Интегрированная НОД "Как мы весне помогали" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хамидуллина Эльвира Рифовна

Данному НОД предшествовала большая предварительная работа. Мы проводили наблюдения за сезонными измененниями в природе,проводили опыты со снегом,солнечными лучами, экспериментировали с водой и воздухом;  рассматривали  иллюстрации  по теме и проводили беседы по ним; прочитали много произведений о весне , закрепили знания  о перелетных птицах и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность

«Как мы весне помогали» в старшей группе

                                                                                                        Разработала:

воспитатель МБДОУ

ЦРР д/с «Гузель»

                                                                                                            с.Бураево Хамидул-

лина Эльвира Рифовна

Цель занятия:

  • формировать у детей элементы экологического сознания, научить детей
    различать   сезонные   изменения   и   понимать   периодичность   наступления
    времен года, воспитывать уважительное, бережное отношение к природе и
    окружающему нас миру, воспитывать интерес к пробуждению природы, к ее
    отдельным явлениям, закрепить и уточнить представления детей о признаках
    весны, систематизировать знания о солнце, его свойствах, закрепить знания о
    свойствах снега, формировать у детей представления о птицах, их внешнем
    виде,   повадках,   закрепить   умение   различать   птиц   живущих   в   нашей
    местности, различать перелетных и зимующих птиц;
  • развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: неживая
    природа - растительный мир — мир птиц. Развивать речь детей, умение
    подбирать определение к слову, способствовать развитию познавательной
    активности,   любознательности,   учить  размышлять,   формировать   основы
    системного мышления, логического анализа окружающей действительности,
    формировать у детей навыки совместной деятельности, обогащать словарный
    запас детей, упражнять в согласовании существительных и прилагательных в
    роде, числе и падеже;
  • воспитывать дружеские отношения между детьми, бережное и заботливое
    отношение к живым существам, воспитывать у детей потребность в общении
    с природой, любовь к родной природе, желание любоваться окружающим
    миром, практическими делами охранять и беречь лес.

Предварительная работа:

Наблюдение за сезонными изменениями в природе, опыты со снегом, солнечными лучами, наблюдения за птицами, экспериментирование и игры с водой; рассматривание иллюстраций по теме и беседы по ним, чтение произведений о весне, закрепление знании о перелетных птицах, умения делиться на малые группы, заучивание стихов о весне и весенних явлениях в природе.

Материалы и оборудование:

Конверт, опорные карточки, мяч, воротники - лучики по количеству детей, руль, макеты деревьев, интерактивная доска, школьная доска, декорации леса, макет солнца, подснежники - шапочки по количеству детей, ваза с ветками, поднос со снегом, грелка с горячей водой, наглядно-дидактическое пособие «Птицы», прищепки и ветки по количеству детей, игрушечные птицы (2 шт.), обруч с лентами, медальоны — солнышки по количеству детей, слайд-шоу с шумовым сопровождением (звуки леса, ручья, пение птиц).

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми заходят в зал.

В: Ребята сегодня утром у двери я обнаружила конверт с надписью «Детям

старшей группы» я решила дождаться вас и посмотреть вместе, что за письмо нам пришло. Почитаем письмо? Здесь еще написано «Сказка». Вы готовы

слушать? (дети садятся, воспитатель раскрывает и читает).

«Жили - были 4 времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно

и по очереди правили всем миром 3 месяца - Зима, 3 месяца - Весна, 3

месяца — Лето, 3 месяца — Осень. Но однажды Зима решила, что она самая

главная  и  не захотела уступить  место Весне.  Загрустили  под снежным

покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить

печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна

сказала:

«Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки,

вот посмотрите: (на доске выставляю карточки - лампочка, костер, солнце)

как вы думаете, что из этого может быть чудом, который поможет Bам

Д: СОЛНЦЕ.

В:   Действительно,   солнце   -   самое   большое   и   доброе   чудо.   Давайте

поздороваемся   с   солнышком.   Подойдите   сюда,   вот   оно,   какое   наше

солнышко (подходят к макету солнца)

Светит солнышко в окошко

Смотрит в нашу комнату,

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку (хлопают и показывают ладошки).

В: А теперь поиграем. Встали в круг, игра называется «Сравни и назови»

(дети встают в круг, игра с мячом). Я начинаю фразу, а заканчивает ее тот.

кому в руки попадает мяч. Вам нужно будет сказать какое еще солнышко?

Солнце:

  • Желтое как,,. (цыпленок, подсолнух, апельсин, колобок, желт
  • Круглое как,., (колесо, круг, обруч)

—Ласковое как... (мама, кошка, бабушка) —-Теплое как... (одеяло, шарф) —Веселое как... (клоун)

  • Горячее как ...(огонь, лампочка, костер, пожар, чайник)
  • Румяное как (яблоко, хлеб, пирожок).
    'В: А какое солнышко весной?

Д: горячее, ясное, теплое, светлое, желтое...

В: Да, весной солнышко своими светлыми, теплыми лучиками согревает

землю, природа просыпается. Много у солнышка работы в лесу в это время,

А вы хотите стать солнечными лучиками, чтобы помощь солнышку и Весне'?

Д: Да, хотим.

В:   Тогда   надевайте   солнечные   воротники   (дети   надевают).   Вот   какие

получились лучики, маленькие солнышки.

В лес скорее собирайтесь,

Быстро - быстро наряжайтесь,

Да в дорогу отправляйтесь.

Мы  с  вами  поедем  в лес  на автобусе,  Наши  стульчики превратятся в

пассажирские места, а шофером у нас будет ___. Занимайте свои места (садятся на стульчики) в автобусе и поехали. (Заводится машина и
под музыку «Паровозика из Ромашкого» дети «едут»и поют)        

Поле большое, Зеленый лесок Сколько весною Путей и дорог Пр;

Хорошо на свете Солнышко свети Пожелай нам, ветер, Доброго пути Доброго, доброго, Доброго пути Самого, самого Доброго пути.

В: Остановка «Лесная» (останавливаются). Выходим. Вот мы и оказались в лесу. (На экране изображение ранней весны, встречают голоса^деса). Давайте поздороваемся с лесом каждый по-своему.

Оформление остановки: деревья, цветочки - шапочки подснежников, елочки, береза, с сидящими на ней перелетными птицам к, ваза с веточками, В: Ребята, какое сейчас время года в лесу? Д: Весна.,.

В: Правильно, мы с собой привели весну в лес. потому что мы лучики солнца.  Давайте подышим весенним  воздухом  (гимнастика  на дыхание). Чувствуете, какой чистый, весенний, воздух в лесу? (подходит к вазе с веточками). Ой, а это что за маленькое деревце? Д: Это веточки.

В: А на веточке что за маленькие домики? Д: Листья и почки...

В: Вот этот лист уже проснулся, а здесь пока спит (показ указкой). Вы же лучики,  давайте  их разбудим,  постучимся  в домик  и  скажем   «Тук-тук, просыпайтесь, весна пришла, тепла принесла». Д: Тук-тук, просыпайтесь, весна пришла, тепла принесла!!! В; Давайте понюхаем листья и почки. Чем пахнут? Д: Весной пахнут.

В: Вот и разбудили лучики деревья, спасибо вам, лучики: Но у нас еще много работы. Может быть снег где остался, растопить надо. Дети, поищем снег (дети находят поднос со снегом). Ore, какой сугроб! Принимаемся за работу. лучики! Грею, греют лучики. Что происходит? (дети подносят ладони к снегу, как бы «колдуют», под снегом находится грелка с горячей водой, которую дети не видят, снег тает). Д: Снег тает, превращается в воду, В: Какие лучики у солнца9 Д: Горячие. В: А снег, какой? Потрогайте (дети исследуют снег).

Д: Холодный.

Включается запись «Шум воды» 

В: Что за шум? (Дети садятся на стульчики)

Д: Вода шумит, ручейки!

В: Солнце яркое светило, снежок весь растопило, растаял снег, превратился в

лужи, ручейки.

Показ  слайд-шоу из мультфильма «Ручейка». Плавный   переход  на

слаид-шоу «Подснежник»,

В: Ребята, посмотрите, а это что?

Д: Подснежники.

В: Да, это появляется первый весенний цветок — подснежник. Кто знает,

почему его так назвали? (Ответы детей). Да он пробивается из под снега,

поэтому и получил свое название подснежник (индивидуальные и хоровые

повторы). Смотрите, и на наглей поляне появились подснежники. Ребята, а

вы   хотели   бы   на   минуту   превратиться   в   первый   весенний   цветок

подснежник?

Д: Даааааа, хотим.

В:   Тогда   надевайте   шапочки   -   цветочки   на   голову.   Давайте   скажем

волшебные слова: «Влево - вправо повернись и в подснежник превратись»

(дети садятся на корточки и закрывают глаза).

.Физминутка.

Вот подснежники проснулись (встают и протирают глаза

Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)

Раз - росой они умылись (умываются)

Два - изящно покружились (кружатся)

Три - нагнулись и присели (наклоняются и приседают).

Молодцы, вы были настоящими цветочками - подснежниками. А теперь

нужно обратно превратится в лучиков. Вспомним волшебные слова «Влево -

вправо повернись и в лучиков превратись!» (дети убирают шапочки и садятся

на стульчики).

Включается запись «Птичьи голоса».

В: Что это за шум?      =

Д: Это поют птицы.

Показ слайд-шоу про птиц. (Сначала видим много птиц, а потом,  на экране

появляются зимующие птицы)

-Синица, ворона, сорока, воробей, снегирь, свиристель, дятел, голубь. (Дети

называют птиц),

В: Кто скажет, мы этих птиц видели зимой?

Д: Да.

В: Это какие птицы?

Д; Зимующие

На экране перелет птиц с голосом журавлей.

В: Ребята, давайте подойдем поближе вот к этому дереву на нашей поляне. Какое это дерево?

Д: Береза.

В: Посмотрите, на ней сидят птицы, они вам знакомы? (Дети называют птиц).

А этих птиц вы видели зимой? (Ответы). А где они были? (Ответы.) Как мы

их называем?

Д: Перелетные.    

В: Ребята, чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?

Д; Строят гнезда, выводят птенцов.

В:   Давайте   поможем   птицам   построить   гнезда    Для   этого   нам   нужно

разделиться на две маленькие группы

Пальчиковая  гимнастика - игра  с  прищепками  «Построим гнездо».

(Берут по очереди прищепкой - клювом веточку и несут к игрушечным

птицам).

В: Молодцы, птицы вам очень благодарны. А теперь подойдите к доске,

давайте рассмотрим вот эту картину. (Подходят к панно на школьной доске).

Вот мы    с вами помогли двум птичкам построить гнездышки. А как

остальные? Посмотрите как их много на этой картине' Где их домики? Д: Грачи и соловьи вьют гнезда на деревьях. Лебеди, дикие гуси и утки ,  журавли строят гнезда на земле. Ласточки - на берегах рек, А скворцы живут в скворечниках. Скворечники строят им люди.

В: Ребята, смотрите на картине у нас птиц много, а домиков?

Д: Домиков меньше, чем птиц. (Ответы.)

В: Хотите помочь птицам? Давайте поможем, подарим им новые дом (Дети создают коллаж, приклеивают готовые силуэты скворечников, гнезд, дополняют коллаж деталями: облака, солнышко, трава, цветы и т.д.)

В:   (Располагает   коллаж   на   доске).   Давайте   полюбуемся,   что   у    нас получилось? Всем ли хватило домиков?

 Д:Да.

В: Теперь всем птицам хватило домиков. Они спокойно могут жить -  . гнездах и выводить птиц. А нам с вами пора возвращаться в детский Занимайте места в автобусе. (Дети рассаживаются) Но прежде чем отправиться домой, скажите вы любите весну? (Ответы.) Сейчас вы будете говорить по очереди, за что вы любите весну и вытягивать ленту из круга лежащего на полу. Гульназ, за что ты любишь весну? (Ребенок отвечает и вытягивает ленту из круга. Получается большое солнце на полу.)

Слайд-шоу «Весна»

         Я    раскрываю почки
     В зеленые листочки,        

Деревья одеваю.

Посевы поливаю, Движения полна

Зовут меня.. .(Ответы детей).

В: Вот ребята, сама Весна вышла проводить нас.

Весна: Посмотрите, что у вас получилось на полу из круга? (Ответы). А вы его  добрые  и  умные  лучики,   от  которых  всем   тепло  и   радостно. Вы разбудили деревья, растопили снег, помогли подснежникам и птицам. К

моему    письму    были    приложены   маленькие    солнышки.    Это    вам    в

благодарность за то, что вы помогли мне победить холод!  Спасибо, до

свидания!

Д: До свидания!

В: Весна ушла в свой лес, а мы поедем домой. Где наш шофер?

Заводится  машина  и  под  музыку «Паровозика  из  Ромашкого» дети

«едут».

Вот мы и дома. А вот маленькие солнышки, которые подарила нам Весна!

(Раздать детям).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ!" Старшая группа

Интегрированное занятие в старшей группе. Интеграция областей: ПОЗНАНИЕ; КОММУНИКАЦИЯ...

Методическая разработка интегрированной непосредственной образовательной деятельности по музыкально-художественному развитию «Встреча весны» для старшей группы детского сада

Данный материал дает возможность  познакомить детей с руссими обычаями встречи весны, с праздником птиц Сорок Сороков, с русскими фольклорными персонажами. Соответствует требованиям ФГОС....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Поможем Весне».

Программное содержание:Цель: Формировать представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.Задачи:Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления де...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Здравствуй, Весна!»

Цель: уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.Интеграция образовательных областей:1.     «Познание» - развитие у детей познавательных интер...

Интегрированная ОД по развитию речи в старшей группе по теме: «Весна»

Цель: поддержка интереса детей к совместной познавательной деятельности....

конспект интегрированного занятия по культуре речи в старшей группе на тему :"Весна.Признаки весны."

цель занятия:учить детей интонационной выразительности речи,изменять голос по высоте и силе в зависимостиот содержания высказыванияпользоваться паузами,логическим ударением,менять темп и темр речи,осо...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе "Весна. Изменения в природе".

Цель: показать знания и умения детей, полученные на занятиях.Задачи:Образовательные: уточнить словарь по теме « Весна», совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании п...