Главные вкладки

    Конспект образовательно - игровой деятельности "Свойство предметов - плавучесть" (приоритетная область - познавательное развитие) с детьми старшего дошкольного возраста.
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Гончарова Лилия Владимировна

    Образовательно - игровая деятельность с детьми на основе исследовательской деятельности с разными предметами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл krug.docx18.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: создание условий для сравнения способности обычных предметов держаться на плаву или тонуть. 

    Задачи:

    - продолжать знакомить детей со свойствами плавучести предметов из разных материалов (какие предметы тонут, а какие держатся на поверхности воды);

    - объяснить, как люди используют свойства предметов – не тонуть (держаться на поверхности воды) и тонуть (идти ко дну);

    - выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствия размера, формы предмета с весом;

    - упражнять в умении делать выводы на основании увиденного во время эксперимента;

    - развивать логическое мышление, наблюдательность, монологическую и диалогическую речь;

    - вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками;

    - побуждать высказываться на темы из личного опыта;

    - формировать представления об опасных для человека ситуациях на воде и способах поведения в них;

    -воспитывать самостоятельность, внимательность, инициативность.


    Материал: бутылка с запиской, прозрачный контейнер с водой на каждого ребенка, фартук и набор из предметов (салфетка, камень, деревянный брусок, металлический ключ) на каждого ребенка, надутый и спущенный шарики, запись с шумом воды,

    иллюстрации с изображением детского надувного круга, нарукавников для плавания или реальные предметы, фотографии людей, плавающих в море, бассейне, видеосюжет о спортсменах – пловцах.

    Ход игровой деятельности.


    Проблемная ситуация «Шум воды»

    Дети играют в группе. Звучит запись с шумом воды. 
    Воспитатель: - Ребята, послушайте, что это шумит?  Ответы детей.
    - Интересно, где это она шумит? Может быть, кто-то кран забыл выключить?
    Ответы детей. 
    Идем в умывальную посмотреть, не там ли бежит вода. И точно в умывальной в раковине лежит бутылка. Берем бутылку, идем в групповую.
    Воспитатель: -Интересно, что внутри бутылки? Ответы детей
    - И что мы будем с ней делать? (Ответы детей)

    - А какой вид спорта связан с водой? (Ответы детей)

    Свободное общение на фоне просмотра видеосюжета о плавании, как виде спорта.

    Двигательное упражнение «Пловцы»

    - Игры на воде очень увлекательное и не менее опасное занятие. А, что может спасти жизнь человеку на воде? (Ответы детей)

    - Ребята, от того как ведет себя предмет в воде (плавает или тонет) говорят о его плавучести. Вместе повторим новое слово плавучесть. Дети повторяют новое слово и составляем его на магнитной доске из букв магнитных.

    Экспериментальная деятельность.


    -Интересно, а наши материалы из этой коробки плавучие?
    Ответы детей. - А как же нам узнать плавучие они или нет? - Правильно ребята, необходимо провести эксперимент. А где мы будем его проводить?
    -Конечно же, в лаборатории. Какие правила работы в лаборатории вы знаете? 
    Ответы детей и надеваем защитную одежду для работы в лаборатории.
    - Я предлагаю пройти в нашу мини лабораторию.

    Эксперимент с воздушным шаром и водой.

    Воспитатель:- Ребята, а вы знаете русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Почему лапоть предложил переплыть речку на пузыре? Что такое пузырь? (Ответы детей) Пузырь ребята, это шарик, который наполнен воздухом. Давайте посмотрим, что же будет, если мы опустим его в воду? (Шарик плавает). 

    Пытаемся силой его опустить, он все равно выскакивает из воды. А теперь давайте возьмем сдутый шарик и вновь опустим его в воду. Шарик тонет. Почему так происходит? Что не позволяет надутому шарику утонуть? (Воспитатель показывает одновременно два шарика – надутый и не надутый). Чем отличаются эти шарики? Правильно! В надутом шарике есть воздух, а в не надутом его нет. Воздух, ребята легче воды и именно воздух не дает надутому шарику утонуть.

    После этого воспитатель показывает иллюстрации с изображением детского надувного круга и нарукавников для плавания (или сами предметы, спрашивает, знают ли они, что это такое, для чего их используют. Почему перед тем, как идти в воду купаться, круг и нарукавники надо обязательно надуть. Уже очень давно люди заметили: если надуть воздухом непромокаемую шкуру и зашить ее так, чтобы воздух не выходил, то она не утонет. Так появился первый надувной круг. Только плавали не в нем, а на нем. С помощью шкуры, наполненной воздухом, можно держаться на воде очень долго, самое главное – не выпускать ее из рук. (рассказ воспитателя из детства о надувании наволочки для плавания). Но это не очень удобно. Тогда люди придумали надувной круг; потом надувной жилет, а потом и надувные нарукавники. В этом случае необходимо всегда следить за тем, чтобы не появилась хотя бы очень маленькая дырочка, через которую может выйти воздух. Потому что без воздуха ни круг, ни жилет, ни нарукавники нам уже помочь не смогут. Сейчас уже есть спасательные жилеты, в которых не воздух, а пенопласт – пластмасса, наполненная пузырьками воздуха. Такие жилеты и нарукавники более надежные, потому что все пузырьки не могут сдуться. Однако хранить такие спасательные круги и жилеты труднее, они занимают много места.

    Работа с дневниками наблюдений

    Воспитатель: - Подойдем к своим дневникам наблюдений и отметим предмет темным кружком, который тонет.

    Экспериментирование с камнем, деревом, бумагой и металлом.


    Воспитатель:-У меня на столе стоит большая емкость с водой, а у вас прозрачные контейнеры. На столах у вас тарелочки в них предметы, необходимые для нашего эксперимента. 
    Беру 1материал и  опускаю его в воду.
    - Что
    произошло с камнем? Ответы детей.
    -Попробуйте сделать тоже самое, может у вас будет иначе.

    Дети проводят опыт и получают такой же результат.

    - Какой вывод можно сделать?  Ответы детей (Камень утонул)  - Почему утонул камень? Ответы детей
    Беру следующий предмет 
    (деревянный брусок) опускаю в воду.
    - Что произошло?  Ответы детей
    - Проверьте ваши деревянные бруски. Как они будут себя вести в воде?

    Дети проводят эксперимент и получают тот же результат.

    -Какой вывод можно сделать?  Ответы детей (дерево в воде не тонет)
    -Почему дерево не тонет в воде? Ответы детей (оно легкое)
    Достаю бумагу (салфетку) , металлический ключ и предлагаю детям проверить плавучесть этих материалов. Дети проводят эксперименты и делают выводы, что салфетка утонула, потому что она намокла и стала тяжелой. То есть плавучесть предметов зависит от их веса.

    Свои наблюдения дети оформляют в дневниках наблюдений.

    Рефлексия. По выводам из дневников наблюдений делаем выводы о плавучести предметов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Схема конспекта непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования. Тема: "Зимнее путешествие"

    Схема конспекта непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудо...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Блинов И.Г. – последний рукописец на Руси»

    Конспект непосредственной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему:«Блинов И.Г. –последн...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Экскурсия в парк»

    Конспектнепосредственной образовательной  деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста.Воспитатель: Ван О.Н. Тема: «Экскурсия в па...

    КОНСПЕКТ проведения непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста по теме « Мой родной город -Чебоксары»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно развитию «Экскурсия по родному городу Чебоксары » для детей старшего дошкольного возраста будет полезен воспитателям,...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего дошкольного возраста по теме "Александровск-Сахалинский-моя малая Родина"

    Игра-путешествие, где использована интерактивная технология, ИКТ, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия, что служит осново...