Главные вкладки

    Конспект занятия «Удивительные камни»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Малтугуева Надежда Ивановна

    ·         Формировать умение классифицировать камни по признакам; активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл eti_udivitelnye_kamni.docx17.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия «Удивительные камни»

    Цель: знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

    Задачи: 

    • Обучающие: формировать умение классифицировать камни по признакам; активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации.
    • Развивающие: развивать визуальную, мышечную память, глазомер, логическое мышление; закреплять навыки работы с увеличительными приборами; способствовать развитию слухового восприятия.
    • Воспитательные: воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам; формировать чувство взаимного уважения, самоуважения, умения считаться с интересами других; воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

    Развивающая среда: картины гор и горных ландшафтов, «волшебный мешочек», шапка ученого, набор камней - по числу детей, лупы, стакан с водой, ложка, большие подносы, салфетки.

    Предварительная работа: беседа с детьми о горах, рассматривание картин, глобуса, карты мира, чтение сказки П.Бажова «Каменный цветок», рассматривание минералов и камней.

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в лабораторию, где будем проводить опыты.

       Дети встают возле стола, на нем лежит «волшебный мешочек», по очереди подходят к нему, просовывают руку и ощупывают предмет. Делают вывод, что внутри мешочка лежит камень.

    В: Догадались, с чем мы будем проводить опыты? (ответы детей). Верно с камнями. Садитесь за столы. Давайте вспомним, какие нам нужны «помощники» для экспериментов?

    (напоминание о предназначении каждого органа человека (глаза, нос, руки, уши).

    Начинаем наш первый опыт.

    Опыт №1: «Определить цвет и форму».

    В: Самым первым начинают работу наши глаза. Внимательно осмотрите все камни.

    Дети: Камни разного цвета (серый, белый, красный, синий и т.д).

    Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

    В: Очень хорошо справились с первым опытом.

    Опыт №2: «Определение размера».

    В: Все камни одинакового размера?

    Д: Нет.

    В: Покажите самый большой, средний, маленький камень. Какого размера бывают камни?

    Вывод: камни бывают разных размеров.

    Опыт №3: «Определение фактуры поверхности».

    В: Для этого опыта нам нужны ваши очень чувствительные пальчики. Сейчас по очереди мы погладим каждый камень. Поверхность камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий и самый шершавый камень. (дети показывают).

    Вывод: Камень может быть гладким и шероховатым.

    Физминутка:  «Гора»

    Стоит гора-старушка                                   Поднимают руки вверх

    До небес макушка.                                       Тянутся на цыпочках вверх.

    Её ветер обдувает,                                       Обмахивают себя кистями рук

    Её дождик поливает,                                   Встряхивают кистями рук.

    Стоит гора, страдает                                   Прикладывают ладошки к щекам, качают головой

    И камешки теряет.                                      Дети медленно отходят назад.

    И каждый день

    И каждую ночь

    Катятся, катятся                                          По сигналу воспитателя дети

    Камешки прочь.                                           Разбегаются в стороны.

    Раскатились камни,                                    Прикладывают ладошки

    И с той самой поры                                    к щекам и качают головой.

    Ничего не осталось                                     Двумя руками показывают на

    От нашей горы                                           опустевшее место.

    Мы немножко отдохнули и готовы к новым открытиям.

    Опыт №4: «Рассматривание камней через лупу» 

    В: Для того, чтобы еще лучше увидеть поверхность камней, мы воспользуемся лупами. (рассматривание детьми лупой свои камни). Что вы увидели, ребята?

    Д: Ямочки, дорожки, крапинки, узоры.

    Вывод: Камни имеют разные рисунки.

    В: А вы знаете, что все предметы имеют вес. Хотите узнать, сколько весят камни? Это уже будет следующий опыт,

    Опыт № 5: «Определение веса»

    В: Мы сейчас на минутку станем весами. Что делают весы? Да, взвешивают.  

    Ребята по очереди держат в руках камни и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

    Вывод: камни бывают по весу разные: легкие и тяжелые.

    В: Ребята положите ладошки на щеки, а потом быстро на стол. Стол какой? (холодный). А щеки? (теплые). Да, наша кожа может определить температуру. Как вы думаете, а у камней одинаковая температура? Сейчас проверим на следующем опыте.

    Опыт № 6: «Определение температуры»

    В: Ребята мы с вами проведем очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Что нужно для этого сделать?

    Дети предлагают разные способы действий, проводят опыт. Предлагается согреть холодный камень своим дыханием.

    Дыхательная гимнастика. Дети берут камни, кладут в ладони, делают вдох носом, выдох через рот, губы трубочкой (3раза).

    Вывод: камни могут быть теплыми и холодными.

    Физминутка (выполняется в соответствии с текстом).

    Миша шел, шел, шел                                   Дети шагают на месте

    Белый гриб нашел                                       удивляются грибу

    Раз грибок, два грибок                               наклоняются собирают грибы

    Положил он в кузовок                                кладут в кузовок

    В: Ребята, а что будет с камнем если его положить в воду? (ответы детей). Почему вы так думаете? (доводы детей). А что нужно сделать, чтобы узнать? (предположения детей).

    Сейчас проверим ваши ответы и доводы. Проведем опыт.

    Опыт № 7: «Плавучесть»

    Дети в посуду с водой осторожно кладут камень. Наблюдают. Делятся мнениями друг с другом. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, он стал более ярким.

    Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.

    Дети вытирают салфеткой камни.

    В: Ребята, а сейчас мы с вами станем учеными и будем делать вывод о свойствах камней.

    Ребята по очереди рассказывают обо всех проделанных опытах.

    Приводят свои рабочие места в порядок. Проводится выставка на тему: «Камни».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    цикл занятий "удивительные камни"

    одним из эффективных методов развития детей является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные ...

    Конспект занятия "Удивительные камни"

    Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....

    Конспект занятия "Удивительные камни"

    Конспект НОД по образвоательной области "Познавательное развитие" Удивительные камни для старшей группы...

    Конспект занятия "Удивительные камни"

    Конспект занятия "Удивительные камни" для детей  5-6 лет (эксперементально - исследовательская деятельность)...

    Конспект открытого занятия " Удивительные камни"

    Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.Задачи:Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома;Развивать память, глазомер, логическое мышле...

    Конспект открытого занятия "Удивительные камни"

    Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней....