Познавательно - исследовательский проект "Соль - волшебница"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Слепцова Алла Валентиновна

Детский исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательский проект

«Соль – волшебница»

с детьми подготовительной группы

Участники проекта: дети  группы

Руководитель: воспитатель группы

Мотив: во время обеда один из детей группы сказал, что суп совсем не солёный. Встал вопрос: «Для чего нужна соль»? Ответы детей: «Что было вкусно». Мы сделали вывод с детьми, что соль это приправа, которая придаёт пище вкус. Воспитатель поставил детям вопрос: «Откуда берётся соль» и «Нужна ли соль для жизни человека?». Дети не смогли дать точные вразумительные ответы и тогда мы решили побольше узнать о соли, о её свойствах и жизненной значимости для человека с помощью познавательно - исследовательской деятельности.

Цель проекта: формирование у детей естественно - научных представлений о веществах окружающего мира.

Задачи:

1. Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.

2. Исследовать свойства соли опытным путём.

3. Расширить представления о добыче соли.

4. Развивать у детей стремление к поисково - познавательной  деятельности.

5. Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.

6. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.

Гипотеза:

Если мы проведём исследования, опыты, экспериментирования с солью, изучим литературу о ней, то мы расширим свои знания о соли, не только, как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений, и применений в детском творчестве.

Вид проекта:

Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.

Методы: наглядные (просмотр презентации, показ педагога), словесные (вопросы проблемного характера, беседа, обсуждение, художественное слово), практические (эксперименты), игровые.

Средство обучения: презентация, заучивание пословиц, поговорок, эксперименты, опыты с солью, рисование с помощью соли.

Ожидаемый результат:

  1. Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.
  2.  Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.
  3.  Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.
  4. Развитие наблюдательности, внимания,  умения сравнивать.
  5. Развитие творческих способностей детей.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап

Совместно с детьми мы обсудили план деятельности. Поставили цели, задачи для экспериментирования, подобрали информацию по теме проекта.                

Посмотрели презентацию о добыче соли и применении её в разных областях.                    

Рассмотрели  соль через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная).

Отгадывали загадки о соли. Читали русскую народную сказку Ф.Н.Афанасьев «Соль», филиппинскую сказку «Почему вода в море солёная», статьи о том, какую роль играла соль в средние века.

Выясняли, что про соль народ сочинил много поговорок и пословиц. Выучили некоторые из них: «Без соли невкусно, а без хлеба несытно».

Воспитатель дал детям задание узнать у мам, как они используют соль в домашнем хозяйстве.

Поговорив с мамой, мы узнали некоторые хитрости, связанные с солью.

Например, чтобы раскаленное растительное масло на сковороде не брызгало в разные стороны, горячее масло нужно присыпать солью.

Чтобы с легкостью почистить вареные куриные яйца от скорлупы, добавьте в воду, в которой они будут вариться, немного соли.

Как определить свежесть куриного яйца? Добавьте в чашку воды чайную ложку соли. Положите в раствор яйцо. Если оно всплывет - лучше его не использовать, а вот утонувшее в такой воде - скорее всего свежее.

Если добавить щепотку соли в кувшин свежего молока, оно будет храниться дольше.
В конце этого этапа интерес к изучению соли у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с солью.

2. Основной этап: опытно-экспериментальная деятельность

С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. 

Наблюдения и опыты мы зафиксировали в дневнике наблюдений.

Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, при нажатии скрипит как снег


Соль растворяется в воде

Мы взяли ёмкость с водой, погрузили туда ложку с солью – соль с нее исчезла.
Вывод: соль растворяется в воде.

Соль в воде разной температуры

Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой».

Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.

Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.

Соль - чистящее средство

Мы взяли грязный бокал насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел.
Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.

Водоплавающее яйцо

Давайте проведём эксперимент и проверим, как солёная вода будет выталкивать предметы на поверхность! Для проведения опыта нам понадобится: 2 сырых яйца, 2 стеклянные ёмкости с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в ёмкость с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором сосуде с водой соль и опустим яйцо в солёную воду. Яйцо осталось плавать на поверхности воды.

Вывод: Соль действительно выталкивает предметы из воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

Дети проводили эксперименты самостоятельно и с помощью воспитателей, следуя чётким инструкциям. В процессе исследовательской деятельности дети с интересом  выполняли опыты, наблюдали, удивлялись увиденному, делали выводы.

При испарении воды из солёного раствора  остаются кристаллики соли

Можно соль раскрашивать и рисовать с помощью соли картины

3. Заключительный этап

- Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли

- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью

- Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли

- Дневник наблюдений опытов.

Закончив проект, мы узнали:

Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде.

Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

Соль - помощница в хозяйстве.

Соль - пища и приправа, консервант.

Соль необходима для жизни и здоровья человека.

При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.

С помощью соли можно рисовать картины.

Выводы:

Гипотеза подтвердилась, можно с уверенностью сказать, что соль поистине «Волшебница». Самые простые и знакомые вещи могут быть необычными. Было интересно экспериментировать с солью. Опыты оказались познавательными.

Материалы для проведения проекта:

- Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканы, ложки, соль, яйцо, вода, гуашь, тарелочки.

- Материал для рисования:  альбом для рисования, картон, соль, клей ПВА, цветная соль, гуашь.

– презентации о соли

Использовала материалы ИНТЕРНЕТ

Приложение:

Загадки про соль

Родилась я в воде,

И по вкусу будут мне:

Мясо, рыба и капуста,

Помидор, арбуз и сало,

Огурец, растёт что густо.

Может, хватит или мало? 

               (Соль)

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль

Если пожалели …

                     (Соль)

Рассказать обо мне хоть немножко позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.

В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и невкусно, и повар не рад.

В рану, глаз попаду - будет едкая боль.

Как назвали меня, догадался ты? ...

(Соль)

Хоть неприметна я всегда,

Но без меня никак нельзя - 

Когда варится еда,

Чтоб была она вкусна,

Меня в меру, чур бери,

Только не ...    (Соль)

Этот белый минерал,

Он на кухне генерал.

Без него супы и каша,

Не понравятся нам даже…

(Соль)

В воде она родится,

Но странная судьба-

Воды она боится,

И гибнет в ней всегда…

(Соль)

Все ребята знать должны,

Из чего пекут блины!

Ты не знаешь что ли?

Молоко, мука, яйцо и щепотка…

(Соли)

Меня не едят,

Но и без меня мало едят.

Что за странный порошок,

С виду неприметный.

Но любое блюдо он,

Делает отменным…

(Соль)

Мясо любит и капуста,

Помидор, арбуз и сало,

Огурец, растёт что густо.

Может хватит или мало?..

(Соль)

И не красива, и не вкусна,

А без неё еда пресна…

(Соль)

В воде родилась,

В огне крестилась.

На воду пала и пропала…

В земле родится,

На солнце вырастает,

В воде умирает…

Этот слон белоголовый

На столе живёт в столовой.

 (Солонка)

С солью бочонок

Приучен с пеленок

Всегда и везде

Кланяться еде.

(Солонка)

Использовала материалы ИНТЕРНЕТ

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» с детьми среднего дошкольного возраста по методике О.В. Дыбина

Задачи:1) формирование представлений о паре – превращение пара в воду при охлаждении пара; расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навы...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе

Познавательно-исследовательская деятельностьТема «Волшебница  вода».Задачи:- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;-...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы

Программное содержание:·        Расширять представления о соли её свойствах и качествах.·        Формировать способы зрительного и...

Познавательно-исследовательский проект "Волшебница вода"

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизн...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница-соль»

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница-соль»...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебница-соль"

Конспект занятия для детей средней группы по познавательно-исследовательской деятельности...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в средней группе

Цель: расширение представлений у детей о значении воды и ее свойствах....