Конспект ООД "Откуда взялся запах у конфет?"
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

эксперименты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_vzyalsya_zapah_u_konfet.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

в подготовительной группе на тему:

Откуда взялся запах у конфет?

Задачи:

>  продолжить экспериментальную работу по ознакомлению со свойствами воздуха и воды;

>  продолжать учить рассказывать о веществах, материалах, опираясь на схемы и символы;

>  закреплять навыки измерения с помощью условной мерки;

>  закреплять    правила    работы    с    исследуемыми    материалами    при проведении опытов;

>  развивать умение делать выводы и умозаключения;

>  активизировать     использование     в     речи      как     краткой,     так     и распространенной форм ответа.

Восп.: Ребята, я знаю, что вы очень любите загадки. Сегодня вы сами будете их придумывать, но загадки будут необычные. Мы знаем, что все предметы сделаны из материалов, или, как можно сказать иначе...?

Дети: ...веществ.

Восп.: Назовите некоторые из них.

Дети перечисляют знакомые названия.

Восп.: На предыдущих занятиях я вам рассказывала, из чего состоят вещества. С помощью опытов мы определяли их свойства.

Теперь послушайте задание. Надо составить загадку про вещество, при этом так описать его свойства, чтобы все его узнали. Составить рассказ-загадку вам помогут символы.

В  это  загадочную  коробку  я  буду  прятать  по  одной   коробочке  с веществом. То, что в ней находится, видит только тот ребенок, кто придумывает загадку. Наша с вами задача - разгадать ее, то есть назвать, что в коробке.

Дети рассказывают: В форме вещество. Оно бесцветное, твердое, холодное, прозрачное, непрочное (хрупкое).

Дети: Это лед. В коробке - лед.

Воспитатель подтверждает, что загадка, составлена и разгадана правильно.

Восп.: Какое еще свойство льда вы знаете?

Дети: Лед может таять, превращаться в воду.

Дети поочередно составляют рассказы-загадки. Им предлагается описать с помощью символов песок, молоко, дерево, металл, стекло, пластмассу,

бумагу.

Последними описываются вода и воздух.

Восп.: Какие свойства у воды и воздуха одинаковые?

Дети: Воздух газообразный, вода тоже может быть газообразной. Чистый воздух и чистая вода ничем не пахнут (не имеют запаха).

Восп.: (при необходимости задает наводящий вопрос): Чем пахнут чистая вода, чистый воздух?

Восп.: Молодцы, дети, я убедилась, что вы хорошо знаете свойства веществ и умеете и загадывать, и разгадывать довольно сложные загадки. За ваше старание я хочу угостить вас.

Достает из сумки большую конфету.

Восп.:  Сейчас  мы  ее  разделим  (сколько  нас?).   На сколько частей  нужно разделить конфету? Пока   я   приготовлю  доску   и   нож,   вы   можете   рассмотреть,   что нарисовано на обертке, кто-нибудь пусть прочитает название.

Дети рассматривают конфету и обнаруживают, что конфета необычно пахнет. Сообщают об этом воспитателю.

Восп.: Чем может пахнуть конфета?

Дети: Шоколадом.

Восп.: Давайте вспомним, какие вещества нужны для приготовления конфет?

Дети: Какао, молоко, сахар, ванилин, изюм.

Восп.: Может это специальная конфета и в нее добавляют духи?

Дети: Нет, наверное Вы, Елена Сергеевна пролили духи на конфету?

Восп.: Да, дети, я вспомнила, что в моей сумке был флакон с духами, но я еще вчера   оставила   его  дома.   Как  жаль,   что   конфета      пахнет   не шоколадом, а духами. Может ее все же можно съесть?

Дети: Лучше не надо. Нельзя есть продукты, которые необычно пахнут, вдруг они испорчены.

Восп.:   Правильно.   Поэтому   мы   не  будем   есть  эту  конфету.   И   все-таки интересно, почему конфета пахнет духами, ведь я точно знаю, что не проливала духи.

Дети: Нам тоже интересно это узнать.

Восп.: На этот вопрос трудно ответить сразу, ведь мы не видим запахи, они - невидимки. Разгадать этот секрет нам помогут опыты.

Опыт 1. Для первого опыта нам понадобится стакан с водой и бульонный кубик. Сначала обследуем воду и ответим на вопросы: Какая вода в стакане? Чем пахнет вода? Как вы думаете - вода чистая? Как это можно определить?

Дети отвечают на задаваемые вопросы или говорят сами.

Восп.: Какая на вкус чистая вода? Можно ли проверить, какая у нас вода на вкус?

Дети: Нельзя пробовать незнакомые вещества, это могут быть лекарства или яды, от сырой воды может болеть живот.

Восп.: Молодцы, дети, вы хорошо знаете правила безопасного поведения. Эта вода - кипяченая, я разрешаю вам ее попробовать, узнать, какая она на вкус.

Дети: Эта вода безвкусная.

Восп.: Обследуйте кубик. Расскажите, какой он.

Дети:   Кубик  желтого   цвета,   твердый,   шершавый,   пахнет  супом, укропом.

Восп.: Опустите кубик в стакан с водой и понаблюдайте за ним. Что вы видите на кубике?

Дети: Пузырьки воздуха.

Восп.: Откуда взялся воздух?

Дети: Он был в кубике.

Восп : Когда воздух вышел из кубика, что заняло его место?

Дети: Вода.

Восп.: Где сейчас воздух, который бал в кубике?

Дети: Он смешался с водой. Нет, он вылетел из воды, я видел, как пузырьки поднимались вверх.

Восп.: Почему пузырьки не остались в воде?

Дети: Воздух легкий, он не тонет в воде?

Восп.: Как вы думаете, какой стала вода? Обследуйте ее.

Дети: (рассматривают, нюхают): Вода стала мутной, пахнет супом (кубиком), соленой.

Восп.: Почему вы думаете, что вода соленая, ведь мы ее не мешали, может соль осталась в кубике? Можно это проверить? Как?

Дети пробуют воду, опуская палочку для размешивания сахара.

Дети: Да, немного соленаватая стала.

Восп.: Дети, мы убедились в том, что даже если не мешать воду, то частички воды перемешиваются с частичками других веществ. Это происходит потому, что все частички двигаются.

Дети: (или воспитатель). Зачем же тогда мешают суп, когда опускают в него кубик?

Дети: Чтобы кубик растворился быстрее.

Восп.:   Правильно,  а происходит это  потому,  что,   когда  мешают частички двигаются еще быстрее.

Восп.: К какому мы пришли выводу? Могут ли двигаться частички воздуха?

Дети: Да, могут.

Восп.: Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос. Итак, как запах духов попал в конфету?

Дети: Частички духов двигались, перемещались в воздухе. Потом с воздухом попали в конфету.

Восп.: Подведем итог эксперимента. Какое новое свойство воды и воздуха мы сегодня узнали? Дети: Части воды и воздуха двигаются и смешиваются с частичками других веществ. Прежде чем провести следующий опыт, немного поиграем.

Физкультминутка.

Восп.: Приступаем к следующему эксперименту.

Опыт 2. Перед вами два стакана. Что в первом? (песок) Что во втором? (вода) Сколько места занимает в стакане вода, сколько - песок?

Дети: Пол-стакана воды, пол-стакана песка. Их поровну.

Восп.: А как можно проверить, что их поровну?

Дети: Поставить стаканы рядом. Измерить меркой.

Дети проделывают эти действия. Маркером ставят отметку уровня.

Восп.: Как вы думаете, сколько места будут занимать вода и песок, если их объединить в одном стакане?

Дети прикладывают 2 мерки к стакану с песком и делают маркером отметку.

Восп.: Проверьте ваше предположение.

Дети переливают воду, пересыпают песок.

Восп.: Почему воздух и песок занимают меньше места, чем мы предполагали?

Дети: Неправильно измерили. Пролили воду и т.п. Нет,   я   правильно   измерил   и   воду   не   проливал,   но   все   равно получилось меньше.

 Восп.: Я помогу вам решить эту задачу. Скажите, плотно ли лежат песчинки между собой? Что было между крупинками песка.

Дети: Воздух.

Восп.: Куда он делся?

Дети: Воздух вышел из песка.

Восп.: Почему это произошло?

Дети: Потому, что он легче воды, не может оставаться в воде.

Восп.: Где же та вода, которой как нам кажется, не хватает.

Дети: Она заняла место воздуха.

Восп.: Какое свойство воздуха мы не учли, когда определяли объем воды и песка вместе?

Дети: Воздух есть везде, он двигается, он не остается в воде.

Восп.: Правильно. Это и будет вывод из нашего опыта.

Восп.:   У  меня  для   вас  есть  еще  один  сюрприз.   Здесь  под  салфетками контейнеры,    в    них    одинаковое    вещество.    Оно    бесцветное, прозрачное. Это...

Дети: воздух, вода.

Восп,: Кто прав? Что нужно мне еще сказать? (какое свойство назвать?)

Дети: Сказать жидкое вещество или газообразное.

Восп.: (Снимает салфетку) В этих коробочках не просто воздух - там ЗАПАХИ! (загадочно). (Запахи: лук, смола, какао, ванилин, зубная паста, шампунь, яблоко, апельсин, лак для ногтей, йод, копченая колбаса).

Восп.: Откройте каждый одну коробочку и определите, чем пахнет.

Дети: Запах лука смешался с воздухом и остался в коробке и т.д.

Восп.:  Правильно.  Это  произошло,  потому,  что частички  воздуха и других веществ неподвижны. Встречались ли вы в жизни с такими ситуациями, когда только по запаху вы узнали о чем-либо?

Дети описывают ситуации.

Восп.: Молодцы, дети! Сегодня вы были внимательны и сообразительны и заслужили угощение.

Достает из сумки пакет с конфетами, предлагает понюхать.

Дети: Они не пахнут духами. Их защитил пакет!

Восп.:  Правильно. А о том,  как еще защититься от запахов или очистить   вещь   и   комнату  от  запаха,   мы  узнаем   на  следующих занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Запах весны" в подготовительной группе

Интегрированное занятие по познавательному и художественно-эстетическому развитию (аппликация)...

Конспект ООД на тему: "В зоомагазине (Число10. Запись числа 10)"

Этап, задачи этапаДеятельностьпедагогаДеятельностьдетейОжидаемый результат1. Введение в ситуацию Беседа "Любимое блюдо" Создание условий для возникновения у детей внутренней потреб...

Конспект ООД по развитию речи "Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» с использованием элементов ТРИЗ «Картинка без запинки».

Цель работы по картине: развитие мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину.Задачи:- формировать умение: делить на части и объединять; устанавливать причинно - следственные...

Конспект интегрированного занятия по развитию познавательной сферы в средней группе с использованием игровых технологий. "У каждого дела запах особый"

Цель:Дать детям представление о многообразии профессий.Образовательные задачи:- Выявить и уточнить уровень знаний детей о профессиях.- Познакомить с основными профессиями жителей города.-Активизироват...

Конспект занятия по теме: Знакомство с буквой Р Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись.

 Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-6 лет "У каждого дела запах особый".

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-6 лет "У каждого дела запах особый"....