Конспект экологической прогулки с детьми среднего дошкольного возраста «Проказы Шапокляк в стране насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

 

Цель: создание социальной ситуации для расширения представлений детей о насекомых, их среде обитания, формирования бережного отношения к живой природе.

Задачи:

  • Создание условий для воспитания у детей бережного отношения к природе, воспитания у детей интереса к жизни насекомых и бережного отношения к ним.
  • Создание условий для закрепления называния геометрических фигур и их цвета.
  • Создание условий для развития желания помогать окружающим.

Организация детских видов деятельности:

  • совместная деятельность ребёнка со взрослым;
  • совместная деятельность ребёнка со сверстниками;
  • самостоятельная деятельность ребёнка;
  • творческая деятельность детей.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций, рассматривание альбома «Насекомые»;
  • беседы с детьми о насекомых;
  • подготовка рассказов о насекомых по карточкам.

Ход НОД

Организационный момент Перед прогулкой воспитатель настраивает детей к прогулке. Определение погоды (ясно, солнечно). Воспитатель: «Летом так ярко светит солнышко. Все улыбнулись солнышку — цветы и птицы, насекомые и мы! Улыбнитесь друг другу и мне!»

Мотивационный момент

Воспитатель: Откуда здесь могла появиться коробка?

Как вы думаете что там? Вы хотите узнать, что внутри?

Воспитатель: Как вы думаете от кого оно?

На конверте картинка Чебурашки.

Воспитатель: Правильно, письмо от Чебурашки, он просит помощи. Воспитатель читает письмо. «Здравствуйте, ребята! Случилась беда, Шапокляк перепутала домики насекомых и они теперь не могут их найти. Необходимо их найти. Помогите, пожалуйста! Карта вам в помощь!»

Воспитатель:

- И так, ребята мы с вами отправляемся в путешествие на помощь Чебурашке.

Ребята, а как же нам добраться?

- Хорошо, давайте вы вагончики, а я поезд. Цепляйтесь скорее друг за другом.

Поезд приезжает на участок. Вход на участок завален мусором.

Воспитатель: Как вы думаете, кто это сделал? Это проделки Шапокляк! Но мы легко справимся с этой задачей, правда ребята?!

Воспитатель и дети собирают мусор в пакеты.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на карту, где же у нас первое задание?

На карте первое задание отмечено красным кругом и на дереве круг. Дети подходят к дереву, а там загадка и домик насекомого, покрытый платочком. Воспитатель читает загадку номер 1:

Кто работает с утра:

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,

Мало ест, не пьет воды,

У него полно друзей.

Тот работник… (Муравей)

Воспитатель: В каком домике живёт муравей?

Воспитатель открывает домик. Дети оставляют муравья рядом с его домиком.

Воспитатель: Саша расскажет секрет про муравья. Послушаем!

Воспитатель: Ребята, я тоже знаю секретики про муравьёв! Муравьи выращивают растения для того, чтобы кормить семью, а также у муравьёв есть наставники, которые обучают молодых муравьёв. Муравьи умеют пасти и размножать свою еду, специально разводят тлю, гусениц и мучнистых червецов.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отправляемся дальше!

Смотрят на карту и ищут на участке жёлтый квадрат.

Квадрат желтый под крышей.

Загадка номер 2:

Пролетела мимо уха

Вроде муха, но не муха

Эта муха не жужжала

У нее, ребята, жало

Коль ужалит, будет «ай»

Кто же это отгадай!

- Муха с жалом? – Чудеса!

Знают все это – (Оса)!

Воспитатель:

Молодцы, а в каком домике живёт оса?

Воспитатель открывает домик. Дети оставляют осу в домике.

Воспитатель: Ксюша свои секретики про осу.

Воспитатель: А вот и мой секретик — с помощью ярких желто-черных полосок на брюшке осы предупреждают людей и хищников, что они вооружены ядовитым жалом и могут дать достойный отпор любому врагу. Есть рабочие осы, обеспечивающие семью едой. Это могут быть пережеванные кусочки листьев, цветочная пыльца, муха, муравьи или пчела. Прилетев в гнездо с добычей, они передают ее рабочим осам, ответственным за кормление личинок. На голове осы также находятся усики, выполняющие несколько функций. Помимо обоняния и осязания эти «антенки» распознают колебания воздуха и выступают в роли вкусовых сосочков, а при постройке гнезда оса измеряет усиками размеры ячеек.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отправляемся дальше!

Смотрят на карту и ищут на участке синий треугольник.

Синий треугольник на колодце.

Загадка номер 3:

Среди веток тонких,

Средь цветов, травинок

Натянул охотник

Много тонких ниток, -

В нежной паутине

Меж лесных дорожек

Он поймает в сетку

Бабочек и мошек (Паук)

Воспитатель:

А в каком домике живёт паучок?

Воспитатель открывает домик. Дети садят паучка на паутинку.

Воспитатель: Полина кое — что интересное знает про пауков. Послушаем её!

Воспитатель: Пауки полезны. Только одно такое существо убивает очень много вредных насекомых, которые попадают в его сети. У пауков на ногах находятся чувствительные волоски, которые определяют съедобная или нет добыча оказалась в сетях. У паука очень крепкие челюсти.

Воспитатель: Что нового, интересного вы узнали?

Физкультминутка:

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел. (туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся – бабочка кружит и вьётся. (покружиться).

Воспитатель: Молодцы, отдохнули, а наше путешествие продолжается!

Смотрят на карту и ищут на участке зелёный овал.

Зелёный овал на траве.

Загадка номер 4:

Оттолкнулся от земли -

И догнать мы — не смогли!

Ноги — как пружинки,

Крылышки на спинке!

Не зелёная трава...

Не живёт у речек...

- Мама, мама, я права? -

Это же...? (Кузнечик)

Воспитатель: Где живёт кузнечик?

Дети отпускают кузнечика в траву.

Воспитатель: Матвей подготовил интересный рассказ про кузнечика.

Воспитатель: А вот что интересного знаю я: стрекотать у большинства видов кузнечиков могут только самцы. Органы слуха у этих созданий расположены на передних лапках. Усы кузнечиков длиннее, чем их тело.

Отправляемся дальше!

Воспитатель: Последняя остановка у нас оранжевый ромб.

Загадка номер 5:

На цветке сидит цветочек,

В два всего лишь лепесточка.

Лепестки цветные,

По краям резные!

Посидит и улетает.

Если кто не угадает,

То подскажет мамочка:

"Да ведь это... (Бабочка)

Воспитатель: А где живут бабочки?

Дети: На цветах, на лугу.

Дети садят бабочку на клумбу с цветами.

Милана расскажет нам о бабочках.

Воспитатель: На крыльях бабочек располагается множество небольших чешуек, которые, под солнечным светом, под разными углами, образовывают характерный рисунок. Но в природе встречаются и бабочки без крыльев. Они живут в коконе и питаются тем, что успели запасти еще гусеницами.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вырезать цветы из цветной бумаги.

А теперь мы с вами поиграем в игру

«Бабочки»..

Воспитатель: Представьте, что мы бабочки. Когда играет музыка – вы летаете, музыка останавливается вы садитесь на цветок. Подвижная игра «Бабочки».

Воспитатель: Молодцы!

Дидактическая игра: «Кто где живёт»

Воспитатель называет насекомых, дети говорят, где они живут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_ekologii_o_nasekomyh.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создание социальной ситуации для расширения представлений детей о насекомых, их среде обитания, формирования бережного отношения к живой природе.

Задачи:

  • Создание условий для воспитания у детей бережного отношения к природе, воспитания у детей интереса к жизни насекомых и бережного отношения к ним.
  • Создание условий для закрепления называния геометрических фигур и их цвета.
  • Создание условий для развития желания помогать окружающим.

Организация детских видов деятельности:

  • совместная деятельность ребёнка со взрослым;
  • совместная деятельность ребёнка со сверстниками;
  • самостоятельная деятельность ребёнка;
  • творческая деятельность детей.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций, рассматривание альбома «Насекомые»;
  • беседы с детьми о насекомых;
  • подготовка рассказов о насекомых по карточкам.

Ход НОД

Организационный момент Перед прогулкой воспитатель настраивает детей к прогулке. Определение погоды (ясно, солнечно). Воспитатель: «Летом так ярко светит солнышко. Все улыбнулись солнышку — цветы и птицы, насекомые и мы! Улыбнитесь друг другу и мне!»

Мотивационный момент

Воспитатель: Откуда здесь могла появиться коробка?

Как вы думаете что там? Вы хотите узнать, что внутри?

Воспитатель: Как вы думаете от кого оно?

На конверте картинка Чебурашки.

Воспитатель: Правильно, письмо от Чебурашки, он просит помощи. Воспитатель читает письмо. «Здравствуйте, ребята! Случилась беда, Шапокляк перепутала домики насекомых и они теперь не могут их найти. Необходимо их найти. Помогите, пожалуйста! Карта вам в помощь!»

Воспитатель:

- И так, ребята мы с вами отправляемся в путешествие на помощь Чебурашке.

Ребята, а как же нам добраться?

- Хорошо, давайте вы вагончики, а я поезд. Цепляйтесь скорее друг за другом.

Поезд приезжает на участок. Вход на участок завален мусором.

Воспитатель: Как вы думаете, кто это сделал? Это проделки Шапокляк! Но мы легко справимся с этой задачей, правда ребята?!

Воспитатель и дети собирают мусор в пакеты.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на карту, где же у нас первое задание?

На карте первое задание отмечено красным кругом и на дереве круг. Дети подходят к дереву, а там загадка и домик насекомого, покрытый платочком. Воспитатель читает загадку номер 1:

Кто работает с утра:

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,

Мало ест, не пьет воды,

У него полно друзей.

Тот работник… (Муравей)

Воспитатель: В каком домике живёт муравей?

Воспитатель открывает домик. Дети оставляют муравья рядом с его домиком.

Воспитатель: Саша расскажет секрет про муравья. Послушаем!

Воспитатель: Ребята, я тоже знаю секретики про муравьёв! Муравьи выращивают растения для того, чтобы кормить семью, а также у муравьёв есть наставники, которые обучают молодых муравьёв. Муравьи умеют пасти и размножать свою еду, специально разводят тлю, гусениц и мучнистых червецов.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отправляемся дальше!

Смотрят на карту и ищут на участке жёлтый квадрат.

Квадрат желтый под крышей.

Загадка номер 2:

Пролетела мимо уха

Вроде муха, но не муха

Эта муха не жужжала

У нее, ребята, жало

Коль ужалит, будет «ай»

Кто же это отгадай!

- Муха с жалом? – Чудеса!

Знают все это – (Оса)!

Воспитатель:

Молодцы, а в каком домике живёт оса?

Воспитатель открывает домик. Дети оставляют осу в домике.

Воспитатель: Ксюша свои секретики про осу.

Воспитатель: А вот и мой секретик — с помощью ярких желто-черных полосок на брюшке осы предупреждают людей и хищников, что они вооружены ядовитым жалом и могут дать достойный отпор любому врагу. Есть рабочие осы, обеспечивающие семью едой. Это могут быть пережеванные кусочки листьев, цветочная пыльца, муха, муравьи или пчела. Прилетев в гнездо с добычей, они передают ее рабочим осам, ответственным за кормление личинок. На голове осы также находятся усики, выполняющие несколько функций. Помимо обоняния и осязания эти «антенки» распознают колебания воздуха и выступают в роли вкусовых сосочков, а при постройке гнезда оса измеряет усиками размеры ячеек.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отправляемся дальше!

Смотрят на карту и ищут на участке синий треугольник.

Синий треугольник на колодце.

Загадка номер 3:

Среди веток тонких,

Средь цветов, травинок

Натянул охотник

Много тонких ниток, -

В нежной паутине

Меж лесных дорожек

Он поймает в сетку

Бабочек и мошек (Паук)

Воспитатель:

А в каком домике живёт паучок?

Воспитатель открывает домик. Дети садят паучка на паутинку.

Воспитатель: Полина кое — что интересное знает про пауков. Послушаем её!

Воспитатель: Пауки полезны. Только одно такое существо убивает очень много вредных насекомых, которые попадают в его сети. У пауков на ногах находятся чувствительные волоски, которые определяют съедобная или нет добыча оказалась в сетях. У паука очень крепкие челюсти.

Воспитатель: Что нового, интересного вы узнали?

Физкультминутка:

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел. (туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся – бабочка кружит и вьётся. (покружиться).

Воспитатель: Молодцы, отдохнули, а наше путешествие продолжается!

Смотрят на карту и ищут на участке зелёный овал.

Зелёный овал на траве.

Загадка номер 4:

Оттолкнулся от земли -

И догнать мы — не смогли!

Ноги — как пружинки,

Крылышки на спинке!

Не зелёная трава...

Не живёт у речек...

- Мама, мама, я права? -

Это же...? (Кузнечик)

Воспитатель: Где живёт кузнечик?

Дети отпускают кузнечика в траву.

Воспитатель: Матвей подготовил интересный рассказ про кузнечика.

Воспитатель: А вот что интересного знаю я: стрекотать у большинства видов кузнечиков могут только самцы. Органы слуха у этих созданий расположены на передних лапках. Усы кузнечиков длиннее, чем их тело.

Отправляемся дальше!

Воспитатель: Последняя остановка у нас оранжевый ромб.

Загадка номер 5:

На цветке сидит цветочек,

В два всего лишь лепесточка.

Лепестки цветные,

По краям резные!

Посидит и улетает.

Если кто не угадает,

То подскажет мамочка:

"Да ведь это... (Бабочка)

Воспитатель: А где живут бабочки?

Дети: На цветах, на лугу.

Дети садят бабочку на клумбу с цветами.

Милана расскажет нам о бабочках.

Воспитатель: На крыльях бабочек располагается множество небольших чешуек, которые, под солнечным светом, под разными углами, образовывают характерный рисунок. Но в природе встречаются и бабочки без крыльев. Они живут в коконе и питаются тем, что успели запасти еще гусеницами.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вырезать цветы из цветной бумаги.

А теперь мы с вами поиграем в игру

«Бабочки»..

Воспитатель: Представьте, что мы бабочки. Когда играет музыка – вы летаете, музыка останавливается вы садитесь на цветок. Подвижная игра «Бабочки».

Воспитатель: Молодцы!

Дидактическая игра: «Кто где живёт»

Воспитатель называет насекомых, дети говорят, где они живут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-прогулки с детьми среднего дошкольного возраста

Конспект проведение прогулки в средней группе.Оборудование для прогулке: маленькие ведёрки, лопатки, мячи.Наблюдение за деревьями и птицами.Цель: - обращать внимание детей на красоту природы, использу...

Конспект занятия-прогулки с детьми среднего дошкольного возраста

Изучение понятия "снегопад", наблюдение за снежинками, любование снегопадом, изучение понятия "сугроб"...

План-конспект игровой ситуации- моделирования с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в волшебную страну"

Игровая ситуация - моделирования на тему " Путешествие в волшебную страну " предназначена для детей среднего дошкольного возраста. В игровой ситуации закрепляются знания детей о диких и дома...

Конспект экологической прогулки с детьми среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) "Проказы Шапокляк в стране насекомых"

Конспект экологической прогулки с детьми среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) "Проказы Шапокляк в стране насекомых"...

Конспект познавательной беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Конспект познавательной беседы с детьми среднего  дошкольного  возрастана тему: «Путешествие в страну геометрических фигур»...

Конспект летней прогулки с детьми среднего дошкольного возраста "Мы солнышко встречаем"

Конспект летней прогулки "Мы солнышко встречаем" включает в себя беседы с детьми, наблюдение в природе, загадки, подвижные игры....