Проект "Волшебные превращения съедобного минерала"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ляпина  Наталья Борисовна

В проекте представлена экспериментально - исследовательская работа воспитанников старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnye_prevrashcheniya_sedobnogo_minerala.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Вачского муниципального района

МБДОУ детский сад №17 «Сказка»

 Экспериментально – исследовательская работа

« Волшебные превращения

съедобного минерала»

                                                Авторы работы: воспитанники старшей группы

                                      Ляпина Наталья Борисовна - воспитатель 1    

                квалификационной категории

с. Арефино

2016год

Оглавление

1. Введение        3

2. Основная часть        4

3. Заключение        14

4. Список литературы        16

5. Приложение        17

Введение

     Однажды Наталья Борисовна  принесла в группу необычный стакан. Его стенки были разукрашены узорами, похожими на те, что «рисует» мороз на оконных стёклах. Наталья Борисовна  сказала, что ей подарили этот стакан, как сувенир, а сделали такую красоту при помощи соли. Нам стало интересно, как они получились. Значит, необычные узоры можно сделать при помощи соли? А что же такое соль, откуда она берётся и можно ли самим вырастить кристаллы соли и использовать их в рисовании? Мы предположили, если мы сможем вырастить кристаллы соли и узнаем о способах рисования кристаллами соли, то сможем научиться делать необычные рисунки и поделки с помощью соли.

Объект исследования: соль.

Предмет исследования: способы рисования кристаллами соли.

Цель исследования: как самим вырастить кристаллы соли и с помощью нее сделать рисунки и поделки.

Задачи:

- познакомиться с историей возникновения и использования соли;

- вырастить самостоятельно кристаллы соли;

- узнать и освоить способы работы с солью;

- выполнить рисунки и поделки различными способами;

Этапы работы:

Подготовительный этап.

1. Поиск информации об истории возникновения и использования соли.

2. Создание коллекции соли.

3. Подготовка оборудования для работы с солью.

Основной этап.

1. Опыты с пищевой солью. Выращивание кристаллов соли.

2. Исследование способов работы с солью в рисовании.

3. Изготовление рисунков с использованием соли.

4. Изготовление поделок из крашеной соли.

Заключительный этап.

1. Презентация выставки «Волшебные превращения съедобного минерала».

 

Основная часть

Мы решили узнать все о соли, ее свойствах и откуда она появилась. Наталья Борисовна организовала нам экскурсию в Арефинскую библиотеку, где мы узнали, что соль - это минерал, бесцветный кристалл, имеет форму куба, вкус соленый. Откуда появилась соль на нашей планете, ученые спорят уже много столетий. Существует две версии. Одни ученые считают, что соль появилась из океанов и морей. Когда вода испаряется, то по их берегам выступает соль. Другие - считают, что соль появилась из-под земли, во время вулканических взрывов. Залежи кристаллов соли ученые называют галитом или каменной солью. Но кто создал эти галиты, вулкан или океан, непонятно до сих пор. В нашей стране соль добывают из соленых озер и пещер. Самые крупные соленые озера в России - Баскунчак и Соль - Илецк. Мы своими глазами увидели, как добывают соль, совершив виртуальную экскурсию при помощи интерактивной доски, которую нам организовали в детском саду.  Соль есть дома у каждого из нас. Такая соль называется пищевая, она очищена от глины и железа. Эту соль мы добавляем в еду. Сегодня ее можно купить в любом магазине. С помощью родителей и детей нашей группы мы собрали коллекцию соли. В нашей коллекции соль: мелкая и крупная, йодированная и ароматическая, морская и пищевая. Теперь мы подошли к главному вопросу: «Можно ли самим вырастить кристаллы соли»? Ответ на него мы нашли в сети Интернет: оказывается, можно. Мы провели опыт: в стакане с теплой водой растворили полстакана соли. Получилась очень соленая вода. На палочке закрепили нитку с узелком и опустили в воду. Стали наблюдать, что произойдет. Вода испарялась, и каждый день на ниточке появлялись новые кристаллы соли. Через десять дней подросшие кристаллы мы достали, высушили и покрыли лаком, чтобы они хорошо сохранились. Из этого опыта мы узнали, что соль хорошо растворяется в воде, после испарения воды соль снова кристаллизируется.

Но у нас возник вопрос, можно ли получить цветные кристаллы соли? И мы провели еще один опыт. Подкрасили соленый раствор краской, но краска осела на дно, и кристаллы получились не цветные, а мутные.

Тогда мы обратились к Наталье Борисовне с вопросом, можно ли покрасить соль? Она предложила попробовать разные способы. Оказывается, есть способ рисования, который называется «соленая акварель». Сначала мы  размыли на листе картона  акварель. Затем влажную акварель посыпали солью. Когда работа высохла, соль образовала на бумаге красивые объемные цветные кристаллы. Получился красивый рисунок. Вывод: соль можно окрасить акварельными красками, но рисунок надо делать быстро, пока не высохла краска.  Когда мы работали на картоне, то увидели, что он гладкий как стекло, мы спросили: «Наталья Борисовна, а можно сделать рисунок солью на стекле»? Мы взяли рамку со стеклом, положили под стекло рисунок. Контур рисунка раскрасили акварелью прямо по стеклу. Посыпали на него цветную соль. Когда рисунок высох, мы получили яркое и прочное изображение. Такие рисунки могут быть необычным подарком к любому празднику!   Для второго способа окрашивания соли взяли гуашь. Размешали в баночках соль с гуашью. Соль получилась яркая, рассыпчатая. Из такой цветной соли и клея ПВА тоже можно сделать красивые картины. Мы нарисовали контур рисунка на картоне. Нанесли на контур густой слой клея ПВА и посыпали его цветной солью. Такой рисунок должен хорошо высохнуть иначе соль осыплется. Еще мы узнали, что из цветной соли можно сделать и другие поделки, например, украшение для кухни. Мы взяли пустые бутылочки. Через бумажные воронки насыпали  цветную соль слоями. Работали очень аккуратно и осторожно, чтобы не испортить цветные слои! Когда бутылочки заполнились, мы плотно закрыли их крышкой, чтобы соль не рассыпалась. Такие бутылочки теперь украшают и наши кухни, они смотрятся очень весело и красиво! Но больше всего нам понравилось делать стаканчики, украшенные узорами из соли. Именно такой показала нам Наталья Борисовна. Для их изготовления  взяли невысокую прозрачную баночку и клей ПВА. Намазали ее густым слоем клея или нарисовали рисунок. Затем аккуратно посыпали солью. Всё готово!

Заключение

В процессе работы мы узнали много интересного, получили ответы на все интересующие нас вопросы о соли. Познакомились с историей появления соли. Собрали коллекцию соли. Из собственного опыта узнали, что соль, хорошо растворяется в воде, а после испарения воды соль снова кристаллизируется. Мы вырастили кристаллы соли и узнали, что их выращивание - процесс длительный, требующий долгих наблюдений, но одновременно очень увлекательный! Узнали о способах рисования кристаллами соли, научились самостоятельно делать цветную соль и изготавливать из нее красивые подарки своими руками к любому празднику. Следовательно, наше предположение подтвердилось.

В ходе нашего исследования мы сделали следующие выводы:

- соль-это съедобный минерал, который есть у каждого из нас в доме,

- узнали, откуда она появилась, и где ее добывают,

-установили, что соль растворяется в воде, а после испарения воды образуются кристаллы соли, (это свойство и помогло нам вырастить кристаллы соли)                                                                                                                         - с помощью соли можно рисовать, самостоятельно делать цветную соль и изготавливать из нее красивые подарки своими руками к любому празднику.

Мы провели презентацию выставки «Волшебные превращения съедобного минерала» в своей группе. Научили детей, как изготовить цветную соль и сделать рисунки из окрашенных кристаллов соли.

Список литературы:

1.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с разными материалами/Е.К. Брыкина-М: Педагогическое общество России, 1998. – 70с.

2.Дыбина О.М. Творим, изменяем, преобразуем / О.М. Дыбина-М: ТЦ Сфера, 2002 – 127с.

3.Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие / Е.В. Котова, С.В.Кузнецова, Т.А.Романова- М: ТЦ Сфера, 2010. – 112с.

4.Лыкова И.А. Мастерилка/ И.А.Лыкова - Издательский дом «Карапуз», 2003. – 43с.

5. Панасенко Б.А. Мастерилка/ Б.А.Панасенко - Издательский дом «Карапуз», 2001. – 52с.

6. Шалаева Г. П. Кто есть кто в мире открытий и изобретений / Г.П.Шалаева-М.Филол. Издательство СЛОВО, Эксмо, 2007. – 340с.

7. Якимова Л.А. Соленое творчество/ Л.А. Якимова - М: ТЦ Сфера, 2009. – 126с.

8. Ясинов А.А.Минералы и их свойства/ А.А.Ясинов-М.: Издательство ИКАР, 2003. – 265с.

9. http://www.semya-rastet.ru/razd/gde_i_kak_dobyvajut_sol/

10. http://appetissimo.ru/akademiya/1459-sol.html

11.https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E7%B8%F0%E0_%D0%EE%F1%F1%E8%E8

12. http://www.liveinternet.ru/users/soloha2010/post309186450/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Съедобные и не съедобные грибы"

Презентация на закрепление съедобных и не съедобных грибов....

Паспорт проекта.Вода - самый удивительный минерал Земли.

В сложных экологических условиях, во время промышленного бума приведших к расточительному отношению к воде и водным ресурсам особое значение приобретает работа детского сада  по формированию у де...

Проект Вода самый удивительный минерал Земли

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

Занятие по формирование целостной культуры мира в старшей группе «Съедобные и не съедобные грибы».

Цель: Расширить и уточнить знания детей о грибах, их  строении; дать понятие о съедобных и несъедобных грибах, о разновидности леса. Учить  отгадывать загадки про грибы, по их характерным пр...