Конспект совместной деятельности по восприятию художественной литературы по стихотворению З. Александровой "Что взяла - клади на место"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Шакирова Елена Леонидовна

конспект совместной деятельтности по восприятию художественной литературы по стихотворению З.Александровой "Что взяла - клади на место"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shakirova_vospriyatie_hud_lit-ry.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время идет модернизация системы дошкольного образования, направленная на реализацию ФГОС ДО.

Восприятие художественной литературы является одним из видов деятельности детей-дошкольников. Через нее решается целый комплекс воспитательных, развивающих и образовательных задач:

  • Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  • Обогащение активного словаря
  • Развитие литературной речи, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя «событий», в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия.

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании личности. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь человека.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в становлении внутреннего мира ребенка оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок овладевает речью как средством общения и культуры, учится сопереживания персонажам художественных произведений, у него происходит становление эстетическое отношения к окружающему миру.

В своей работе я использую следующие технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технологию развивающего обучения
  • Технологию проблемного обучения
  • Игровую технологию

В данной методической разработке я представляю свой опыт  по образовательной области «Речевое развитие». Вы можете познакомиться с одной из форм знакомства младших дошкольников с литературным произведением во время совместной деятельности воспитателя с детьми.

Тема: знакомство со  стихотворением Зинаиды Александровой «Что взяла – клади на место».

Цель: формирование восприятия детьми художественной литературы

Задачи:

Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания, аккуратность, бережное отношение к вещам.

Развивающая: развивать внимание, мышление, речь.

Образовательная: познакомить детей со стихотворением З. Александровой «Что взяла – клади на место».

Предварительная работа: объяснение слов «буфет», «паркет».

Оснащение: Кукла Оля, книга, листы формата А3 с изображением буфета, кровати, шкафа для одежды, обувной полки; картинки маленького размера с изображением посуды, одежды, обуви, постельных принадлежностей.

Ход:

  1. Сюрпризный момент – внесение красивой красочной книги

Воспитатель: - Дети, посмотрите, какую красивую, интересную книгу я вам принесла. Послушайте историю про девочку Олю, которую рассказала  писательница Зинаида Николаевна  Александрова. Стихотворение называется «Что взяла – клади на место».

  1. Чтение стихотворения

Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает где взяла.

На кроватку ставит кружку,
На паркет кладёт подушку.
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку.
Сунуть ботики в кровать.
Кажется, не так опять?

  1. Беседа по прочитанному

Вопросы воспитателя:

- Как вы считаете, у Оли  в комнате порядок?

- Куда вы убрать Олину кружку?  

- Что еще можно поставить в буфет?

- Как все это назвать одним словом?

- Ваша мама куда  ставит посуду? (в буфет, на стол, в посудный шкаф)

- Куда бы вы поставили ботики?

- Назовите, какую  обувь вы знаете?

- Куда надо положить подушку, чтобы в комнате был порядок?

- Что бы вы положили  Оле в кроватку, чтобы ей было удобно спать?

- Что значит, навести порядок в комнате? (поставить все на место или по местам)

  1. Повторное чтение

Это и Оленьке известно:
Что взяла,…
Дети: клади на место!
Только девочка мала:
Забывает где взяла.

На кроватку ставит кружку,
На паркет кладёт подушку.
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку.
Сунуть ботики в кровать.
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там...
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам.

(появляется кукла Оля с вещами)

Воспитатель: - Не грусти, Оленька, наши ребята тебе помогут.

  1. Обыгрывание сюжета

На подносе вносятся картинки с изображением одежды, посуды, обуви, постельных принадлежностей; картинки с изображением мебели.

Воспитатель: - Сначала расставим в Олиной комнате мебель, чтобы было удобно и уютно (дети раскладывают на ковре кровать, стол, шифоньер, обувную полку).

- Смотрите все вещи у Оли перепутаны, давайте их расставим  по местам.

 (Оля показывает вырезанные по контуру одежду, обувь, постельные принадлежности, посуду, дети раскладывают и расставляют их на соответствующие места.)

  1. Подведение итогов

Оля благодарит ребят.

Воспитатель: - Ребята, что вы пожелаем Оле? (все вещи класть на место, наводить в комнате порядок, быть аккуратной).

- Пусть и в нашей группе будет всегда порядок. А для этого надо помнить: Что взяла….

Дети: - Клади на место.

Данный сценарий был использован при проведении открытого мероприятия во время проведения Дня открытых дверей. Мероприятие получило высокую оценку педагогов города, которые отметили, что данная форма подачи художественного произведения вызывает интерес детей к книге.

Сценарием может воспользоваться в своей работе воспитатель, работающий в I и II младшей группе детского сада. Есть сложности с подготовкой иллюстративного материала, но считаю, что использование интересных форм знакомства с литературными произведениями поможет приобщению к восприятию детьми  художественной  литературы, будет способствовать формированию нравственных качеств через стимулирование сопереживания к героям произведений.

Институт развития образования Кировской области

Курсовая работа

«Знакомство младших дошкольников с литературным произведением во время совместной деятельности воспитателя с детьми»

                                             Выполнила:

                                Шакирова Елена Леонидовна  

    воспитатель МКДОУ детский сад

                        общеразвивающего вида с         приоритетным

                 осуществлением  деятельности по одному

                                из направлений  развития воспитанников

                             № 10 «Сказка» г. В. Поляны Кировской области

                              Рецензент:

                                                М. В. Новгородцева

г.Киров

2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зинаида Александрова "Что взяла, клади на место"

Зинаида Александрова "Что взяла, клади на место"...

Конспект образовательной деятельности по восприятию художественной литературы для детей 5-6 лет: «Чтение сказки С. Козлова «Как ежик с медвежонком протирали звёзды »

Образовательная деятельность направлена на формирование у детей умения внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по её содержанию....

Конспект совместной деятельности по чтению художественной литературы с детьми подготовительного возраста «А дома лучше»

Тема: «Почему дома лучше?». Данная тема выбрана накануне для матери.Возраст: Подготовительная группа (6-7 лет).Актуальность: Семья является важнейшим фактором социализации личности и форми...

Конспект ОД Восприятие художественной литературы . Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Весна»

Уточнить представления детей о весенних явлениях природы, передавать их в разных ощущениях. Учить детей читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы. Упражнят...