КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: « ПУТЕШЕСТВИЕ ЗЁРНЫШКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Е.В. Федорова

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие зернышка" для детей средней группы.

Цель: Создать условия для передачи детям первоначальных представлений о том, какой путь проходит зерно, что бы стать мукой, хлебом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_hleb_muka.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

        

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

 С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

НА ТЕМУ: « ПУТЕШЕСТВИЕ ЗЁРНЫШКА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

ФЕДОРОВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ № 2

С- Пб, 2016 год

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему:

 « Путешествие зёрнышка ».

ЦЕЛЬ:  Создать условия для передачи детям первоначальных представлений о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать мукой, хлебом.

ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ: Узнать и понять, что такое мука и откуда она берется?

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:        

Создать условия, для формирования у детей знаний о том, как получается мука, из которой потом пекут хлебобулочные изделия.

Создать условия для формирования  у детей интереса к труду взрослых, выращивающих пшеницу ( хлебороб, тракторист, комбайнер ), познакомить с предметом их деятельности.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Создать условия для развития любознательности детей, стремления к исследовательской деятельности, развитию мышления.

Расширять словарный запас детей.

Создать условия для формирования у детей представлений о том, что процесс выращивания зерновых культур очень длительный и трудоемкий.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Создать условия для воспитания бережного отношения к хлебу, умения им дорожить.

Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Практические, наглядные, словесные.

ТИП: Интегрированное.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ: Подгруппа.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Колосья зерновых культур, зерна пшеницы, овса; наглядно-дидактическое пособие «Откуда что берется? Хлеб», «Хлеб – всему голова»;

Скатерть, фартуки, нарукавники, косыночки для девочек и шапочки для мальчиков; продукты для изготовления солёного теста, различные ёмкости.

Садовая земля, поддон для посадки зёрен, садовый мини инвентарь, пророщенные зёрна овса.

Ручная кофемолка – мельница, электрическая кофемолка, сушки.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

« Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: развивающие, личностно-ориентированные, игровые, информационные, познавательно-исследовательская деятельность.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение художественной литературы: сказки «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Легкий хлеб». А. Кольцова «Песня пахаря». В. Владимиров «Земля на зернышке стоит».

Беседа «Что вкуснее всего на свете».

Загадывание загадок, чтение стихотворений о хлебе.

Рассматривание дидактических материалов, книжных иллюстраций.

Ход занятия:

Речь воспитателя

Возможные ответы детей

Ребята, посмотрите, к нам в группу пришли гости, которых мы пригласили, чтобы они посмотрели как мы живем, чем занимаемся, какие у нас есть игрушки. Давайте поздороваемся с ними.

Давайте расскажем гостям, как мы приготовились к их встрече.

Дети, посмотрите внимательно на стол, кажется, что мы с вами что-то не приготовили.

А что же мы будем делать? Идти в магазин поздно - гости уже пришли.

Я предлагаю вам сделать для гостей маленькие сушки. Хотите?

Вот здесь на другом столе я приготовила для вас все, что для этого надо. Но перед работой с продуктами, что надо обязательно сделать?

Сейчас мы приготовим тесто. Что мы для этого будем смешивать, посмотрите на стол.

Ну, вот, мы сделали сушки и сейчас отдадим их нашим поварам на кухню, чтобы они их испекли.

(отдать поднос с мучными изделиями «печься»)

Дети, а вы знаете, что такое мука и из чего она получается?

Мука получается из зёрнышек пшеницы. Хотите узнать, как это происходит?

Маленькое пшеничное зёрнышко проходит длинное путешествие, прежде чем превратиться в муку. И я предлагаю вам, пока пекутся наши сушки тоже отправиться в это путешествие.

Давайте подойдем к другому столу.

В начале посмотрите на зёрна пшеницы, рассмотрите их хорошенько, потрогайте их. Какие они?

Весной, когда снег растает и земля прогреется, просохнет, зёрнышки сажают в землю. Давайте и мы с вами посадим наши зёрнышки.

В поле это делают трактора.

Сначала землю пашут, чтобы она стала мягкой, а потом другой трактор рассыпает на землю зёрна и тут же присыпает их землей, чтобы птицы не склевали их.

Проходит время. И мы с вами перейдем к другому столу. Скажите, что надо, чтобы появились ростки на поле?

И вот появились первые всходы. Рассмотрите их, какие они? Возьмите их в руки.

Проходит еще время. И мы с вами перейдем к следующему столу. Каждый росточек вырос, окреп и превратился….

«Золотист он и усат,

  В сто карманах сто ребят»

Рассмотрите колосья, возьмите их в руки. Какие они?

И вот наступает самая важная пора для хлеборобов – жатва, сбор урожая.

Эту работу делают комбайны, а управляют ими комбайнёры.

А потом всё собранное зерно везут в зернохранилище, на зерноток.  И когда придет время зерно отвезут на мельницу.

Давайте перейдем к следующему столу, где мы тоже попробуем перемолоть наши зёрнышки. Что вы видите на столе?

Правильно. Здесь есть ручная мельница и электрическая.

Раньше зерна мололи вручную, и мука получалась крупная. А сейчас зёрна несколько раз пропускают через размалывающее устройство и мука получается тонкого помола. Потрогай те муку разного помола, сравните её.

Ну, вот так получается мука, из которой мы с вами делали сушки. Длинное путешествие у зёрнышка и мы устали, давайте с вами отдохнем и «Замесим тесто»

Ребята, а сейчас мы вернемся к столу с которого все началось. Вам понравилось путешествовать с зёрнышком?

А, хотите, я расскажу вам литовскую сказку «Как волк вздумал хлеб печь»

«Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо пшеницу посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь».

Понравилась вам сказка? Теперь и мы с вами узнали, какой долгий путь у зёрнышка, прежде, чем оно превратится в хлеб! Теперь и мы будем еще бережнее относиться к хлебу, ведь столько труда и сил очень многих людей затрачено на его изготовление.

(приносят сушки)

А, вот и наши сушки испеклись уже.

Теперь мы можем и чай пить.

Приглашайте гостей.

Молодцы, детишки! А я от себя к нашему столу добавляю конфеты.

Давайте пить чай!

Здравствуйте, мы вас ждали.

Мы накрыли стол для чаепития. Поставили чайную посуду, сахарницу, чай, салфетки.

На столе нет угощения, сладостей.

Без угощенья стол не гостеприимный.

Можно самим что-нибудь приготовить. (дать детям возможность рассказать как дома поступают в таких ситуациях)

Да, хотим.

Вымыть руки и одеть фартуки, чтобы не испачкать одежду.

( Дети идут мыть руки и одевают фартуки и нарукавники)

Муку, воду, соль, подсолнечное масло.

Хорошо все перемешаем и будем лепить маленькие колбаски и скручивать их в колечки.

( ответы детей)

Да, хотим.

(дети снимают фартуки, вытирают руки)

Зёрнышки маленькие, кругленькие, гладкие. Их очень много.

(дети рассматривают картинку, рассказывают, что видят)

(дети сажают зёрна в землю, поливают их)

Поле согревает солнышком, поливает дождиком, обдувает ветерком.

(дети рассматривают пророщенные зерна)

Из каждого зёрнышка появился тоненький, маленький зеленый росточек, очень нежный.

Росточек превратился в колосок!

В карманах живут зёрнышки.

Они крепкие, колючие, жесткие, усатые, шуршат. В каждом колоске много зёрнышек.

(дети рассматривают картинку, рассказывают, что видят)

(дети рассказывают, что стоит на столе)

(дети наблюдают за помолом, комментируя свои наблюдения)

Мука после ручной мельницы грубая, крупная, жесткая. А после электрической мельницы мягкая, нежная, пушистая.

Динамическая музыкальная пауза

«Тесто круто замесили»

Да, понравилось, очень.

Да, хотим.

(дети слушают сказку на закрепление полученных знаний)

Да, понравилась.

Будем хлеб беречь.

Без хлеба нет обеда.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

«Из пшеничной, из муки,

Испекли мы пироги.

Плюшки, пряники, печенье,

Кексы, сушки, калачи,

И достали из печи.

Вот румяный каравай!

Приходите к нам на чай!»

ВЕШНИЙ ДЕНЬ, ПАХАТЬ ПОРА

ВЫШЛИ В ПОЛЕ ТРАКТОРА!

ТЫ НЕ КЛЮЙ МЕНЯ, ДРУЖОК,

ГОЛОСИСТЫЙ ПЕТУШОК.

В ЗЕМЛЮ ТЕПЛУЮ УЙДУ,

К СОЛНЦУ КОЛОСОМ ВЗОЙДУ.

В НЕМ ТОГДА ТАКИХ, КАК Я,

БУДЕТ ЦЕЛАЯ СЕМЬЯ.

В ЗЕМЛЮ ЗЁРНЫШКО УПАЛО,

ПРОРАСТАТЬ НА СОЛНЦЕ СТАЛО.

ДОЖДИК ЗЕМЛЮ ПОЛИВАЛ,

И РОСТОЧЕК ПОДРАСТАЛ.

К СВЕТУ И ТЕПЛУ ТЯНУЛСЯ,

И КРАСАВЦЕМ ОБЕРНУЛСЯ!

ГНУЛИ КОЛОС ЗЛЫЕ ВЕТРЫ,

И ДОЖДИ НА КОЛОС ШЛИ,

НО СЛОМИТЬ ЕГО ЗА ЛЕТО

ТАК ОНИ И НЕ СМОГЛИ.

«ВОТ КАКОЙ Я, -  ОН ХВАЛИЛСЯ,

- С ВЕТРОМ СПРАВИЛСЯ, С ВОДОЙ!»

ДО ТОГО ОН ЗАГОРДИЛСЯ,

ВЫРОС КВЕРХУ БОРОДОЙ!

ВОТ НА МЕЛЬНИЦЕ ПШЕНИЦА.

ЗДЕСЬ ТАКОЕ С НЕЙ ТВОРИТСЯ!

В ОБОРОТ ЕЁ БЕРУТ!

В ПОРОШОК ЕЁ СОТРУТ!

СТАЛИ ЗЁРНЫШКИ МУКОЮ!

СЫПЛЕТСЯ МУКА ЧЕРЕЗ КРАЙ МЕШКА.

СТАНЕТ ТЕСТОМ – В КВАШНЕ ТЕСНО.

ПОСТАВИШЬ В ПЕЧЬ ПИРОГИ ПЕЧЬ.

ЗАПАХ ТАКОВ – СЫТ БЕЗ ПИРОЖКОВ.

А КУСОЧЕК ПРОГЛОТИШЬ – ЕЩЁ ЗАХОЧЕШЬ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию по теме «Путешествие по экологической тропе» средняя группа.

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитиюпо теме «Путешествие по экологической тропе»средняя группа....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ НА ТЕМУ: «ДЕНЬ ЯЙЦА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром. Для детей средней группы...

авторский конспект образовательной деятельности по речевому развитию по теме: "День Матери" для детей средней группы

В конце ноября отмечаем праздник День Матери. Очень важно с детьми провести образовательное мероприятие ,где можно поговорить о мамах. Поиграть,рассказать о своей семье, рассмотреть фотоальбом,сделать...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: « Профессия почтальон» для детей средней группы (5-6 лет)

                       Конспекторганизованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему:« Профессия почтальон&r...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Безопасность дома» для детей средней группы

Закрепить представление детей об опасных для жизни и здоровья людей предметах и ситуациях, с которыми они встречаются в жизни (об их значениях для людей, о правилах пользования ими)....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:«Осень золотая» для детей средней группы

Цель: расширение представлений детей о характерных признаках осени.Задачи:Обучающие:продолжать формировать у детей элементарные экологические представления, расширять знания об осенних изменениях в пр...