Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе "Потерянные краски осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Новикова Екатерина Сергеевна

Цель:  формирование  у детей   склонностей  к наблюдению, через экспериментирование.

Задачи:

          Образовательные:

1.      Продолжать расширять знания детей об окружающем мире.

2.      Совершенствовать знания детей об осени, как времени года, кода происходит смена окраски листьев.

3.      Совершенствовать знания детей о цвете и его свойствах. 

            Развивающие:

 1.Развивать    у детей  любознательность,  познавательную  мотивацию и творческую активность.

 2.Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

 3.Формировать  первичные  представлений  об   объектах окружающего мира  и их  свойствах. 

 4. Расширять и активизировать словарь детей.

          Воспитательные:

1.      Прививать бережное отношение к окружающей среде.

2.      Воспитывать доброжелательность между детьми, умение работать в микрогруппе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poteryannye_kraski_oseni.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа

«Образовательный холдинг «Детство без границ»

Муниципального образования Усть-Лабинский район

 Сценарий

   организованной образовательной  деятельности

 с использованием  технологии экспериментирования

 в старшей группе

Тема: «Потерянные осенние краски»

 

 

2017 год

Возрастная группа: дети 5-6 лет

Вид деятельности: экспериментальная, продуктивная, коммуникативная.

Образовательные области: Познавательное развитие,  художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие,  речевое развитие.

Используемые технологии:  игровая, ИКТ, проектная.

Цель:  формирование  у детей   склонностей  к наблюдению, через экспериментирование.

Задачи:

          Образовательные:

1.        Продолжать расширять знания детей об окружающем мире.

2.        Совершенствовать знания детей об осени, как времени года, кода происходит смена окраски листьев.

3.        Совершенствовать знания детей о цвете и его свойствах.  

            Развивающие:

 1.Развивать    у детей  любознательность,  познавательную  мотивацию и творческую активность.

 2.Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

 3.Формировать  первичные  представлений  об   объектах окружающего мира  и их  свойствах.  

 4. Расширять и активизировать словарь детей.

          Воспитательные:

1.        Прививать бережное отношение к окружающей среде.

2.        Воспитывать доброжелательность между детьми, умение работать в микрогруппе.

Оборудование:  белая краска, морковный и свекольный сок, пробирки, лупы, белая бумага, листья с деревьев  зелёного, жёлтого и красных цветов, палитра, кисточки, салфетки, подставки под кисточки, клеёнки, белые листочки, кубики (по количеству детей),

Проектор, ноутбук, магнитофон.

1 этап. Формирование внутренней мотивации

Содержание

Обратная связь на возможные высказывания

Ребята, посмотрите, какой красивый букет  я собрала  на нашей площадке. Вам нравится?

(В букете с осенними листьями дети находят белые листья и сообщают об этом воспитателю).

Проблемный вопрос:  Бывают ли листья белые? Когда вы видели такие листья?

А сейчас какое время года?

А могут осенью на деревьях быть белые листья?

Как же нам узнать, что происходит осенью с листьями, почему они стали белыми?

А как нам это проверить?

 А вы писать умеете? (Нет). А номер телефона знаете? (Нет)

  Тогда давайте пойдём   к ней в гости.  Хотите?

Проводится динамическая пауза

«Мы весёлые ребята»

 Ребята, вы что-нибудь слышите?

А какая это музыка?

Значит Осень грустит?  (на экране появляется портрет с  Осенью)

Проблемный вопрос:  Почему осень может грустить?

Оказывается,  Осень грустит, потому что поссорилась со своей старшей сестрой Зимой. Позавидовала Зима, что у   Осени много ярких красок и забрала их все. Оставила ей  только белую краску.  Вот поэтому, ребята в моём букете оказались белые листья.

Проблемный вопрос:  Как вы думаете, ребята, будет красиво, если на деревьях останутся только белые листья?

А  чем мы можем помочь Осени? Вы этого хотите?

 

Молодцы, какие вы внимательные.

А я и не заметила в букете белых листьев.

(Да, бывают. Зимой,  когда выпадет снег).

(Осень).

(Нет, не могут. Осенью листья жёлтые, красные, оранжевые и ещё встречаются зелёные).

Вы очень внимательные.

(Осени не хватило краски, чтобы покрасить все листья).

Очень интересное предположение.

 (Позвонить, написать письмо, спросить у Осени).

Какие интересные идеи.

(Да, хотим).

(Да, мы слышим музыку).

(Грустная, печальная).

Посмотрите, вы оказались совершенно правы,  и Осень нас встречает грустная.

Ей скучно в лесу, она устала, поссорилась с кем-нибудь.

А хотите узнать так ли это самом деле?

(Нет, будет не красиво. Будет слишком светло).

(Попросить краски у Зимы).

Мы не знаем, как её найти.

(Взять акварельные краски и отдать Осени).

Вы очень добрые дети, но их может не хватить.

(Сделать много красок).

А вы умеете делать краски? А хотите научиться?

2 этап. Планирование деятельности детей.

Содержание

Обратная связь на возможные высказывания

А какие же краски нам нужны? Какого цвета?

Проблемный вопрос:  Почему осенью листья меняют окраску?

Хотите проверить так ли это на самом деле?

Давайте пойдём с вами в лесную лабораторию и узнаем, содержится ли зелёное вещество-хлорофилл в листьях растений и деревьев?

Дети проходят за столы, где подготовлен материал для опыта №1   «Почему лист зеленый?»

Что вы видите на столе?

Возьмите  зелёный листочек и вложите его внутрь     белого бумажного листка.    Теперь кубиком сильно постучите по листочку    

А может быть в красных и жёлтых листьях тоже есть хлорофилл? Кто хочет это проверить?

Опыт повторяется.

Ребята, вы  такие молодцы, но мы очень увлеклись и забыли, что пообещали Осени изготовить краски. Давайте вернёмся в нашу группу.

По пути находят посылку.

 Пока мы с вами путешествовали, кто-то побывал в нашей группе и оставил вот это. (показывает посылку)

Да это же фрукты и овощи. Берите  по одному фрукту или овощу, что вам больше всего нравиться.

Дети разбирают содержимое посылки.

Овощи и фрукты -это осенние дары. Осень  щедрое время года. А вы хотите поиграть?

Проводится игра  «Фрукты-овощи»

Под музыку дети с выбранными овощами и фруктами  свободно танцуют по группе, по сигналу воспитателя они собираются в 2 группы (команды) фруктов и овощей. А затем каждая команда, посоветовавшись, называет, что можно приготовить из этих продуктов.

А кто догадается сок  из каких овощей у меня в пробирке?

(Жёлтые, красные. Коричневые, зелёные).

А всегда ли осенью листья зелёные?

(Нет, только в самом начале. А ещё летом и весной, когда тепло).

(У листьев заканчивается зелёное вещество, и они меняют цвет).

Надо же, а я не знала, что в листьях есть зелёное вещество? А кто из вас знает, как оно называется?

(Хлорофилл)

 А как же нам его увидеть?

Жёлтые, красные и зелёные листья. Лупы, кубики, белые листья.

Как эти предметы могут  нам помочь увидеть хлорофилл?

Что вы обнаружили в ходе опыта?

(На белом листе появились зелёные пятна.  Значит в зелёных  листьях есть хлорофилл)

(В жёлтых и красных листьях зелёного вещества нет).

А как вы думаете, почему   летом и весной листья зелёные, а осенью меняют окраску?

Потому что хлорофилл появляется в листьях только, когда тепло.

Да, вы молодцы. Замечательный опыт провели и доказали, что хлорофилл вырабатывается только, когда тепло и много солнца.

Вы не знаете,  что это может быть?

Это посылка.

Хотите узнать, что в ней? (Да)

Из овощей – суп, борщ, салат, сок, пожарить, пюре.

Из фруктов –варенье, сок, фруктовый салат, компот.

Ребята, вы знаете очень много блюд из овощей и фруктов. А где вы это всё узнаёте? У мамы и у бабушки.

(Свекольный, морковный)

Почему вы так думаете?

Определили по цвету.

3 этап. Реализация детского замысла.

Содержание

Обратная связь на возможные высказывания

А как вы думаете можно раскрасить листья соком из этих овощей?

 А что же нам делать? Ведь у нас только сок и белая краска?

 

Я вам предлагаю пройти в творческую мастерскую и попробовать смешать краски, и раскрасить наши белые листочки.

Дети самостоятельно смешивают краски. Раскрашивают листья.

У вас получились очень красивые листья.

Я вам предлагаю украсить своими листочками наше дерево и порадовать Осень.

Дети украшают дерево своими листочками.

Нет, он очень жидкий и будет растекаться.

 

Нужно смешать краску и сок.

А вы думаете у нас получиться? Вы уже так делали когда-нибудь?

Когда мы рисуем, то иногда смешиваем  краски, что бы получить другой цвет.

Как замечательно вы придумали!  Давайте скорее  попробуем!

Попробуйте создать свою краску.

Какие красивые цвета у вас получились.

Попробуйте сделать свой листочек разноцветным. Как это можно сделать?

 

Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось. Вам нравиться? А как вы думаете Осени понравятся ваши листочки?

4 этап. Проведение детской рефлексии по итогам детской деятельности.

Содержание

Обратная связь на возможные высказывания

Ребята что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего понравилось?

О чём хотите рассказать друзьям?

Было ли вам что-то трудным? А как вы с этим справились?

А хотите повторить наши эксперименты дома с родителями?

Научились делать краски. Получать хлорофилл.

Как помогли Осени создавать краски из белой краски и сока овощей.

Да. Можно попробовать смешивать краску с соком из других овощей или фруктов.

Какие вы молодцы! Вы настоящие волшебники.

Использованные ресурсы:

Интернет сайты:

Maam.ru

Nsportal.ru

 Литература:        

1. Волкова В.Н., Степанова Н.В.

 «Конспекты занятий в старшей группе по познавательному развитию»    

  2015 год  «Педагогика нового времени»

2. О.В. Дыбина  «Ознакомление с предметным окружением» 2014 год

Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»

3. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».

Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе Тема «Удивительные свойства воды».

Цель: Овладение детьми новыми способами экспериментирования с водойЗадачи:1. Создать образовательную ситуацию для обеспечения эмоционального подъема и мотивации детей на предстоящую деятельность.2. Ут...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Чудо-вода» в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»

Конспект организованной образовательной деятельности  с элементами экспериментирования «Чудо-вода»в старшей группе по образовательной области«Познавательное развитие»...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Для чего нам нужен воздух»

Программные задачи: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человекаДать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.Опыт...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Осень» в старшей группе

Направление: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное. Тип ОД: проверка усвоения  знаний.Интегрируемые образоват...