Проект "Мир, в котором я живу"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ляпина  Наталья Борисовна

Предлагаю вашему вниманию долгосрочный, групповой, исследовательско - творческий проект, ориентированный на детей старшей возрастной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_v_kotorom_ya_zhivu.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №17 «Сказка»

   

 Проект:

«Мир, в котором я живу»

                                                                                   Выполнила: Ляпина                                                                                                     Наталья Борисовна –

                                                                                        воспитатель 1

                                                                                               квалификационной

                                                                                категории

с. Арефино

             2018г.

Введение:

«В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены:

светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли; устремленность к благу;

мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания,

радости и восхищения; сознание жизни…»

Ш. А. Амонашвили

Развитие и обогащение духовно-нравственного мира дошкольников выступает важнейшей составляющей воспитательно-образовательного процесса. Духовно-нравственное воспитание в начале ХХ века строилось на основе православных традиций и формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В современном обществе в связи с историческими переменами в нашей стране данные традиции были утрачены.  В связи с чем, перед педагогами современного детского сада стоит непростая задача: воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному дому, краю, , Родине, уважения к людям разных национальностей. Институт семьи перестал быть хранителем духовных и нравственных традиций народа.    Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.    Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.                                

Если планировать воспитательный процесс обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию  обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.               Поиск путей духовного возрождения идет через обращение к опыту православной педагогики. Я взяла в свой проект лишь элементы православной культуры, которые, на мой взгляд, являются самыми популярными и могут быть использованы в образовании в силу своего огромного воспитывающего и развивающего потенциала, гражданских ориентиров, перспектив для созидания и развития культуры общества,  в частности семей воспитанников. Проект представлен в виде практического материала, расположенного в четырёх разделах. В каждом разделе решаются свои задачи. Содержание разделов рассчитано на детей старшей возрастной группы. 

Содержание проблемы и необходимость решения её проектным методом:

Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к тому, что ребенку дорого и близко, то есть  любви к родителям и к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует.  И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”.  Если во главу воспитательной системы  поставить гармоничное развитие подрастающей личности с использованием социально-культурных условий малой родины, её обычаев и традиций, разработать систему  воспитания, обучения и развития дошкольников на основе идеи патриотизма, гражданственности, духовно – нравственных качеств личности, можно качественно изменить приоритеты развития дошкольника, пробудить познавательную активность, повысить практическую значимость и воспитательное воздействие проводимых мероприятий.

Развитие личности ребёнка происходит при непременном взаимодействии с социальной средой.  Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.  Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть. А поможет приблизить дошкольников к  историческому наследию – местная культура,  знакомство с народными праздниками, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности. На мой взгляд, работа в этом направлении должна вестись комплексно и охватывать все образовательные области и реализовываться во всех видах  детской деятельности. Поэтому при планировании работы мною и был выбран метод проектной деятельности. При разработке проекта, я сочла необходимым разделить его на несколько разделов. Темы разделов связаны между собой логически, а также способствуют эффективному усвоению детьми представлений о  традициях и обычаях русского народа, о нравственных нормах. Важным условием, представленным в моём проекте, является и тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Каждая тема, представленная в разделах, актуальна.

Название проекта:        «Мир, в котором я живу»

Вид проекта:                    Долгосрочный, групповой,

                                                  исследовательско-творческий

Участники проекта:    Воспитанники старшего возраста ДОУ,

                                                 родители воспитанников,

                                                 воспитатели группы, специалисты ДОУ

Проблема:     отсутствие системы, направленной на формирование представлений об обычаях, традициях народной культуры, воспитание духовно – нравственных качеств личности.

Цель проекта: Формирование  духовно-нравственных качеств - уважения к нравственным нормам    морали  любви к  семье и Родине,  уважительного отношения к  культурному наследию,   на основе приобщения к  обычаям и традициям.

Задачи проекта:

  •  Формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа показать значимость православных праздников, пришедших из истории.
  • Воспитывать уважение к нравственным нормам    морали.
  • Формировать у детей представление о социокультурной среде родного села, его достопримечательностях, известных людях.
  • Сохранение традиций семейного воспитания, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками. 

Основные направления проекта

Раздел

Актуальность

I.

«Моя  Родина»

Воспитание  любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей духовно - нравственно воспитания. Необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально-насыщенного образа места, где они родились и живут, исторических корней, основанное на ознакомлении с культурными учреждениями,  памятниками боевой славы, людьми, прославившими его.

II.

«Моя семья»

В  семье с  первых дней жизни ребёнок устанавливает  законы  нравственных  отношений, осваивает   нравственные   нормы.  В  дошкольный   период   происходит   становление   личности  ребёнка.

III.

«Обычаи и традиции»

Важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, знакомить с устным народным творчеством, народным декоративно-прикладным искусством. Это формирует у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте.

IV.

«Хорошо - плохо»

Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.

  Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Формирование основ моральных качеств, требуется уже в дошкольном возрасте. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения, умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Продукт детской деятельности:

  1. Создание фотовыставок:

       «Панорама добрых дел»

  «Традиции моей семьи»

                                   

2. Практическая мастерская:

   Выставка поделок из природного   материала «Дары осени»

   Выставка рисунков «Моя мама» (сотворчество детей и родителей)

3.Оформление альбомов:

    «Храм в нашем селе – глазами детей»,

    «Люблю берёзку русскую»

4. Сочинение творческих рассказов,

    частушек, пословиц.

Сроки реализации проекта:       

сентябрь – август

                                                          

Распределение деятельности по этапам проекта

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1

1.Формирует проблему.

Цель: Формирование  духовно-нравственных качеств уважения к нравственным нормам    морали,  любви к  семье и Родине,  уважительного отношения к  культурному наследию,   на основе приобщения к  обычаям и традициям.

2.Вводить детей в игровую ситуацию:

Просмотр слайдовой презентации «Прогулка по селу»

 Важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что те, кто родился, живёт и трудиться  в нашем селе, делают всё,  чтобы оно стало ещё краше, чище, и каждому из нас надо уметь быть ему полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своих близких, своего дома, детского сада, села, а в дальнейшем – и на благо всей страны..

3.Формирует задачи:

- где и с кем ты живёшь

- чем занимаются твои родители

- что мы знаем об истории своего села

- где я хотел бы побывать

Входят в проблему

Вживаются в игровую ситуацию, размышляют, хотят больше получить информации.

Принимают и уточняют задачи проекта

Понимают проблему

Вживаются в ситуацию

Принимают и уточняют задачи проекта

2

1.Подводит к решению задач.

2.Планирует деятельность:

Найти решение задач через проведение цикла экскурсий, беседы, игр-путешествий, чтение художественной литературы, встреч с интересными людьми. Воспитатель и  специалисты помогают детям спланировать деятельность и воплотить результат в продуктивной деятельности.

Планируют деятельность

Помогают в планировании

3

1.Организует работу над проектом (поэтапно, направляют на поиск решений, предметно-речевую деятельность).

2.Побуждают детей к решению проблемных ситуаций, активизируют их инициативу.

3.Реализуют ситуацию на равных партнёрских позициях.

1.Решают задачи проекта с помощью педагогов.

2.Формирование умений и навыков, формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- ведение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности

Взаимодействуют с педагогами

4

1.Организует выполнение продукта деятельности, оказывая практическую помощь.

2.Воспитатель и специалисты принимают участие в презентации проекта.

1.Отбирают необходимые материалы для выполнения продуктивной деятельности.

2.Договариваются о презентации проекта

(оформление творческого пакета, представление проекта).

3.Представляют продукт деятельности

Сотворчество с детьми

Система проектных мероприятий:

Раздел

«Моя Родина»

Цель

Формировать у детей представление о социокультурной среде родного села, его достопримечательностях, известных людях

Направление

Виды детской деятельности

Ответствен-ный за проведение

Срок выполне-ния

Познавательное и речевое развитие

Беседы:

- «Делимся впечатлениями о празднике села»

- «Какие учреждения есть в нашем селе»

- «На каких праздниках в селе ты был с семьёй»

- « Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся»

- «Сам пропадай, а товарища выручай»

 - «Любовь к Родине – сильнее смерти»

 «Москва- мать всем городам русским»

Чтение:

 «Что мы Родиной зовём?»    В.Степанов

«Родина»

 «Край родной»

Словарная работа: Родина, Отечество, Святая Русь – почему мы так говорим

 Читаем – размышляем « Почему люди защищают свою Родину?»
 Просмотр презентаций:

 «Мы живём в России»

«Путешествие в Москву»

«Символы России – русские берёзы»

Экскурсии:

- «Ледовая площадка»

- «Здание храма»

- «Дом культуры»

- «Библиотека»

- «Школа»

- «Новогодняя ёлка у дома культуры»

«Рождественская ёлка в воскресной школе»

Воспитатели

Воспитатели

Июнь

Февраль

Сентябрь

Декабрь

Октябрь

Ноябрь

Сентябрь

Апрель

декабрь

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые  игры:

 - «Будем в армии служить»

 - «Библиотека»

 - «Магазин»

- «Школа»

Дидактические игры: 

-  «Защитники Отечества»

- «Собери здание»

- «Пройди по схеме»

Трудовая деятельность по ремонту книг

Встречи с почётными жителями села

Воспитатели

В течении года

февраль

Художественно – эстетическое развитие

Лента времени

Просмотр слайдовой презентации:

«Здания сегодня и в прошлом»

Знакомство с картинами художника Чанова А.О.

Рисование:

«Храм в нашем селе»

«Красивые здания нашего села»

«Девушка в русском сарафане»

 «Это русская сторонка,

 это Родина моя»

«Люблю берёзку русскую»

Слушание:

«С чего начинается Родина?»    «Москва- звонят колокола»

«Песня о России»

Музыкальное упражнение:

 «Передай платочек»

«Берёзки»

 

Рассматривание иллюстраций о городах России

Изготовление пальчикового театра «Богатыри Руси»»

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

В течении года

Октябрь

Март

Февраль

октябрь

Физическое развитие

Работа с картой – схемой села

Подвижные игры:

- «Карусели»

- «Догонялки

- «Прятки»

- «Дорожка препятствий»

- «Пожарные на ученье»

- «Мы весёлые ребята»

Народные подвижные игры:

«Чай-выручай»

«Плетень»

«Никанориха»

Спортивное развлечение

 «А ну-ка, мальчики»

Динамическая пауза

«Храбрые солдаты»

Воспитатели

В течении года

Взаимодействие с роди-ми, соци-ми партнёрами

Фотоальбомы «Достопримечательности  нашего села»

Помощь в организации экскурсий

Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций

Воспитатели

Апрель

В течении года

Раздел

«Моя семья»

Цель

Сохранение традиций семейного воспитания, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками.

Направление

Виды детской деятельности

Ответн-ный за проведение

Срок выполнения

Познавательное и  речевое развитие

Презентации:

«Моя семья»

 «Посидим в тишине!»

Чтение:

 «Мамина мама – моя бабушка», «Бабушкины руки»

 «Мой дом- моя семья»

«Отец и сыновья»

«Родной дом» 

«Брат и сестра»

Беседы:

 «Мы разные»

 «О доброй душе и дружной семье»?»

Работа с пословицей:

 «При солнышке тепло, при матери добро»

«Вся семья вместе так и душа на месте»

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Обсуждаем – размышляем: «Мама»

 «Любовь родителей»

Речевые игры:

 «Скажи наоборот»

 Угадай-ка «Родственники»

«Две матери, две дочери, да бабушка с внучкою, а всего трое»

Инсценировка русских народных сказок

Воспитатели

В течении года по плану

Социально – коммуникативное  развитие

Выкладываем из счётных палочек букву М

Ситуативный разговор:

«Какая твоя мама?»

Инсценировка:

«Любовь к родителям»

Поём колыбельные, угадываем, играем в «Дочки-матери»

Строим дом из песка на прогулке

Сюжетно – ролевые игры:

 «Дочки –матери»

 «Семья»

Воспитатели

В течении года

           Художественно – эстетическое  развитие

Рисование:                                       

«Кружка  для бабушки»

«Моя мама»»

Аппликация:

«Приглашение на праздничный концерт»

«Подарок маме»

«Моя мама»»

Подготовка к праздничному концерту (разучивание песен, стихов, танцев»)

Слушание:

«Солнечный круг»

 «Родной дом»

 «Песенка для мамы»

Концерт для бабушек и мам ко Дню матери, 8 марта

Воспитатели

Музыкаль-ный руководитель

Апрель

Май

Март

В течении года

По календарю в течении года

Физическое развитие

Спортивное развлечение к 23 февраля

Пальчиковая гимнастика: «Дружная семья»

Игры – соревнования:

 «Поможем маме по хозяйству!»

Подвижные игры:

«Баба и пирожок»

«Поможем бабушке»

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

В течении года

Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами

Выставка:

«Семейные традиции»

Консультации:

«О важности семейного воспитания»

Сотворчество детей и родителей: 

«Участие в творческих конкурсах»                                

Воспитатели

Март

Декабрь

Февраль

В течении года

Раздел

«Обычаи и традиции»

Цель

Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Воспитывать интерес к народному творчеству, обычаям, традициям, праздникам, обрядам, народным играм, фольклору.

Знакомить  детей с народными праздниками.

Направление

Виды детской деятельности

Ответн-ный за проведение

Срок выполнения

Познавательное и  речевое развитие

Посещение комнаты  народного  быта

Презентации:

- «Предметы быта и кухонная утварь русского народа»

- «Народные костюмы»

Чтение:

«Добрый помощник»

«Радуйтесь!»

«Былина об Илье Муромце».

«Поселились птицы в гнёздах»

«Красное яйцо»,«Празднование»

« Светлое Воскресенье»        

Чтение – обсуждение «К пасхе» Русских народных сказок, пословиц и поговорок

«Былина об Илье Муромце».

 Речевая игра «Кулич»

Составление рассказов на тему: 

«Празднование масленицы»

«Как мы дома встречали Пасху»

Обсуждаем, размышляем «Христианское имя. В честь кого я назван?»

Беседы:

- «О богатырях русских»

- « Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся»

- «Сам пропадай, а товарища выручай»

 - «Любовь к Родине – сильнее смерти»

Рассматривание:

 картин, иллюстрации

«Три богатыря» Васнецов

Инсценировка русских народных сказок:

- «Гуси-лебеди»

- «Теремок»

Воспитатели

В течении года

Социально – коммуникативное  развитие

Молодецкие забавы- игры:

-  «Построй корабль»

-  «Подними якорь»

-  «Моряки и акулы».

Просмотр мультфильмов: 

- «Летучий корабль»  

- «Иван-царевич и Серый волк»

Сюжетно – ролевые игры:

- « Именины»

Воспитатели

В течении года

 

                                                                                   Художественно – эстетическое  развитие

Рисование:                                        - «Русская матрешка»                       - «Декоративное блюдо» (золотая хохлома)

- «Ангелы»

 - «Роспись пасхальных яиц»»

Конкурс рисунков «Ангелы»

Аппликация:

 - «Веточка вербы»

Лепка:

 «Водоноски у колодца». «Пасхальные яйца»

Слайдовые презентации:

-  «Русские народные инструменты»

 Пение:

 «Солнечная капель»

Слушание:

«Колокольный звон»

 «Песенка про ангелов»

Прослушивание русских народных песен:

- «Калинка»

-  «Во поле береза стояла…»

- «Ой, да ты калинушка»

- «Как родная меня мать провожала»

- «Солдатушки»

-  «О мире»

Праздники и развлечения на основе русского фольклора:

- «Рождество»

- «Масленица»

- «Пасха»

- «Народные игрища»

- «Осенняя ярмарка»

Просмотр видео – роликов:

-  «Танцы русского народа»             - «Кадриль» 

Хороводы:

- «К нам  гости пришли»

- «Пошла, млада за водой»

Воспитатели

Музыкаль-ный руководитель

Воспитатели

Музыкаль-ный руководитель

Апрель

Май

Март

В течении года

В течении года

В течении года

По календарю в течении года

 Физическое развитие

Подвижные игры:

- «Ручеек»

- «Удочка»

- «Займи мое место»

- «Крашенки»

- «Перетяжка»

-  «Метелица»

 «Гори, гори, ясно»

 «Играем в салки –догонялки»

Игры - забавы: 

«Каравай»

«Чьё яйцо дольше укатится?»
Разминка: «Весёлые ложкари»

Воспитатели

В течении года

Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами

Выставка:

«Традиции моей бабушки» Консультации:

«Воспитание ребёнка в русских традициях»

Сотворчество детей и родителей:                                 «Твори, выдумывай, пробуй»

Воспитатели

Март

Декабрь

февраль

Раздел

«Хорошо - плохо»

Цель

Воспитывать уважение к нравственным нормам    морали.  Учить детей различать добро и зло, любить  добро,  быть в состоянии  творить добро. В разных формах пресекать безнравственные проявления  в  стремлениях и действиях ребенка.

Направление

Виды детской деятельности

Ответн-ный за проведение

Срок выполнения

Познавательное и  речевое развитие

Презентации:

«Хорошие и плохие поступки»

«Эмоции – что они выражают»

Чтение:

 «Что такое хорошо» «Благородство»

«Как человек стал непослушным?

«В дороге»

«Любите всех!»

«Стыдно перед соловушкой»

«Добрый мальчик»

«Котёнок»

«В дороге»

«Спасибо»

«Обидное слово»

«Обида»

«Прощение»

«Непослушный сын»,

«Как Ваня хорошее делал»

Сказка «Колобок» - обсуждаем, размышляем «Почему съели Колобка?»

Беседы: 

«Легко ли быть добрым?»

 «Отчего зло?»

«Почему добро не умирает?»

«Как относиться к животным,     птицам, растениям

«Почему плачет синичка?»

«Чем помочь?»

Поговорки:

 «Жизнь дана на добрые дела»

 «Милее всего, если кто любит кого»

Воспитатели

В течении года по плану специалиста по развитию речи

Социально – коммуникативное  развитие

Дидактические игры:

«Что можно, а что нельзя?»

Ситуативный разговор:

«Кого можно назвать добрым?» «Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты относись к ним»                              «Какими должны быть дети?»

Речевая игра: 

«О добрых, жадных, злых».

«Красота и доброта»

Игра – драматизация:  «Колобок»

Игра-викторина:

 «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Просмотр мультфильмов:

«Крошка енот»

«Летучий корабль»  

«Иван-царевич и Серый волк»

Воспитатели

В течении года

                              Художественно – эстетическое  развитие

Рисование:   

«Подарок другу»

«Украшения к празднику»

Лепка:

«Птицы в гнёздышке»

«Погремушки и игрушки для малышей»

Аппликация:

«Открытки к праздникам»

Слушание:

«Дорогою добра»

Пения соловья в аудио записи

Пение:

«Улыбка»

«Вместе весело шагать»

«Если добрый ты»

с танцевальными движениями

Воспитатели

Воспитатели

Музыкаль-ный руководитель

Декабрь

Апрель

Май

Май

Март

В течении года

В течении года

В течении года

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Мирилка»

«Ручеек»

«Дружно»

«Выручалки»

«Жадный рот»

«Займи мое место»

«Метелица».

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

В течении года

Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами

Выставка:

«Панорама добрых дел»

Консультации:

«Воспитание ребёнка в русских традициях»

«Как правильно сказать ребёнку нет»

Сотворчество детей и родителей:                                 «Участие в творческих конкурсах»

Воспитатели

Март

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Контроль реализации проекта:

I. Что будет оцениваться в ходе реализации проекта:

- умение выявлять проблему;

- самостоятельно искать нужное решение;

- умение развивать поисковую деятельность;

- умение прогнозировать;

- умение систематизировать знания;

- способность к практическому и умственному экспериментированию, символическому моделированию, речевому планированию.

Предполагаемый результат:

дети имеют представления:

-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

-о духовных и нравственных ценностях;

-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

-знакомы с историей и культурой своей страны;

-умеют беречь и поддерживать красоту;

-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание;

-стремятся к добру и неприятию зла.

II. С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами проекта:

- наблюдение, беседы;

     - изучение продуктов детского творчества;

- анкетирование, беседы с родителями

 

Список литературы:

  1. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Старшая и подготовительная группы – М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004г.
  2. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников».– М.: ЦГЛ, 2005г.
  3. Воробьев В.А., Морозов М.И., Лычагин Б.И. «Вачский район на рубеже веков». Н.Новгород, 2004 г.
  4. Воробьев В.А «Казаковские кружева»
  5. Дыбина О.В. «Что было до…»: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ Сфера, 2002г., (Серия «Вместе с детьми».)
  6. Костина Э.П., Кочнева Н.Н., Каримова Л.Г., Семикова Л.В «Мой родной дом». Программа
  7.  «Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». – СПб.: «Детство-пресс», 2004г.Наумов С.В. «Проблемы управления инновациями на региональном уровне». Журнал «Педагогическое обозрение» № 2-3, 2008г.
  8. Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре»: Методическое пособие для ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2005г. (программа развития).
  9.  «Наш край» книга для учащихся школ. Н.Новгород, издательство «Книги», 2002 г.
  10. Николаева С.Н.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного  образовательного учреждения – М.: Просвещение, 2002г.  
  11. Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту»: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений –  СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г.
  12. Новицкая М.Ю. «Наследие: патриотическое воспитание в детском саду», М. Линка – Пресс, 2003г.
  13. Посылкина Р.Ю. «Сказка в  экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста», М., 2002 г.
  14. Рыженков Г.Д., Розова А.Н., Чиркова Т.М. «Народный месяцеслов»: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. – М.: Современник, 1992г.
  15. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2006г.

16. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;

17. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

18. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.-  М.: Издательский дом «Покров», 2004;

19. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2.000;

20. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;

21.  Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;

22. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/;

23. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;

24. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И. Маляревский.  http://pedagog.eparhia.ru/

 

 

Приложение

Конспект ООД в старшей группе

Тема: «Храм в нашем селе»

Пояснительная записка.

Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство Родины. Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, положительных качеств личности ребенка, его индивидуальности.

Актуальность: Творческий дар присущ каждому ребенку. Однако умение видеть красоту окружающего мира не дано каждому от рождения в равной степени. По свидетельству ученых, люди часто смотрят, но не видят какие-то видимые другим качества и, возможно, даже не догадываются об этом. Поэтому задача развития умения увидеть красоту творения является важной на начальном этапе знакомства с православной культурой. Способность воспринимать многообразие и красоту форм, цветов, звукового разнообразия мира подводит к пониманию того, что прекрасное не возникает само собой. От умения видеть красоту окружающего мира ребенок подводится к пониманию целесообразности его устроения, взаимосвязанности явлений, мудрости законов, на основе которых выстроены отношения всего, что его окружает. Прекрасное - пробуждает доброе.

Предложенное далее занятие разработано для старшей возрастной группы ДОУ.

Цель: формировать у  детей представление о  православном храме, как о нравственном, культурном и историческом наследии; мотивацию к изучению православной культуры.

Задачи:

Образовательные:
Познакомить детей с православными традициями. Продолжать знакомить детей с внешним видом и  устройством православного храма.

Развивающие:
Способствовать развитию умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира, используя различные органы чувств – зрение, слух, осязание; развитию  эстетического восприятия, способности передавать красоту храма при помощи художественных средств.

Воспитательные:
Способствовать воспитанию ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию, а также нравственных  чувств любви к Родине.

Интегративные: 

Объединить  художественную деятельность и духовно-нравственное воспитание.

Место занятия в программе дошкольного образования:

 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

         Организованная образовательная деятельность: Рисование

       Форма проведения, вид деятельности:

Комплексное  «Творческая мастерская»

Предварительная работа: 

  • экскурсия в храм села Арефино,
  • рассматривание иллюстраций с изображением зданий храмовой  архитектуры,
  • искусствоведческая беседа об особенностях храмовой архитектуры,
  • прослушивание аудиозаписей колокольного звона,
  • разучивание пальчиковой гимнастики «Строим храм»

Дидактическое обеспечение:

 Для реализации занятия  предлагаются следующие методы: 

Наглядный - виртуальная экскурсия, рассматривание картины

Словесный -  беседа с элементами диалога, обобщающий рассказ воспитателя,  ответы  на вопросы педагога и  детей, пальчиковая игра, рассматривание наглядного материала

Практический организация  продуктивной  деятельности


Материал для ведения образовательной деятельности:

  • Слайдовая презентация  «Православные храмы», состоящая из изображений храмов, с различной архитектурой;
  • Лента времени: фотоизображение храма села Арефино в начале XIX века и в настоящее время;
  • альбомные листы по количеству детей, гуашь, кисти толсты и тонкие для прорисовки элементов, палитры для смешивания цветов, пластиковые стаканы – непроливайки с водой, салфетки
  • аудиозапись колокольного звона;
  • картина художника А.О.Чанова  с изображением Троицкой церкви села Арефино
  • аудиозапись песни «Храм» авт. О. Газманов
  • изображение грустных и весёлых лиц для рефлексивной части

Предполагаемый результат:

Активизация познавательного интереса к зданиям храмовой архитектуры, обогащение представлений о них; умение создавать изображение храмов при помощи художественных средств. Переживание чувства радости от процесса создания образа храма.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».  

Форма организации: фронтальная, индивидуальная (во время работы детей)

                                                      План:

  • Прослушивание аудиозаписи колокольного звона;
  • Виртуальная экскурсия;
  • Рассматривание изображений разнообразных православных храмов,          сравнение их между собой;
  • пальчиковая гимнастика;
  • Рисование образа православного храма;
  •  Выставка детского творчества, рефлексия.

Ход ООД

Предполагаемые ответы и действия детей

Воспитатель: Ребята! Я приглашаю вас на необычную экскурсию! Мы с вами сможем побывать в разных уголках нашей Родины – России. А вы хотите отправиться все вместе на эту необычную экскурсию? Тогда я приглашаю всех занять свои места. А чтобы понять, куда мы сейчас отправимся, нужно закрыть глаза и внимательно послушать.

(Включается аудиозапись колокольного звона) 
Открывайте глаза, ребята. Вы слышали такую музыку?
Ответы детей.
Воспитатель: Где такая музыка звучит? 
Ответы детей.
Воспитатель: Это музыка колоколов. А голоса колоколов обычно слышны у церквей, соборов, храмов, которых очень много в нашей стране.

Сейчас мы попадём в столицу нашей Родины – Москву.

(используется оборудование для слайдовой презентации)

Там находится Собор Покрова Пресвятой Богородицы на рву или как его ещё называют собор Василия Блаженного.  Его  построили очень много лет назад.

Посмотрите, как он красив! Нравится ли вам это здание?

Также в Москве есть  Кафедральный соборный храм Христа спасителя.

Что вам в нём понравилось?

А сейчас мы попадём в город  Санкт – Петербург. Там находится Исакеевский собор. Следующий город, в который мы с вами отправимся– Вологда.  Это Софийский собор. Посмотрите, он отличается от других храмов? Представьте себе ребята, что этот храм старше Храма Христа Спасителя на 400 лет. А какой он тоже красивый, величественный.  Скажите, нравится ли вам такой храм?

Все храмы разные. А как вы думаете, что у них есть общего? (При затруднениях в ответах, используются наводящие вопросы: а как вы думаете,  что это; на что это похоже и т. п.)

(Обобщающий рассказ воспитателя)

У храмов есть звонница, она состоит из множества колоколов. Каждый колокол имеет свое имя, например, «набатный», он оповещал о том, что случилась какая-то беда. Звук колокола «благовест» приносил благую весть, добрую, радостную.

Внизу мы видим, небольшие колонны, которые называются абсиды. Они бывают разной высоты. Их украшаю полукруглые, сводчатые двери, эти двери называются порталы. Смотрим выше. Второй этаж – мы видим абсиды, и такие же, как и внизу полукруглые сводчатые только окна. Конечно, наверху мы видим купола, украшенные позолотой, а также крест, устремленный в небо. Куполов бывает несколько – пять, семь, девять и даже тринадцать. Как вы думаете, от чего это зависит? Каждый храм имеет своё название, своё имя. А как вы думаете, в честь кого храму дают имена?

Таким образом, сколько на храме куполов зависит от замысла постройки и количества святых, в честь которых построен храм.
Этот дом - не просто дом:

 Он красивый и с крестом.

Золотые купола,

Звонкие колокола!

(данное четверостишье может быть использовано в качестве напоминания при затруднениях в ответах детей, либо как обобщение сказанного)

Люди очень уважают святые места, ухаживают за храмами и почитают их, поэтому, они стоят так много лет и не рушатся.
Ребята, а в нашем селе тоже есть храм. Он похож на те храмы, которые мы видели?

Посмотрите на нашу ленту времени. На ней мы видим наш храм много лет назад и в настоящее время. Скажите, изменился ли он? Правильно, он стал ещё красивей. А как вы думаете, почему? Конечно, потому что люди заботятся о нём и берегут. Есть даже такая профессия – реставратор. Реставраторы восстанавливают старинные здания, чтобы люди могли любоваться ими и дальше.  

Сейчас мы с вами  увидим наш храм, но необычный. Он изображён на картине нашего художника, о котором вы уже слышали. Это А. О. Чанов. Вам нравится, как художник изобразил храм? А вы бы хотели ненадолго стать художниками и нарисовать храм, каким вы его видите?

Прежде чем начать рисовать, немного разомнём пальчики.

 Пальчиковая гимнастика «Строим храм»

Тук-тук молотком тут и там,  

Дети строят новый храм  

 (дети стучать кулачком  о кулачок, имитируя  стук молотка)

Молоточком по гвоздикам

застучали                                                                 (пальцы рук выпрямлены, ладонью одной руки стучат по пальцам другой руки)      

 И гвоздики в доски быстро забивали    (поменяли руки)                                                                                

Строят крышу и крыльцо –

Получилось хорошо.                                      (изображают руками крышу, хлопают в ладоши)                                                        Вот идет маляр с ведром                                        (пальцы шагают по ногам)                                                                                         Он покрасит новый дом.                                (имитируют покраску кистями рук).  Воспитатель: А теперь подходите к вашим  рабочим местам и рисуйте свой храм.                                                         (Во время работы тихо звучит аудиозапись песни «Храм» авт. О. Газманов)                      Воспитатель в это время  общается с детьми индивидуально (при необходимости задаёт вопросы, мотивирующие детскую деятельность, оказывает помощь технического характера)
Подведение итогов занятия

После окончания работы детские рисунки располагаются рядом, в виде выставки. Воспитатель предлагает детям сказать несколько слов об одном из рисунков (либо о своём, либо о рисунке сверстника). Что ему понравилось в изображении храма?

Рефлексия

Воспитатель: А теперь, ребята, мне хотелось бы сейчас узнать и увидеть какие ощущения, впечатления вы получили от сегодняшнего занятия?  Перед вами изображения грустных и весёлых лиц.  Выберите  вариант соответствующий вашему настроению, и приклейте его на мольберт. Как мы можем прокомментировать наши впечатления?

Воспитатель: Я вижу, что сегодняшнее занятие показалось вам интересным. Очень рада. В заключение хочу сказать, что мне было очень приятно с вами общаться!  Спасибо всем!

Дети выражают желание отправиться на экскурсию

Да

Около церквей и храмов

Дети делятся своими впечатлениями

Дети с воспитателем рассматривают особенности архитектуры данного храма

Ответы детей по особенностям храмовой архитектуры

От того, что задумал тот, кто строит храм.

В честь святых

Да, он стал ещё красивее

Потому что о нём заботятся

Дети проявляют желание стать «художниками»

Дети вместе с воспитателем выполняют пальчиковую гимнастику

Дети выполняют рисунок храма

Дети делятся своими впечатлениями

Дети выбирают вариант, соответствующий их настроению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация» , «Познание» по теме: «Дом, в котором я живу»Конспект познавательной игры

Игра, ставящая своей целью формирование у детей патриотических чувств, осознания причастности каждого человека к судьбе семьи, города, края....

Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"

Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....

Проект "Город в котором я живу"!

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...

комплекс занятий по краеведению "Дом в котором я живу"

Знакомство детей со своей малой родиной улицей, музеем, памятниками архитектуры, воспитание патриотизма и уважения....

Проект "Город, в котором я живу"

.Паспорт  поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации  этого проекта....

проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...