Конспект непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования в подготовительной группе "Удивительное рядом."
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Сайпулаева Марият Салмановна

Создать условия для самостоятельного исследования объектов детьми в процессе совместной деятельности с педагогом.

расширять представления детей о предметах окружающего мира, доисторических животных, строении и свойствах яйца,

способствовать формированию навыков исследовательского поведения через участие в проведении серии экспериментов и наблюдений,

воспитывать любознательность, доброжелательное отношение и стремлении помогать друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл эксперименты с яйцом33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования в подготовительной группе.

« Удивительное рядом»


Цель: создать условия для самостоятельного  исследования объектов детьми в процессе совместной деятельности с педагогами

Задачи:

 

Образовательные: расширять представления детей о предметах окружающего мира, доисторических животных, строении и свойствах яйца;

Развивающие:

- способствовать формированию навыков исследовательского поведения через участие в проведении серии экспериментов и наблюдений;

- продолжать развивать мышление, умение высказывать свои предположения;

Воспитательные:  воспитывать любознательность, доброжелательное отношение и стремление помогать друг другу.

Словарь новых слов«раскрутить»«зависшее яйцо».

Предварительная работа: беседа о птицах, об их образе жизни,; рассматривание книг, иллюстраций; чтение книг о жизни динозавров.

Интеграция образовательных областей:

-  познавательное развитие;

-  социально-коммуникативное развитие;

-  речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие

Примерный ход непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей пред НОД.

 На столе лежит большое яйцо динозавра.

Дети заходят в группу вместе с воспитателем.

Мотивация (игровая ситуация)

Воспитатель: Ребята, а что это у нас на столе лежит?

Воспитатель: А чье ж интересно это яйцо? Как вы думаете?

 

Воспитатель: А откуда же оно могло попасть к нам в группу?

Воспитатель: а у нас есть какая- нибудь книга , рассказывающая о жизни динозавров?

 

А можно ли сейчас встретить живого динозавра?

А какие они были динозавры?

А какие динозавры были опаснее, хищные или травоядные?

А вы знаете как назывался самый опасный динозавр, которого боялись остальные динозавры?

Предполагаемые ответы детей: Огромное яйцо.

Предполагаемые ответы детей:

Страусинное, яйцо динозавра…

Дети: из музея..

Дети рассказывают , что они знают о яйцах.

Дети: Да, есть энциклопедия..

Нет, они жили и вымерли миллионы лет назад.

Огромные, зеленые, хищные , травоядные, летающие…

Хищные.

Тираннозавр.

Проблематизация.

Дети решают как им узнать о жизни динозавра?

Ребята, сейчас никак не увидеть динозавров, а как вы думаете, можно как- то попасть в прошлое и посмотреть на то, как жили динозавры?

 

Хотите попробовать?

(просмотр презентации «Жизнь динозавров»)

А кто мне скажет, как появлялись на свет динозавры?

(слайд о вылуплении динозавров)

Да дети, вы были правы.

 

А кто еще вылупляется из яйца?

Воспитатель: давайте проверим ваши предположения.

Просмотр картинки(слайд картинка о птицах и животных вылупляющихся из яиц.)

Да, ребята, вы правы, ваши предположения подтвердились.

 

Ребята, а чем отличаются яйца динозавров от яиц современных птиц и животных?

Если яйца все разные по размеру, по цвету, по весу, как вы думаете, внутри они тоже разные, или одинаковые?

Дети формулируют проблему :

Можно отправиться на машине времени, или телепортироваться…

Хотим

Происходит телепортация в доисторический мир.

Динозавры вылуплялись из яиц.

Птицы, пингвины, ящерицы, страусы, крокодилы, змеи, черепахи.

Размером, они были огромные, так как динозавры большие, сейчас яйца гораздо меньше, потому что и животные не очень больших размеров.

Ответы детей.

Целеполагание 

Чтобы проверить, какие они внутри, разные или одинаковые, что нужно сделать?

Где же мы можем узнать?

Где проводятся эксперименты ?

Рассуждают, доказывают о

необходимости узнать .(Можно только в музее или отправиться в  лабораторию и провести эксперимент)

Планирование будущей деятельности.

 Тогда давайте попробуем отправиться в лабораторию, закройте глаза и послушайте эта волшебную музыку, которая поможет нам попасть в лабораторию.

 

Дети закрывают глаза, и произносят слова «раз, два, три, покружись и в лаборатории очутись!»

Реализация плана.

Посмотрите, что же у нас лежит на столах?

Какие яйца?

А цвет какой?

Какие они по размеру?

(яйца трех размеров и цветов)

(Рассказ о пользе яиц)

.

Восп. Яйцо, ребята, считается символом жизни. В древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло и  свет.

 Восп. А кто знает, какая польза от куриных яиц для человека? 

 

Да , ребята, яйцо - это удивительный продукт потому, что в нем, таком маленьком, содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые укрепляет мозг, зрение и сердце. Яйца улучшают память, предохраняют от многих серьезных заболеваний. В яйцах содержится много кальция, поэтому у людей, регулярно употребляющих в своем рационе яйца, крепкие зубы и здоровые кости.

Воспитатель предлагает рассмотреть детям  два яйца. (Одно сырое, второе вареное)

Яйца.   Куриные, перепелиные

Дети рассматривают яйца, взвешивают их в руке. Предполагают, что они различные по весу, рассуждают почему они разные.

Белые и коричневые. Большие и маленькие, а еще разные по весу.

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Как же узнать какое вареное, какое сырое не разбивая яйцо? 

Воспитатель: вот мы и определили, какое из них вареное, а какое сырое. Отметим маркером сырое яйцо (–), а вареное (+)

 

Упражнение с детьми «крутимся, как яйца» 

.Опыт «Раскрути- ка»

Дети пробуют раскручивать яйца, чтобы определить их признаки.

Дети делают Вывод: Если яйцо крутится медленно – значит сырое. А если быстро – значит варёное.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а что нужно сделать, чтобы проверить свои предположения?

Воспитатель: Правильно. И тем самым мы узнаем , какое оно внутри.

Опыт «Какое ты внутри»

Ответы детей: нужно их разбить.

Воспитатель предлагает детям разбить сначала предполагаемое сырое яйцо в прозрачную миску, убрав скорлупки на подносы.

Воспитатель: Что мы видим, ребята?

Из чего состоит яйцо?

Что находится в середине яйца? Какой желток?

 Что вокруг желтка? 

Какой он?

Как вы думаете, желток жидкий или нет?

Воспитатель: если желток жидкий, то почему он не растекается, или почему он у Маши растекся, а у Артема нет?

Воспитатель: а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы проверить, так ли это на самом деле?

Что получилось?

      Почему?

Воспитатель: Возьмите стеки и попробуйте проткнуть желток

Воспитатель: Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? 

А теперь давайте разобьем и почистим вареные яйца- куриное и перепелиное, попробуем его разрезать пополам.

Что вы видите?

Ребята, а давайте попробуем разрезать яйцо динозавра, и посмотреть, какое же оно внутри?

 

Что мы с вами выяснили?

По желанию ребенка, проводится опыт   «Зависшее яйцо»

Для проведения опыта понадобится: большой пластиковый стакан, яйцо, вода, столовая ложка, соль.

Наполнить стакан до половины пресной водой. Опустить в стакан сырое яйцо. Оно тонет.

•Достать  яйцо.

• Добавить в воду три столовые ложки соли, хорошо перемешать.

• Опустить в стакан то же самое яйцо. Если в воде достаточно соли, то яйцо зависнет в воде.

Упражнение с детьми: показать на примере плотность воды (5 детей частички воды, а остальные 5 частички соли—дети стали друг к другу плотнее, плотность соленой воды больше, чем плотность пресной воды, поэтому соленая вода поддерживает яйцо на поверхности.

 

Предполагаемые ответы детей: Из скорлупы, белка и желтка.

Ответы детей. Желток

 желтый, круглый…

 белок

прозрачный , жидкий, принимает форму сосуда

 Густая прозрачная масса это – белок.

Ответы детей: жидкий.

Ответы детей : желток покрыт прозрачной тоненькой пленочкой.

Ответы детей : нужно проткнуть пленочку чем –то остреньким.

Проведение опыта: дети протыкают желток и наблюдают за происходящим .

 ответы детей   Желток - жидкая масса в тонкой пленке.

 

хрупкая, ломкая, тонкая

Дети  делают вывод: яйцо состоит из трех элементов , скорлупа - оболочка яйца, белок - густая масса, в центре – желток в тонкой пленке.

Ответы детей.

Скорлупа, белок и желток.

Дети наблюдают за происходящим.

( разрезается яйцо динозавра из попье- маше)

Ответы детей: Мы выяснили, что независимо от размера, и от того чьи яйца, внутри они все одинаковые.

  Дети делают вывод«В соленой воде яйцо не тонет. А в обычной - тонет».

Вывод:  не тонет потому, что яйцо поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Соленая вода помогает держаться на поверхности. В соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке. В Мертвом море, в котором очень сильная концентрация соли, человек может спокойно лежать на поверхности воды.

 Восп. Скорлупа, ребята, содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях: как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки (показ иллюстраций).

Восп. Ребята, вы, как настоящие ученые, провели опыты, а теперь хотите побывать в роли народных умельцев и сделать красивую аппликацию из яичной скорлупы?

.

Ответы детей. Хотим.

Дети  делятся на две подгруппы и выполняют аппликацию из яичной скорлупы

 «Динозаврик» и «Яйцо в разрезе»

Рефлексия

Воспитатель подводит детей к обсуждению:

Что мы с вами делали?

Для чего мы это делали?

Что получилось, а что не получилось?

Что узнали?

Что больше всего понравилось?

Может, что - то вызвало затруднения?

Получилось ли то, что вы задумали?

Как вы думаете, мы справились?

Что мы для этого сделали?

 (Хвалим детей за деятельность)

Дети вспоминают, чем занимались, перечисляют,  какие действия они выполняли, что узнали и т.д.

Высказывают свои предположения.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе детского сада "Помогая другу, открываю мир".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе детского сада "Помогая другу, открываю мир".Конспект занятия, на котором дети отправляются ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе « Математическая игра»

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь...

Непрерывная образовательная деятельность с элементами экспериментирования в средней группе «Свойства воздуха» с использование игровых технологий

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Задачи:Образовательные: Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элем...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе

КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА ГЛАСИТ: «РАССКАЖИ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ – И Я ПОЙМУ». УСВАИВАЕТСЯ ВСЕ ПРОЧНО И НАДОЛГО, КОГДА РЕБЕНОК СЛЫШИТ, ВИДИТ И ДЕ...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе "Потерянные краски осени"

Цель:  формирование  у детей   склонностей  к наблюдению, через экспериментирование.Задачи:           Образовательные:1....

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования в подготовительной группе "Путешествие в подземное царство"

Данное занятие будет интересно воспитателям подготовительной группы. Игровое занятие с элементами экспериментирования направлено на расширение знаний детей об окружающем мире через поисковую, опытниче...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. "Удивительные часы".

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по познавательному развитию в подготовительной группе. "Удивительные часы"....