц по признаку «Цвет»?

Ответы детей: У синички грудка, желтая, а у снегиря красная.

Слайд 15 «Физкультминутка»

  1. Физкультминутка.

«Скачут шустрые синицы»

Скачут шустрые синицы, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Им на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелись, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присели на минутку, (Присели.) 
Почесали клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 

Дальше полетели

И на место сели (улетают, садятся)

Воспитатель: Как хорошо поиграли, наших гостей позабавили.

Воспитатель: Ребята, птицам, которые остались зимовать, очень трудно пережить нашу суровую холодную зиму. Как мы с вами можем помочь зимующим птицам?

Ответы детей: Сделать кормушки. Принести из дома корм. Выслушиваются варианты ответов детей.

Воробышек Чив - чив: Я считаю, что это самое главное, потому что под снегом птицам трудно найти себе пропитание. Я приготовил угощение для зимующих птиц, а вам нужно угостить их любимым лакомством.

Слайд 16, 17 Игра «Любимое лакомство»

Воробышек Чив - чив: Кто из птиц любит хлебные крошки?

Ответы детей: Воробья угостим хлебными крошками.

Воробышек Чив - чив: А кто любит  полакомиться салом?

Ответы детей: Синичка любит сало.

Воробышек Чив - чив: А семечки кто из птиц любит поклевать?

Ответы детей: Семечки любят вороны.

Снеговичок: Вороны, птицы всеядные любят растительную пищу, и даже мясо.

Воробышек Чив – чив: А ягоды вкусной рябины, кто любит?

Ответы детей: Ягоды рябины любят снегири.

Слайд 18 «Появление героев»

Снеговичок: Вот какие молодцы, угостили всех птиц.

Воспитатель: Снеговичок, Чив-чив понравилось вам с нами играть?

Снеговичок, воробышек Чив-чив: Очень понравилось.

  1. Показ фотографий.

Слайд 19, 20, 21, 22 «Помощь птицам»

Воспитатель: - Ребята, а что мы можем сделать для птиц нашего участка.  Мы можем  смастерить кормушки своими руками, принести из дома корм.  А наши папы и дедушки могут смастерить деревянные кормушки. Пусть наши пернатые друзья прилетают к нам на участок в нашу птичью столовую.

  1. Рефлексия.

Воспитатель: Дорогие наши друзья мы хотим вам показать одну из наших любимых игр «Узнай, чей голосок».

Слайд 23 «Заключительный»

  1. Игра малой подвижности «Узнай, чей голосок».

Правила игры: Дети становятся в круг, выбирается один ребёнок. Он становится в середину круга, ему завязывают глаза повязкой. Ведущий идет за кругом, задевает ребенка, тот, кого задели должен произнести звук издаваемый птицей («сказать по птичьи»). Например «кар-кар», ребенок в круге угадывает название птицы и имя ребенка. Игра продолжается.

Воспитатель: Ну как, понравилась наша игра?

Снеговичок, воробышек Чив-чив: Очень понравилась. Ребята нам так приятно было с вами пообщаться, поиграть, но пора и возвращаться. Спасибо большое, за то, что вы знаете, как тяжело птицам в суровое время года и помогаете им перезимовать.

Снеговичок: Мы с вами расстаемся, надеемся, что не ненадолго, а на прощание хотим подарить  кормушку и мешочек с семечками, чтобы вы смогли подкормить птиц на вашем участке . До свидания, до встречи!!!

Воспитатель: До свидания, Снеговичок и Чив-чив. До новых встреч!

Дети: До свидания! Приходите к нам в гости!

Мастер мультимедийных технологий - 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....